Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-555/2020 (2а-6436/2019;) ~ М-6140/2019 от 19.12.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17.01.2020 Промышленный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Пискаревой И.В.,

при секретаре Хайретдиновой Ю.А..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-555/2020 по административному иску Агафоновой ФИО4 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности и понуждении произвести регистрацию права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Агафонова Н.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что на основании Постановления Главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в собственность земельных участков под индивидуальное жилищное строительства гражданам-работникам АО «<данные изъяты>» Агафоновой Н.А. предоставлен земельный участок <адрес>, фактически занимаемый выкупленными строениями под ИЖС в пределах нормы по нормативной цене, остальное в аренду с правом выкупа.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с окончанием срока аренды по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы города Самара «Об утверждении проекта границ земельного участка и продлении Агафоновой Н.А. срока аренды для индивидуального жилищного строительства земельного участка в Промышленном районе» срок аренды с Агафоновой Н.А. продлен на 5 лет с правом выкупа в собственность земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с правом выкупа. На земельном участке возведен объект недвижимости, собственником которого является Агафонова Н.А.

Агафонова Н.А. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о выкупе земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, ей было отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером

Решением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу, отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в предоставлении в собственность за плату Агафоновой Н.А. земельного участка с кадастровым номером , площадью 464,40 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, признан незаконным. Промышленный районный суд обязал Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , площадью 464.40 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес> с Агафоновой Н.А.

Определением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Министерства строительство и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в установленном решением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Агафоновой Н.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, правоотношении, на Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Определением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено решение Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Агафоновой Н.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, в части указания цены земельного участка (кадастровый ), площадью 464,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, определив цену в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, а именно в размере 625446, 96 рублей.

На основании указанных судебных актов между Агафоновой Н.А. и Департаментом управления имуществом городского округа Самара заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ кп, согласно которому Агафонова Н.А. приобретает в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером .

В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Агафонова Н.А. произвела оплату стоимости земельного участка в размере 625446, 96 рублей.

Между сторонами договора составлен акт приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Департамент управления имуществом городского округа Самара передал, а Агафонова Н.А. приняла земельный участок с кадастровым номером

Стороны вышеуказанного договора ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о регистрации перехода права собственности в едином государственном реестре недвижимости.

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление действий по государственной регистрации права до ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании положений пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, согласно которым ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и положению пункта 2 статьи 27 ЗК РФ свидетельствующего, о том, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами, в связи с нахождением спорного земельного участка в границах второго и третьего пояса зоны санитарной охраны водозабора, установленных постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Считает, что Управлением Росреестра по Самарской области незаконно вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права учитывая, что спорный земельный участок с кадастровым номером первоначально предоставлен по договору аренды в ДД.ММ.ГГГГ. и не был ограничен в обороте, Промышленным районным судом г. Самары при вынесении ДД.ММ.ГГГГ решения были исследованы все обстоятельства дела и ограничение обороте спорного земельного участка отсутствовало, границы зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 муниципального предприятия г.Самары «Самараводоканал» не определены, сведения о зонах, границах и режимов зоны санитарной охраны водозабора насоснофильтровальной станции № 1 муниципального предприятия г.Самары «Самараводоканал» в государственный кадастр недвижимости не вносились, что подтверждается уведомлениями о приостановлении и об отказе в государственной регистрации, выпиской из единого реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ , спорный земельный участок был предоставлен административному истцу в аренду до утверждения зоны санитарной охраны и до введения в действие ЗК РФ, в том числе пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ, ограничивающего оборот земельных участков, расположенных во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ранее действующее земельное законодательство запрета на нахождение в собственности земельных участков, находящихся в границах водоохранных зон не устанавливало.

Согласно Правилам землепользования и застройки г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером , площадью 464,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, расположен в территориальной зоне Ж-1: зона малоэтажной застройки индивидуальными домами, в Правилах отсутствует утвержденная карта границ охранных и санитарнозащитных зон, в том числе зоны санитарной охраны водозабора.

Отсутствие сведений решений об изъятии и резервировании в отношении указанного земельного участка подтверждается выпиской из информационной системы градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ , выданной Департаментом градостроительства.

Установленное решением Промышленного районного суда г.Самары, вступившим в законную силу, отсутствие каких-либо ограничений на предоставление из государственной собственности в собственность Агафоновой Н.А. земельного участка с кадастровым номером , между Департаментом управления имуществом г.о. Самара и Агафоновой Н.А. правомерно заключен договор купли-продажи.

На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным уведомление Управление Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности Агафоновой ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером площадью 464,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

обязать Управление Росреестра по Самарской области повторно рассмотреть заявление от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности, поданное Агафоновой ФИО6 и осуществить государственную регистрацию права собственности Агафоновой ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером , площадью 464,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Агафонова Н.А. поддержала исковые требования, по доводам изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что земельный участок по указанному адресу был предоставлен ей на основании Постановления Главы г.Самары в ДД.ММ.ГГГГ году в аренду с правом выкупа как работнику завода Моторостроитель под индивидуальное жилищное строительство. С ней был заключен договор аренды, который впоследствии продлен. На участке ею построен жилой дом, подведены коммуникации, участок огорожен, используется по назначению под индивидуальный жилой дом. После вынесения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ она неоднократно обращалась в Министерство строительство Самарской области по вопросу выкупа земельного участка. Однако министерство строительства бездействовало, всячески препятствовало исполнению решения суда, длительное время не могли согласовать стоимость земельного участка для его выкупа, затем полномочия перешли по распоряжению земельными участками перешли к Департаменту по управлению имуществом г.о.Самара. Ее доверенные лица, которым она поручила заниматься вопросом выкупа земельного участка, работали недобросовестно, из-за чего решение данного вопроса затянулось.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, направили в суд отзыв на исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении иска, представили копии документов на основании которых было принято оспариваемое решение.

Представители заинтересованных лиц Департамента по управлению имуществом г.о.Самара, Министерства строительства по Самарской области в суд не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Решением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным отказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность за плату Агафоновой ФИО8, имеющий кадастровый , площадью 464,40 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, с обязанием Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, имеющий кадастровый , площадью 464,40 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес> с Агафоновой ФИО9. Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, в установленном решением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Агафоновой Н.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, правоотношении, на Департамент управления имуществом г.о.Самары. Определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено решение Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Агафоновой Н.А. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка, понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, в части указания цены земельного участка (кадастровый ), площадью 464,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> определив цену в размере 50% от кадастровой стоимости земельного участка, а именно в размере 625 446,96 рублей. Определение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом управления имуществом г.о.Самара – продавец и Агафоновой Н.А. – покупатель в соответствии со ст.ст.39.14, 39.20 ЗК РФ, на основании заявлений от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, во исполнении решения Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ по делу , определений Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ по делу , заключен договор купли-продажи , в соответствии с которым продавец обязался передать в собственность, а покупатель принять и оплатить по цене 50 % кадастровой стоимости земельного участка и на условиях настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес> с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в границах, указанных в выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 464,00 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи к договору от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0702003:64, находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <адрес>, принят Агафоновой Н.А.

ДД.ММ.ГГГГ Агафонова Н.А. и Департамент управления имуществом г.о.Самары обратились в Управление Росреестра по Самарской области о государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Однако уведомлением Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление действий по вышеуказанному заявлению, поскольку согласно п.3.3 договора земельный участок расположен в границах 2 и 3 поясов ЗСО (Зона санитарной охраны) водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал». Границы и режимы санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самаравоканал» установлены Постановлением Правительства Самарской области от 26.06.2012 № 304. Представленный договор заключен с нарушением требований действующего законодательства, т.к. приобретаемый земельный участок ограничен в обороте. Поскольку в ЕГРН (реестр границ) сведения о вышеуказанной зоне с особыми условиями не внесены, в целях подтверждения факта нахождения вышеуказанного земельного участка в обозначенной зоне с особыми условиями использования в министерство строительства Самарской области направлен соответствующий межведомственный запрос.

Уведомление Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в регистрации перехода права собственности на земельный участок, поскольку представленный договор купли продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, заключен с нарушением требований действующего законодательства, так как приобретаемый земельный участок ограничен в обороте. Согласно поступившему ответу на запрос от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером: расположен во втором и третьем поясе зон санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции №1 МП г. Самары «Самараводоканал», утвержденных постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.12 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В силу статей 14, 15, 18, 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав. При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).

Частью 1 ст.43 Водного кодекса РФ установлено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного кодекса.

В пункте 3 договора кп от ДД.ММ.ГГГГ указано, что публичные сервитуты отсутствуют. Земельный участок частично обременен охранной зоной инженерных коммуникаций (ЛЭП, водопровод Д=100мм, газопровод Д=50мм). Участок расположен в границах 2 и 3 поясов ЗСО водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал».

Однако из ответа Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ следует земельный участок с кадастровым номером расположен во втором и третьем поясе зон санитарной охраны водозабора насоснофильтровальной станции № 1 МП г. Самары «Самараводокаиал», утвержденные постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно выписке из ЕГРН на спорный земельный участок имеются сведения о зоне с особыми условиями использования территории также (учетный номер зоны: ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (вместе с "СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002).

Согласно п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно п.1.15. СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы, санитарные мероприятия должны выполняться: а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект "Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (<адрес>) и об установлении границ и режимов зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции N 1 муниципального предприятия г. Самары "Самараводоканал" (<адрес>)".

Пунктом 2.1 вышеуказанного проекта предусмотрено, что границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО устанавливаются с учетом природных, климатических и гидрологических условий. Границы второго пояса (пояса ограничений) ЗСО удалены по акватории во все стороны от водозабора на расстояние 3 километра и от уреза воды при летне-осенней межени - на расстояние 750 метров.

Пунктом 3.1 вышеуказанного проекта предусмотрено, что границы третьего пояса (пояса ограничений) ЗСО совпадают с границами второго пояса ЗСО. Границы третьего пояса (пояса ограничений) ЗСО удалены по акватории во все стороны на расстояние 3 километра от водозабора и от уреза воды при летне-осенней межени - на расстояние 750 метров.

Графические сведения о границах санитарно-охранной зоны внесены в ИСОГД на основании вышеуказанного постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ . Пунктом 1 вышеуказанного постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал» (<адрес>), разработанный ООО «Дельта» в ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что сведения об изъятии и резервировании спорного участка отсутствуют, не могут являться основанием для признания оспариваемого уведомления незаконными.

Установив вышеприведенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый земельный участок находятся во втором и третьем поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения адрес, в связи с чем данные участки ограничены в обороте и в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации их приватизация запрещена.

Таким образом, нормативное регулирование правовых отношений, связанных с нахождением земельных участков в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, накладывает ограничения на оборот земельных участков и не предполагает их передачу в частную собственность.

Представленный административным истцом в Управление для регистрации перехода права собственности договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ нарушает требования указанного законодательства, запрещающего передачу в частную собственность земель, ограниченных в обороте.

Ссылка административного истца на решение Промышленного районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ, которым на Министерство строительство Самарской области возложена обязанность подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка, во исполнение которого заключен указанный договор купли-продажи, как на обстоятельство определяющее право истца на выкуп земельного участка, не принимается судом во внимание. Указанное решение суда не содержит выводов об обязанности министерства строительства именно заключить договор купли-продажи земельного участка, а лишь подготовить проект договора купли-продажи. Кроме того, решение вынесено судом ДД.ММ.ГГГГ, на момент вынесения решения границы вышеуказанных водоохранных зон не были определены и утверждены органом исполнительной власти, т.е. запреты и ограничения в обороте данного земельного участка не были установлено. Однако истцом не были приняты меры к своевременному исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в разумные сроки – в течение 3-х лет. Доводы о воспрепятствовании исполнению решения суда министерством строительства не могут быть приняты во внимание, поскольку существует принудительный порядок исполнения решений суда, который истцом не был реализован. Реальные меры по исполнению указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ предприняты истцом по истечении 10 лет с момента его принятия. Договор купли-продажи земельного участка до установления вышеуказанных ограничений в обороте не был заключен.

В результате утверждения постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ проекта «Зоны санитарной охраны водозабора насосно-фильтровальной станции № 1 МП г.Самары «Самараводоканал» к моменту заключения вышеуказанного договора купли-продажи земельного участка появились установленные вышеуказанными нормативными актами ограничения в обороте в отношении земельного участка, занимаемого жилым домом истца, расположенного по адресу: <адрес>, препятствующие передаче земельного участка в частную собственность. В силу данного обстоятельства выкуп указанного земельного участка стал невозможен в силу установленного законом запрета на его отчуждение.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии с п. 7 ч.1.ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 27 указанного закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В ходе рассмотрения дела подтвердился факт нахождения земельного участка во втором и третьем поясе зоны санитарной охраны водного объекта и недопустимость отчуждения земельного участка, который был продан Департаментом управления имущества г.о.Самары административному истцу.

При таких обстоятельствах действия Управления Росреестра Самарской области, по оценке представленных для регистрации права собственности документов на соответствие их требованиям действующего законодательства соответствуют полномочиям, возложенных законом на должностных лиц административного ответчика. Вывод, к которому пришли должностные лица Управления Росреестра по Самарской области о несоответствии представленных на регистрацию документов требованиям действующего законодательства ст. 27 ЗК РФ и отсутствии возможности произвести государственную регистрацию указанного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является обоснованным и обуславливает приостановление государственной регистрации сделки, а затем и отказ в регистрации перехода права собственности в соответствии с положениями ст. 26, 27 Федерального закона № 2180ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Исходя из содержания вышеуказанных норм закона и представленных сторонами доказательств как оснований своих возражений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Агафоновой Н.А. требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Агафоновой ФИО10 к Управлению Росреестра по Самарской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 464,4 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, и понуждении произвести регистрацию права собственности на земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено 31.01.2020.

Председательствующий:                 И.В. Пискарева

2а-555/2020 (2а-6436/2019;) ~ М-6140/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Агафонова Н.А.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Департамент управленя имуществом городского округа Самары
Министерство строительства Самарской области
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Пискарева И. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация административного искового заявления
20.12.2019Передача материалов судье
23.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
23.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.01.2020Предварительное судебное заседание
17.01.2020Предварительное судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее