РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2015 года город Слюдянка
Слюдянский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Жулидовой Н.Г., при секретаре Мишиной Г.Н.,
с участием заместителя прокурора Слюдянского района Афанасьевой Е.И.,
представителей ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Слюдянское коммунальное управление» Чуйко С.Н. и Скрылевой Е.Г., действующих по доверенностям от 12.01.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-81/2015 по исковому заявлению прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Слюдянское коммунальное управление» об обязании раскрыть информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование первоначального и уточненного искового заявления прокурор указал, что прокуратурой Слюдянского района проведена проверка по исполнению законодательства о раскрытии информации ресурсоснабжающими организациями, по результатам которой установлено, что ООО «Слюдянское коммунальное хозяйство» (далее – Общество) в нарушение требований Стандарта раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 (далее - Стандарт), не раскрыло информацию, предусмотренную пунктами 15, 16, 18, 22, 24-27 Стандарта.
Приказом Службы по тарифам области № 126-спр от 25.04.2014 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО «Слюдянское коммунальное управление».
Общество эксплуатирует теплоисточники по договору безвозмездного пользования, заключенному с ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ", в связи с чем является теплоснабжающей организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности в соответствии с п.18 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Стандартом установлены требования к составу, порядку, срокам и периодичности предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями в обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (п.2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта предусмотрены способы раскрытия информации, в том числе, путем опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления.
В Иркутской области органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является Служба по тарифам Иркутской области, так как органы местного самоуправления поселений или муниципальных районов не наделены полномочиями по установлению тарифов в сфере теплоснабжения. В связи с этим Общество обязано раскрывать информацию на официальном сайте данной Службы в сети «Интернет».
Общество осуществляет раскрытие информации не в полном объеме, чем нарушает требования п.15 Стандарта.
Кроме того, Общество обязано в сроки, предусмотренные п.28, 32, 33 Стандарта, дополнительно раскрыть информацию, предусмотренную пунктами 16, 18, 22, 24, 25, 26, 27 Стандарта.
С учетом изложенного прокурор просил обязать ООО «Слюдянское коммунальное управление» раскрыть на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) - Службы по тарифам Иркутской области информацию, предусмотренную пунктами 15, 16, 18, 22, 24, 25, 26, 27 Стандарта раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования; установить срок исполнения судебного решения не позднее 15 марта 2015 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Слюдянского района Афанасьева Е.И. настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что ответчиком требования закона не исполняются, в связи с чем неопределенный круг лиц, имеющих право получать достоверную информацию о деятельности Общества, лишен таковой возможности.
Представитель ответчика ООО «Слюдянское коммунальное управление» Скрылева Е.Г., действующая по доверенности от 12.01.2015, полагала исковые требования прокурора обоснованными, пояснила, что в настоящее время Общество не установило соответствующую программу для раскрытия необходимой информации в соответствии с требованиями Стандарта; также требуется получение «ключа» в целях доступа к официальному сайту Службы по тарифам Иркутской области.
Представитель ответчика ООО «Слюдянское коммунальное управление» Чуйко С.Н., действующий на основании доверенности от 12.01.2015, также полагал исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению, поддержал доводы, изложенные Скрылевой Е.Г..
Выслушав пояснения заместителя прокурора, представителей ООО «Слюдянское коммунальное управление», проанализировав представленные в дело доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования прокурора.
На основании ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ (ст. 17 Конституции РФ).
В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям Правительства РФ в сфере теплоснабжения относится утверждение стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
Пунктом 2 Стандарта раскрытия информации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.07.2013г. № 570, предусмотрено, что под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения.
В соответствии с п.15 Стандарта теплоснабжающая (регулирующая) организация обязана раскрывать следующую информацию:
- а) о регулируемой организации (общая информация); б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности); в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации; г) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации; д) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технического присоединения) к системе теплоснабжения; е) сведения о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги); ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг) и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятиях, связанных с подключением (техническим присоединением) к системе теплоснабжения; и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией; к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Изложенная в пункте 15 Стандарта информация содержит полный перечень сведений, которые отражены в п.16, 18, 22, 24, 25, 26, 27 такового.
Статус юридического лица, ООО «Слюдянское коммунальное управление», и сфера его деятельности, подтверждается следующими исследованными в судебном заседании документами: Уставом ООО «Слюдянское коммунальное управление», свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выпиской из единого государственного реестра юридических лиц от 22.012.2014 № ***.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); к дополнительным видам деятельности отнесены: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; передача, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), и т.д..
Эксплуатация Обществом теплоисточников производится по договору безвозмездного пользования, заключенному о ОАО "ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ".
Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 126-спр от 25.04.2014 установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом.
Следовательно, ООО «Слюдянское коммунальное управление» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
Пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» дано понятие регулируемого вида деятельности в сфере теплоснабжения: это вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию, а именно: а) реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора; б) оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя; в) оказание услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены услуг по соглашению сторон договора.
Согласно п.3 Стандарта регулируемыми организациями информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа, и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством РФ; б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления; в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»; г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций.
Пунктом 19 статьи 2 Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», органом регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - орган регулирования) является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо орган местного самоуправления поселения или городского округа в случае наделения соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В Иркутской области органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов является Служба по тарифам Иркутской области. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов данными полномочиями не наделены.
Таким образом, Общество обязано раскрывать информацию на официальном сайте службы по тарифам Иркутской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Слюдянского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что ООО «Слюдянское коммунальное управление» осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения на территории Слюдянского муниципального образования.
При исследовании портала публикации сведений, подлежащих свободному доступу, содержащегося на официальном сайте Службы по тарифам Иркутской области, установлено, что ООО «Слюдянское коммунальное управление информация, предусмотренная пунктами 15, 16, 18, 22, 24, 25, 26, 27 Стандарта, не размещалась.
Представителями ответчика в судебном заседании не отрицалось невыполнение требований Стандарта ввиду отсутствия доступа к официальному сайту, а также соответствующего «ключа».
Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность юридических лиц размещать информацию о своей деятельности, тем самым обеспечивая доступ к информации.
Разрешая вопрос о сроках размещения информации в соответствии с требованиями Стандарта, суд учитывает: пункт 28 предусматривает, что информация, указанная в пунктах 16, 24, 25 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
Между тем, тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям Обществом, был установлен 25 апреля 2014 года Приказом Службы по тарифам Иркутской области № 126, следовательно, срок раскрытия данной информации на момент рассмотрения дела истек. В связи с этим суд приходит к выводу о необходимости раскрытия данной информации за истечением вышеуказанного срока.
Кроме того, суд учитывает, что, согласно п.32 Стандарта, информация, указанная в пункте 22 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.
Пунктом 33 Стандарта установлено, что информация, указанная в пунктах 26 и 27 настоящего документа, раскрывается в течение 10 календарных дней с момента подачи регулируемой организацией заявления об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Отсутствие информации на официально сайте Службы по тарифам Иркутской области подтверждает нарушение Обществом вышеуказанных сроков.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Слюдянское коммунальное управление» о возложении обязанности раскрытия информации о деятельности путем обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Руководствуясь указанной нормой закона, учитывая обстоятельства дела, оценивая объем установленных нарушений, суд полагает необходимым установить месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу для добровольного исполнения судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Слюдянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Слюдянское коммунальное управление» об обязании раскрыть информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Слюдянское коммунальное управление»раскрыть на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) - Службы по тарифам Иркутской области информацию, предусмотренную пунктами 15, 16, 18, 22, 24, 25, 26, 27 Стандарта раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования.
Установить месячный срок исполнения судебного решения со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Слюдянский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного текста решения.
Судья: