№ 2-642/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2017 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующей судьи Антропова С.А., при секретаре Долидович С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Л.А. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Горно-химический комбинат» о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, обязании выдать необходимые документы для обращения в пенсионный орган для установления и начисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения,
У С Т А Н О В И Л:
Попова Л.А. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Горно-химический комбинат» (далее – ФГУП «ГХК») о признании решения об отказе в назначении дополнительного ежемесячного пожизненного обеспечения незаконным, признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение путем включения профессий в Перечень, обязании выдать необходимые документы для обращения в пенсионный орган для установления и начисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения, мотивируя свои требования тем, что в период с 23.02.1981 по 25.07.2012 она работала на должностях уборщика помещений (по обслуживанию санпропускника), уборщика производственных помещений (санпропускник) административно-хозяйственной части Радиохимического (ранее Горнорудного) завода ФГУП «ГХК», систематически привлекалась к отмывке радиоактивных загрязнений технологического оборудования и производственных помещениях вне санпропускника, по результатам соответствующих замеров дозиметристами, получала соответствующую дозу облучения, то есть, в указанный период осуществляла деятельность, которая относится к основному технологическому процессу, является составной частью мероприятий по обеспечению радиационной безопасности. После увольнения обратилась с заявлением к ответчику о признании за нею права на ДМО и выдачи необходимых документов для обращения в пенсионный Фонд, согласно письменной информации заместителя директора предприятия от 31.01.2017 право на получение ДМО у нее отсутствует. Считает данную позицию ответчика не основанной на законе.
В судебном заседании истец Попова Л.А. поддержала иск, сославшись на доводы, изложенные в заявлении доводы, пояснив, что постоянно работала на указанных должностях, также фактически дезактиваторщиком, но документально это не оформлялось, она всегда числилась уборщиком помещений (производственных помещений), периодически убирала «грязные» помещения – там, где работали специалисты основного производства. Обращалась в пенсионный орган за получением ДМО, однако получила отказ, который по настоящее время ею не обжалован. Просит требование о признании незаконным решения ответчика – письменного ответа об установлении права на установление ей ДМО не рассматривать отдельно, а рассмотреть как требование о признании за нею права на ДМО, в рамках второго требования, указанного в исковом заявлении.
Представитель ответчика Корковенко А.Ю. (полномочия по доверенности) в судебном заседании иск не признал, сославшись на письменный отзыв на иск, в котором указано, что периоды работы Поповой Л.А. в указанной должности не могут быть включены в стаж работы, дающей право на ДМО, т.к. эти профессии не включены в Перечень производств, работ и профессий ФГУП «ГХК», соответствующих видам деятельности, определенным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ № 1563. Также, профессия дезактиваторщик не включена в этот Перечень. На иных должностях, кроме должностей уборщик помещений, истица в спорный период не работала. Профессия и место работы истицы не относятся и не связаны с выполнением работ по основному технологическому производству, она непосредственно не участвовала в основном технологическом процессе. Письменных доказательств иного у работодателя нет.
Представитель третьего лица - УПФ в г. Железногорске в судебное заседание не прибыл, третье лицо извещена надлежащим образом. Представитель УПФ Чащина Ю.С. (полномочия по доверенности) представила письменные возражения на иск, указав, что исковые требования не подлежат удовлетворению, представив Решение об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии от 02.05.2017 и письменное извещение к Решению, согласно которому профессия уборщик помещений не включена в Перечень видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, утвержденный Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563.
Изучив доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6(пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление прав на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).
Материалами дела, также трудовой книжкой истца, установлено, что Попова Л.А. в периоды с 23.02.1981 по 25.07.2012 состояла в трудовых отношениях с ответчиком, работая уборщиком помещений (по обслуживанию санпропускника), уборщиком производственных помещений (санпропускника) радиохимического завода (до 02.04.2001 - Горнорудного завода) ФГУП «ГХК», а именно: - 23.02.1981 принята уборщиком помещений, - 01.03.1988 в связи с введением новых ТКС: уборщик производственных помещений (санпропускника) завода, - 01.03.2001 переведена уборщиком производственных помещений (санпропускника) АХЧ радиохимического завода, - 10.07.2009 переведена уборщиком производственных помещений (смена) санпропускник) хозяйственного участка административно-хозяйственной части радиохимического завода. Уволена 25.07.2012 по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по старости, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Иных данных о работе истицы на других должностях или в других подразделениях в трудовой книжке, в материалах дела не имеется и суду такие сведения не представлены.
Согласно справке специалиста ОК ФГУП «ГХК» от 16.02.2017, в период с 23.02.1981 по 25.07.2012 Попова Л.А. работала уборщиком производственных помещений РХЗ. Назначена пенсия по Списку № 1, стаж составляет 31 год 05 месяцев.
Установлено, что Попова Л.А. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости по Списку № 1, с 10.09.1995 года.
В связи с вступлением в силу Федерального закона РФ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" произведена оценка пенсионных прав застрахованных лиц, также истицы, путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал (п. 1. ст. 30) по документам, имеющимся в пенсионном деле. Истица является получателем пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ".
Как видно из оспариваемого письменного сообщения ответчика за подписью заместителя генерального директора ФГУП «ГХК» Куксина И.Г. от 31.01.2017, Поповой Л.А. отказано в удовлетворении ее заявления о праве на установление дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения по Указу Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 в связи с отсутствием профессии уборщик помещений в Перечне производств, работ и профессий ГХК, соответствующих видам деятельности, определенных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ № 1563; указано на отсутствие оснований для предоставления документов, подтверждающих право истицы на установление ДМО.
Решением УПФР в г. Железногорске от 02.05.2017 N 288532/17 отказано Поповой Л.А. в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по Указу Президента РФ от 23.08.2000 № 1563 в связи с отсутствием правоустанавливающих документов. В приложении к Решению заявителю разъяснено, что профессии, по которым она работала, не соответствуют определенным условиям, предусмотренным Указом Президента РФ № 1563, пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 01.09.2005 N 549, право на установление ДМО у заявителя отсутствует. Решение пенсионного органа истцом до настоящего времени не обжаловано.
Истец просит признать за нею право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (ДМО), ссылаясь также на данное обстоятельство (получение пенсии по Списку № 1), утверждая, что периодически она была задействована и выполняла работу, также дезактиваторщика, убирая помещения, в которых работали лица, непосредственно участвовавшие в основном технологическом процессе, а, следовательно, и она сама принимала участие в этом.
Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (далее - Указ Президента РФ) в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этой комплексе утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса РФ, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию либо на досрочно оформленную пенсию категориям граждан, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях (день выхода на пенсию, день выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем, в том числе: гражданам, которым страховая пенсия по старости назначена в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанных условиях (в ред. от 31.12.2014 N 835); - гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях (в ред. от 09.08.2005 N 949, на момент прекращения трудовых отношений и увольнения истицы).
В соответствии с п. 2, подп. «г», «д» п. 3 Указа Президента РФ N 1563 социальная поддержка распространяется не на всех граждан, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с пп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а только на специалистов, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом, при соблюдении перечисленных в п. 2 Указа условий.
Согласно Перечню к таким видам деятельности в области ядерного оружейного комплекса РФ, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, отнесены: 1). Разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении. 2). Производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла. 3). Хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении. 4). Демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и (или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению. 5). Утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.
То есть, данная мера социальной поддержки определена Президентом РФ как адресная и установлена, исходя из дифференцированной оценки профессиональной деятельности в ядерном оружейном комплексе Российской Федерации, в зависимости от того, осуществлялась ли эта деятельность в организациях Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в таких организациях, либо в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 15.07.2008 N 399-О-О, по смыслу Указа, дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение является мерой социальной поддержки, не относится к обязательным видам социального обеспечения и, по существу, выступает в качестве способа повышения уровня пенсионного обеспечения граждан, которым назначена трудовая пенсия. Ее фактическое применение к определенной категории специалистов может быть обусловлено осуществлением ими, исходя из усредненной оценки их должностных обязанностей, деятельности, сопряженной с наиболее высоким риском для жизни и здоровья.
Принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а выделение в особую категорию лиц, осуществляющих определенную деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на социальное обеспечение. Определение же того, какого рода профессиональная деятельность и в каких организациях должна давать право на соответствующие льготы, связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда, зависит от вида и профиля деятельности соответствующей организации и относится к компетенции органов исполнительной власти, что исключает возможность их произвольного истолкования (Определения Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 N 392-О, 24.01.2008 N 40-О-О, 15.04.2008 N 263-О-О).
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации N 1563 и от 9 августа 2005 N 949 "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", в порядке его реализации, Правительство Российской Федерации Постановлением от 1 сентября 2005 N 549 утвердило Положение, которое определяет порядок установления, выплаты, перерасчета и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, пунктом 2 которого определило, что дополнительное обеспечение в указанных случаях устанавливается при условии прекращения трудовой деятельности в организациях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, включенных в перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.
К таким категориям отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктами 1 или 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими предусмотренных перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах, а также граждане, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях (подп. «б» п. 3 Положения N 549).
В стаж, дающий право на установление указанным гражданам дополнительного обеспечения, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных перечнем.
Исходя из смысла п. 2 Указа и ч. 2 п. 2 Положения для назначения ДМО гражданам требуется иметь продолжительность стажа на видах деятельности, предусмотренных Перечнем, не менее половины требуемого для назначения пенсии по Списку № 1 - для женщин 3 года 9 месяцев.
Пунктом 18 Положения N 549 Федеральному агентству по атомной энергии предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение.
Приказом Госкорпорации «Росатом» от 05.08.2009 N 552 утверждено Положение «О порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000 N 1563» (далее – Положение N 552).
В соответствии с пунктом 2 Положения N 552 основным критерием при их определении является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом. В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п.
Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам определения производств, работ и профессий, соответствующих указанным видам деятельности, в организациях ядерного оружейного комплекса создаются постоянно действующие комиссии, в состав которых включаются наиболее квалифицированные специалисты. Состав комиссий утверждается руководителями организаций ядерного оружейного комплекса (пункт 3 Положения).
В целях выработки единого подхода к определению производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предложения организаций ядерного оружейного комплекса по этим вопросам предварительно рассматриваются на заседании Комиссии Госкорпорации "Росатом" по вопросам реализации Указа, образуемой приказом генерального директора Госкорпорации "Росатом" (пункт 4). Производства, работы и профессии, соответствующие видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, определяются в каждой организации ядерного оружейного комплекса самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и их перечни утверждаются руководителями организаций ядерного оружейного комплекса после рассмотрения и одобрения Комиссией (пункт 5 Положения N 552).
В соответствии с п. 5 Положения N 549 дополнительное обеспечение устанавливается по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства гражданина, на основании его письменного заявления по форме согласно приложению №1, а также справки о размере среднемесячного заработка по форме согласно приложению 2 и справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, по форме согласно приложению №3, выдаваемых по запросу гражданина организацией ядерного оружейного комплекса, в которой он осуществлял трудовую деятельность.
В соответствии с п. 8 Положения дополнительное обеспечение устанавливается гражданину со дня регистрации его заявления в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, но не ранее дня назначения пенсии и (или) увольнения из организации ядерного оружейного комплекса.
Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений, право на дополнительное обеспечение возникает из совокупности обстоятельств, в том числе, при соблюдении условия осуществления предусмотренных Перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.
Основанием установления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, дополнительного обеспечения являются документы, представленные гражданином.
Основанием выдачи справки, подтверждающей страховой стаж, учитываемый при определении его права на дополнительное обеспечение, является протокол заседания постоянно действующей комиссии организации.
Тот факт, что вопросы, связанные с установлением ДМО рассматриваются и разрешаются специально созданной для этих целей комиссией, указывает на то, что решение о праве на ДМО в каждом конкретном случае принимается индивидуально. Только такой способ принятия решений обеспечивает адресность дополнительного материального обеспечения, целью которого является поддержка граждан, непосредственно участвовавших в работах в условиях радиационной вредности.
В данном случае, постоянно действующая комиссия организации ЯОК - ФГУП «ГХК» компетентна подтвердить наличие/отсутствие у работника (бывшего работника) необходимого стажа работы, определить в соответствии с утвержденным в ФГУП «ГХК» Перечнем производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ, непосредственность участия истца в такой деятельности.
Письмом Департамента ядерно-топливного цикла Министерства РФ по атомной энергии от 11.04.2001 № 6-10/х-493 в период подготовки соответствующего Перечня были даны разъяснения, согласно которым к заводам, осуществляющим виды деятельности, утвержденные Указом Президента РФ, следует отнести: Реакторный завод (без ТЭЦ, ОПВС), Радиохимический завод (цех №1), ЦЗЛ (персонал, обеспечивающий ведение и усовершенствование технологического процесса на РЗ и РХЗ); хранилище делящихся материалов (ХДМ); службы хранения, транспортировки и контроля делящихся материалов.
Генеральным директором ФГУП «ГХК» 16 декабря 2003 утвержден Перечень производств, работ и профессий Горно-химического комбината, соответствующих видам деятельности, определенных Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23 августа 2000 N 1563, в соответствии с требованиями Положения, утвержденного приказом Госкорпорации "Росатом" от 05 августа 2009 N 552.
Данный Перечень ФГУП «ГХК», рассмотренный и одобренный Комиссией Министерства РФ по атомной энергии, содержит конкретные производства, работы, профессии на предприятии, соответствующие видам деятельности по Указу. В него включены только те производства, работы, профессии, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности. Перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.
В указанный Перечень производств, работ и профессий ГХК включено подразделение «Радиохимический завод (Горнорудный завод, РХЗ), в котором работала истица.
Согласно Положению о радиохимическом заводе (Инструкция предприятия ИН 13-04.11-2006 (введенной с 01.07.2006) производственно-хозяйственная деятельность завода направлена на решение задач: обеспечение учета, контроля и выполнения правил физической защиты ядерных материалов (ЯМ), пунктов хранения ядерных материалов (ПХЯМ) и хранилищ радиоактивных отходов, в соответствии с требованиями отраслевой документации и документации предприятия (п. 3.1.8.); обеспечение радиационной, ядерной и промышленной безопасности (п. 3.1.9.).
Аналогичные положения закреплены в последующе принятом локальном нормативном акте предприятия - «Положение о Радиохимическом заводе ФГУП «ГХК» (Инструкция предприятия ИН 13-07.680-2011, введена с 20.07.2011 взамен ИН 13-04.11-2006), согласно которому определяющими направлениями производственной деятельности Радиохимического завода (РХЗ) (структурное подразделение ФГУП «ГХК») является: радиохимическая переработка ОСУБ, СУБ, слитков природного и регенерированного урана и урансодержащих материалов с содержание радионуклида урана-235 до 0,72% с получением диоксида плутония и гексагидрата уранилнитрата «плава»; создание производства таблеточного МОКС-топлива; временная выдержка, переработка, подготовка к захоронению и выдача на ИХЗ ЖРО; классификация ТРО по категориям, подготовка к транспортированию и транспортирование ТРО на ИХЗ; иммобилизация плутоний, содержащих пульп в неорганические матрицы; консервация подземных емкостей-хранилищ радиоактивных: пульп; создание хранилища отвержденных РАО; подготовка части оборудования к консервации и выводу из эксплуатации. Радиохимическое производство включает в себя работы по выпуску продукции, техническому обслуживанию, ремонту, обеспечению радиационной и ядерной безопасности, инспектированию (ревизии) оборудования во время эксплуатации и ряд других, связанных с выпуском этого вида продукции. Технологической схемой завода предусмотрена переработка радиоактивных веществ (продуктов), содержащих радионуклиды всех групп радиационной опасности с суммарной активностью на рабочем месте более 1,0*108 Бк (беккерелей), что обуславливает отнесение проводимых работ с источниками ионизирующих излучений к I классу работ и предопределяет соблюдение специальных требований радиационной безопасности по организации производства. В соответствии с Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) вся производственная территория радиохимического завода - после прохождения контрольно-пропускного пункта и санпропускника - относится к зоне строгого режима. На персонал воздействуют радиационные факторы: внешнее гамма-, бета- и нейтронное излучение, загрязнение воздушной среды помещений радиоактивными газами и аэрозолями, загрязнение поверхностей строительных конструкций и оборудования радиоактивными веществами, поступление радиоактивных веществ внутрь организма, приводящее к внутреннему облучению.
Однако указанное не может свидетельствовать о непосредственной занятости истицы в основном технологическом процессе производства оружейного плутония, поскольку не все работы и профессии по этому подразделению включены в данный Перечень (л. 20-43).
Само по себе то обстоятельство, что Попова Л.А. является получателем трудовой пенсии по старости по Списку № 1 с 10.09.1995 года, как работник ГХК, не является снованием для назначения истице ДМО.
Как установлено, истица выполняла вспомогательные и обслуживающие виды работ.
Должности уборщика помещений (по обслуживанию санпропускника), уборщика производственных помещений (санпропускник) административно-хозяйственной части Радиохимического завода (до 02.04.2001г. Горнорудного завода) ФГУП «ГХК», также дезактиваторщика, в данном Перечне отсутствуют.
Сведений о том, что Попова Л.А. в указанный период работала постоянно на других должностях, или непосредственно участвовала в основном технологическом процессе при выполнении видов деятельности, предусмотренных Указом Президента РФ, в материалах дела не имеется и суду не представлено. Свидетельские показания в этой части не могут подтвердить данные обстоятельства. Допрошенные судом свидетели Веренцов Ю.И., Юрасова А.Н., Румянцев С.Г., Романова Т.А. лишь эмоционально сообщили, что предприятие «вредное», нужно выплачивать ДМО работникам, не подтвердив с достоверностью выполнение истцом таких работ, которые постоянно были бы связаны с основным технологическим процессом, ее участие в технологическом процессе.
Данная работа истицы в спорный период на указанных должностях, ее профессия и место работы, согласно Перечню не относится к непосредственной деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, предусмотренных Указом, также деятельности по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.
При отсутствии таких доказательств, подтверждающих выполнение истцом в течение полного рабочего дня работ, перечисленных в Перечне видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, оснований считать работу истца в спорный период с 1981 года по 2012 год соответствующей виду деятельности, указанному в п. 2 Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 23 августа 2000 N 1563, не имеется.
Тот факт, что истец до момента увольнения состояла на дозиметрическом учете, работала во вредных, подземных условиях не влияет на вывод суда об отсутствии оснований для назначения ей ДМО, поскольку с учетом этих обстоятельств истице досрочно была назначена пенсия по подпункту 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
При таких обстоятельствах не могут быть включены в стаж истицы, дающий право на ДМО, данные периоды работы, так эти профессии не включены в Перечень производств, работ и профессий ФГУП «ГХК», соответствующих видам деятельности, определенным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563.
Нарушений прав истца со стороны ФГУП «ГХК» судом не усматривается, поскольку при отсутствии права на ДМО оснований выдавать соответствующую справку у ответчика не было.
Таким образом, анализ исследованной судом совокупности доказательств позволяет признать обоснованными доводы стороны ответчика об отсутствии у истца права на получение дополнительного материального обеспечения. Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для установления Поповой Л.А. ДМО по Указу Президента РФ от 23.08.2000 № 1563.
Судом установлено, что в установленном порядке истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ДМО, в чей ей отказано, данный отказ истицей не оспорен.
Разрешая спор в рамках заявленных исковых требований к ФГУП «ГХК», при отсутствии соответствующего требования к органу, осуществляющему назначение и выплаты дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения в соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, суд полагает, что требования истца о признании права на ДМО не могут быть удовлетворены.
Требование истицы о признании ее работы деятельностью в условиях, дающих право на ДМО, путем включения профессий уборщика помещений в Перечень производств, работ и профессий также не подлежит удовлетворению, поскольку включение в данный Перечень дополнительных должностей и подразделений не относится к компетенции суда, определение производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом, отнесено к самостоятельной компетенции ОЯК (ФГУП ГХК) (пункт 5 Положения).
При установленных обстоятельствах, поскольку судом не установлено, а истцом не представлено доказательств того, что ею осуществлялись работы, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в целом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Поповой Л.А. к Федеральному государственному унитарному предприятию «Горно-химический комбинат» о признании права на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, обязании выдать необходимые документы для обращения в пенсионный орган для установления и начисления дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, с 22.05.2017 года, путем подачи жалобы в Железногорский городской суд.
Судья Железногорского городского суда С.А. Антропова