Решение по делу № 2а-317/2020 от 06.05.2020

№2а-317/2020

УИД: 30RS0014-01-2020-000457-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Астраханская область г. Харабали 31 августа 2020г.

Харабалинский районный суд Астраханской области в составе

председательствующего судьи Лесниковой М.А.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Нурпейсовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Астраханской области к Тюрину В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Астраханской области обратилась в суд с иском к Тюрину В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что Тюрин В.В. состоит на учёте в налоговом органе и является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства:

ВМВВJ1044Р4L5Y государственный регистрационный знак с 18 августа 2007г. по настоящее время;

Тойота Ленд Крузер 95 государственный регистрационный знак с 1 июля 2004г. по настоящее время;

КАМАЗ 5320 государственный регистрационный знак с 11 ноября 2014г. по настоящее время;

АФ77А1ВJ государственный регистрационный знак с 17 сентября 2013г. по настоящее время;

ВАН-ХООЛ государственный регистрационный знак с 26 декабря 2015г. по настоящее время.

Административный ответчик имеет задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 5188 руб. (с учётом частичной уплаты налога), пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 4838,58 руб.

В соответствии с действующим законодательством налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, производят уплату налога в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку по налоговому уведомлению сумма налогов не оплачена, то административному ответчику было направлено требование об уплате транспортного налога, пени, однако оно также не было исполнено. В связи с этим истец обратился к мировому судье судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика указанной задолженности. Данное заявление 24 октября 2019г. удовлетворено. Однако, по заявлению административного ответчика определением мирового судьи от 12 ноября 2019г. судебный приказ отменён, но транспортный налог и сумма пени не оплачены. Просит суд взыскать с административного ответчика Тюрина В.В. задолженность по транспортному налогу в сумме 5188 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 4838,58 руб.

В возражениях на административные исковые требования административный ответчик Тюрин В.В. указывает, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд, т.к. о факте недоимки налоговому органу стало известно 2 октября 2015г. Таким образом, полагает, что требование об уплате транспортного налога за 2015 год должно быть направлено не позднее января 2016 года, а срок исполнения - февраль 2016 года. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, препятствующих налоговому органу обнаружить недоимку по транспортному налогу за 2015 год на следующий день после истечения срока уплаты налога, суду не представлено. Следовательно, соответствующие сроки исчислялись в общем порядке. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Представитель административного истца, административный ответчик Тюрин В.В. надлежащим образом извещённые о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерациисуд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя административного истца, административного ответчика.

Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства и дав им юридическую оценку, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

В соответствии с п.п. 4, 3 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более, чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учёт и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (п. 3 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии с п. 1 и 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.

На основании п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В силу ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 1, 3, 4, 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пенёй признаётся установленная статьёй 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

На основании ст. 1 Закона Астраханской области «Отранспортномналоге» от 22 ноября 2002г. №49/2002-ОЗ,налоговыеставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортныхсредств, категориитранспортныхсредств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателятранспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тоннутранспортногосредства или единицутранспортного средства. Налоговая ставка для транспортных средств следующих категорий составляет: «автомобили легковые» с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): составляет до 100 л.с. - 14 руб.; свыше 100 л.с. до 150 л.с. составляет 27 руб.

Судом установлено, что административному ответчику Тюрину В.В. на праве собственности в 2015 году принадлежали следующие транспортные средства:

ВМВВJ1044Р4L5Y государственный регистрационный знак с 18 августа 2007г. по настоящее время;

Тойота Ленд Крузер 95 государственный регистрационный знак с 1 июля 2004г. по настоящее время;

КАМАЗ 5320 государственный регистрационный знак с 11 ноября 2014г. по настоящее время;

АФ77А1ВJ государственный регистрационный знак с 17 сентября 2013г. по настоящее время;

ВАН-ХООЛ государственный регистрационный знак с 26 декабря 2015г. по настоящее время.

Согласно налоговому уведомлению от 7 мая 2015г. Тюрину В.В. исчислен транспортный налог за 2014 год в сумме 9432 руб. сроком уплаты до 1 октября 2015г. (л.д. ).

Налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год административным истцом суду не представлено. Кроме того, в материалах административного дела №2а-3532/2019, возбужденного мировым судьёй судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области, налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2015 год также отсутствует.

31 мая 2019г. налоговым органом в адрес Тюрина В.В. направлено требование , в соответствии с которым административный ответчик обязан уплатить недоимку по налогам в сумме 20093 руб., которая образовалась на 29 декабря 2016г., пени в сумме 4902,24 руб., в срок до 24 июня 2019г. (л.д. ).

Требование было направлено налоговым органом в адрес Тюрина В.В. через личный кабинет налогоплательщика (л.д. ).

Транспортный налог был уплачен административным ответчиком частично. Задолженность по транспортному налогу, с учётом частичной уплаты налога, составляет 5188 руб., пени в сумме 4838,58 руб.

21 октября 2019г. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Астраханской области обратилась к мировому судье судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Тюрина В.В. недоимки по транспортному налогу в сумме 20093 руб., пени в сумме 4902,19 руб.

24 октября 2019г. мировым судьёй судебного участка №1 Харабалинского района Астраханской области был выдан судебный приказ №2а-3532/2019, которым был отменён в связи с поступившими возражениями административного ответчика определением мирового судьи от 12 ноября 2019г.

С административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 29 апреля 2020г. (л.д. ).

В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1).

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4).

В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

Статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора.

В соответствии с п. 2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

На основании пункта 3 указанной нормы требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании моет быть восстановлен судом.

Согласно установленной законом процедуре требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, и должно быть им исполнено в течение восьми дней либо иного указанного срока с даты его получения, после чего в случае неисполнения требования налоговый орган должен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, а в случае последующей отмены этого судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа может предъявить требование о взыскании недоимки в суд в порядке искового производства.

Несвоевременное совершение налоговым органом указанных действий, предусмотренных ст. 69, 70, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечёт продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, пропущенный налоговым органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд приходит к выводу о том, что по настоящему делу транспортный налог за 2015 год подлежал уплате налогоплательщиком в срок не позднее 1 декабря 2016г., соответственно, днём выявления недоимки за 2015 год является 2 декабря 2016г. Следовательно, требование об уплате налога и пени должно было быть направлено налогоплательщику за 2015 год не позднее 2 марта 2017г.

Однако доказательств того, что в указанные сроки налогоплательщику было направлено налоговое уведомление за 2015 год, требование об уплате налога и пени, налоговым органом не представлено.

Требование об уплате недоимки по транспортному налогу за 2015 год направлено административному ответчику Тюрину В.В. в мае 2019 года.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований следует отказать в полном объёме, учитывая, что направление требования об уплате налога за 2015 год с нарушением установленного законом срока влечёт пропуск всех последующих сроков в процедуре принудительного взыскания задолженности, а также, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, наличие уважительных причин, которые могли бы быть признаны уважительными, не установлено.

При этом суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Астраханской области к Тюрину В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.

Председательствующий М.А. Лесникова

Решение в окончательной форме изготовлено 1 сентября 2020г.

Председательствующий М.А. Лесникова

2а-317/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС РОссии № 4 по Астраханской области
Ответчики
Тюрин Владислав Владимирович
Суд
Харабалинский районный суд Астраханской области
Судья
Елизарова И.В.
Дело на сайте суда
harabalinsky.ast.sudrf.ru
06.05.2020Регистрация административного искового заявления
06.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
10.07.2020Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
04.08.2020Судебное заседание
05.08.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
13.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее