РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Самара «17»февраля 2015года
Куйбышевский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего – ПрохоровойО.В.,
при секретаре – ПавельевойЮ.А.,
с участием помощника Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области – КатунинаИ.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2?223/2015 по иску Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации к Федеральному казённому учреждению Исправительной колонии №15 ГУФСИН России по Самарской области о признании незаконным бездействия учреждения в лице начальника и возложении обязанности оборудовать дополнительные помещения,
УСТАНОВИЛ:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области МаркеловС.Ю. в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с иском к Федеральному казённому учреждению Исправительной колонии №15 ГУФСИН России по Самарской области (далее – ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области) указав, что в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законов в ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области, по результатам которой выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: вместо требуемых 24комнат для проведения длительных свиданий в учреждении имеется лишь 7комнат. Для устранения указанных нарушений прокуратурой ранее в ДД.ММ.ГГГГ выносилось представление, но положительных результатов достигнуто не было. Обязанность по соблюдению требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ответчике, отсутствие достаточного количества комнат для проведения длительных свиданий не позволяет осуждённым в полной мере реализовать своё право, предусмотренное ст.89 УИКРФ, а также права их родственников, которые в силу отсутствия необходимого количества помещений не могут прибыть на свидание с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника учреждения, выражающееся в отсутствии обеспечения осуждённых надлежащими материально-бытовыми условиями при отбывании ими уголовного наказания, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязать ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника учреждения, путём реконструкции либо расширения зданий, имеющихся на территории колонии, оборудовать дополнительно 17(семнадцать) комнат для проведения длительных свиданий, доведя их общее количество до 24(двадцати четырёх).
В судебном заседании помощник Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области – КатунинИ.А. заявленные требования уточнил, просил обязать ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области в лице начальника учреждения, путём реконструкции либо расширения зданий, имеющихся на территории колонии, оборудовать дополнительно 10(десять) комнат для проведения длительных свиданий, доведя их общее количество до 17(семнадцати), поскольку приказом Минюста России от 30января 2015года №20 снижен лимит наполнения ФКУИК?15 с 853 до 622 осуждённых. Кроме того, продолжительность срока, в течение которого ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области должно оборудовать дополнительные помещения, оставил на усмотрение суда. Доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал и просил удовлетворить уточнённые исковые требования.
Представитель ответчика ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области – СелинаЮ.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.154), заявленные исковые требования не признала, пояснила, что учреждением приняты исчерпывающие меры по обеспечению осуждённых комнатами для свиданий, жалоб со стороны осуждённых и их родственников на отказ в предоставлении им свиданий не поступало, следовательно, их права не нарушаются. Кроме того, устранить нарушения не представляется возможным, поскольку, не имеется технической возможности выполнить требования прокуратуры в полном объёме, а также отсутствует достаточная материальная база. Просят учесть, что здание колонии было построено в период с ДД.ММ.ГГГГ, а количество комнат для свиданий определено Инструкцией СП17-02, утверждённой приказом Министерства юстиции РФ от 2июня 2003года №130-дсп. Аналогичные основания изложены в отзыве на исковое заявление (л.д.98 – 102).
Представитель третьего лица ГУФСИН России по Самарской области – СероваЕ.Р., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.155), возражала против удовлетворения исковых требований Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, ссылаясь на то, что требования заявлены необоснованно, ИнструкцияСП17-02 введена в действие спустя много лет после возведения и ввода в эксплуатацию здания ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области. Реконструкции, расширения и технического перевооружения зданий учреждения не производилось, в связи с чем, данная Инструкция не может быть применена. Кроме того, нормы УИКРФ не содержат указания на расчётное количество комнат, предназначенных для длительных свиданий. Строительство и реконструкция зданий в задачи и функции учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы не входят. Кроме того, денежные средства на реконструкцию зданий учреждения не выделялись. Эти доводы изложены в письменных возражениях на исковое заявление (л.д.130 – 133).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч.1ст.45 ГПКРФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Частью2 статьи1 УИКРФ установлено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Согласно ст.150 ГКРФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Норма статьи15 Конституции РФ указывает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию осуждённым лицам гуманных условий для отбывания наказания.
Статьёй10 УИК РФ предусмотрено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В ст.99 УИКРФ отражено материально-техническое обеспечение осуждённых к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 13 Закона РФ от 21июля 1993года №5473?1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляет обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, в соответствии со ст.38 указанного Закона РФ от 21июля 1993года №5473?1 осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с пунктами 4.3 и 5.7 Устава ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Самарской области контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за исправительным учреждением имущества осуществляет ФСИН России и ГУФСИН России по Самарской области (л.д.7 – 20).
Частью 3 статьи 82, статьями 89, 121 УИКРФ установлено право осуждённых на предоставление им краткосрочных свиданий продолжительностью четыре часа и длительных свиданий продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения, регламентированы количество и периодичность предоставления свиданий осуждённым, отбывающим наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в исправительных колониях общего режима.
В соответствии со статьёй 89 УИКРФ и пунктом 74 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых приказом Минюста России от 3ноября 2005года №205, осуждённому разрешается длительное или краткосрочное свидание одновременно не более чем с двумя взрослыми лицами, вместе с которыми могут быть несовершеннолетние братья, сёстры, дети, внуки осуждённого.
Согласно статье 99 УИКРФ осуждённым к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.
Нормы материально-бытового обеспечения осуждённых, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями, определены приказом ФСИН России от 27июля 2006года №512 «Об утверждении Номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказом Минюста России от 2июня 2003года №130-дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России)»
Инструкция СП-17-02 Минюста России утверждена в целях обеспечения условий содержания осуждённых в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями УИКРФ и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы.
В соответствии с пунктом 1.1 данной Инструкции, утверждённые в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Согласно пункту 7 Инструкции СП-17-02 Минюста России, состав и вместимость основных зданий и помещений исправительного учреждения, за исключением колонии-поселения, следует принимать по таблице №7, в соответствии с которой вместимость комнат для проведения длительных свиданий в исправительной колонии общего режима составляет 8,5% от лимита наполнения исправительного учреждения.
В силу примечания3 таблицы №7, вместимость комнат краткосрочных и длительных свиданий указана с учётом пребывания в них осуждённых и лиц, прибывших на свидания. Следовательно, в исправительной колонии общего режима количество комнат длительных свиданий в расчёте на 1000 человек должно составлять 28комнат (1000 x 0,085 / 3=28,3).
ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области является исправительной колонией общего режима с лимитом наполнения, согласно положениям приказа Минюста России от 30января 2015года №20, 622человека, следовательно, исходя из требований вышеуказанных нормативных актов, количество комнат для проведения длительных свиданий должно быть не менее 17. В ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области имеется лишь 7таких комнат.
Уставом ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области предусмотрено, что предметом и целями деятельности исправительного учреждения являются, в том числе: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуждённых, обеспечение правопорядка и законности в учреждении, создание осуждённым условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 2.1).
В соответствии Уставом исправительная колония осуществляет материально-бытовое обеспечение осуждённых.
Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проводилась проверка ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области на предмет соблюдения законов в исправительных учреждениях. В рамках данной проверки выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а именно: вместо требуемых 17комнат (до издания приказа Минюста России от 30января 2015года №20 – 24комнат) для проведения длительных свиданий имеется лишь 7комнат. В адрес начальника ФКУИК-15 ГУФСИН России по Самарской области выносилось представление об устранении данных нарушений.
Согласно информации о результатах рассмотрения представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) установлен факт невыполнения в срок вышеуказанных требований (л.д.52 – 54).
Однако, проверкой, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что выявленные ранее в ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области нарушения в сфере обеспечения прав осуждённых на длительные свидания не устранены.
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований УИКРФ, в ФКУИК?15 ГФСИН России по Самарской, являющейся исправительным учреждением общего режима, имеется лишь 7комнат длительных свиданий вместо положенных 17.
Обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области. Отсутствие достаточного количества комнат для проведения длительных свиданий не позволяет осуждённым реализовать своё право, предусмотренное статьёй 89 УИК РФ, а также права их родственников, которые в силу отсутствия необходимых помещений не могут прибыть на свидание с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы. В ряде случаев ограничивается положенное количество суток – с 3 до 2 или даже до 1суток.
Сторонами не оспаривалось, что в исправительном учреждении отсутствует необходимое количество комнат для длительных свиданий, а также то, что в целях устранения нарушенных прав осуждённых необходимо либо построить новое здание для оборудования дополнительных 10комнат для длительных свиданий осуждённых либо реконструировать или расширить уже имеющиеся здания.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что права осуждённых и их родственников не нарушаются, жалоб от них не поступало, несостоятельны, поскольку, как следует из представленных суду материалов дела, осуждённые снижали число дней очередных длительных свиданий с трех до 1 или 2суток (л.д.55 – 66).
Утверждения ответчика о том, что отсутствует материальная возможность устранить выявленные нарушения, не могут являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, суду не представлено доказательств того, что отсутствует техническая возможность реконструкции имеющихся зданий Учреждения либо возможность возведения нового здания ввиду отсутствия свободного места на территории колонии.
Таким образом, судом установлено, что начальником ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области длительное время не выполняется возложенная на него законом обязанность соблюдать требования уголовно-исполнительного законодательства, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования прокурора, незаконно допускается бездействие, чем нарушаются право неопределённого круга лиц, гарантированное ст. 89 УИК РФ.
Начальником ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области не принято эффективных мер, направленных на устранение вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного законодательства, нарушения до настоящего времени не устранены.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что нормы приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 2июня 2003года №130?дсп «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России)» применяются в отношении проектирования, строительства и оборудования исправительных учреждений с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как здание колонии было построено в период с ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, являются несостоятельными.
Согласно пункту1.1 Инструкции СП-17-02 Минюста России её положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. Инструкцией СП-17-02 Минюста России фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных.
Таким образом, принятие позиции ответчика и третьего лица и не применение норм Инструкции СП-17-02 Минюста России поставит в неравное положение осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введённых в эксплуатацию после ДД.ММ.ГГГГ, что будет свидетельствовать о нарушении прав осуждённых.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора. При этом суд считает, что срок исправления выявленных нарушений действующего законодательства необходимо установить 5лет, поскольку в данном случае требуется соблюдение требований бюджетного законодательства, градостроительного кодекса и положений иных нормативных актов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области, в лице начальника учреждения, по устранению нарушений уголовно-исполнительного законодательства, выразившееся в непринятии мер по обеспечению осуждённых надлежащими материально-бытовыми условиями при отбывании ими уголовного наказания.
Обязать ФКУИК?15 ГУФСИН России по Самарской области в срок до 31декабря 2020года оборудовать путём реконструкции либо расширения зданий, имеющихся на территории учреждения, дополнительные 10(десять) комнат для проведения длительных свиданий, доведя из общее количество до 17(семнадцати).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда через Куйбышевский районный суд г.Самары в течение месяца со дня его составления в мотивированной форме.
Председательствующий: подпись О.В.Прохорова
Мотивированное решение составлено 20февраля 2015года.
Председательствующий: подпись О.В.Прохорова
<...>
<...>