Дело №4А-671/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 ноября 2018 года г.Хабаровск
И.о. председателя Хабаровского краевого суда Веретенников Н.Н., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Волошина А.Б. на вступившие в законную силу решение судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 мая 2018г. и решение судьи Хабаровского краевого суда от 23 июля 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Образцова Н.Ю.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Волошина А.Б. №15 от 27 марта 2018г. глава Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Образцов Н.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Решением судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 мая 2018г. постановление должностного лица административного органа отменено, производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Хабаровского краевого суда от 23 июля 2018г. решение судьи Солнечного районного суда оставлено без изменений.
Судебные акты вступили в законную силу.
Должностное лицо административного органа Волошин А.Б. в порядке ст.30.14 КоАП РФ обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты, указывая на ошибочность выводов судебных инстанций, неправильное применение норм материального права.
Должностное лицо Образцов Н.Ю., уведомленный в соответствии с требованиями ч.2 ст.30.15 КоАП РФ о принесении должностным лицом Волошиным А.Б. жалобы на указанные выше судебные акты, возражения на нее не представил.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
Частью 1 ст.20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что в период с 16 час. 30 мин. до 18 час. 00 мин. 01 марта 2018г. при проведении внеплановой выездной проверки за соблюдением законодательства пожарной безопасности в Дукинском сельском поселении Солнечного муниципального района Хабаровского края должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Солнечному муниципальному району УНД и ПР ГУМЧС России по Хабаровскому краю было установлено, что главой Дукинского сельского поселения Образцовым Н.Ю. нарушены правила пожарной безопасности, установленные Приложением 7 НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны, ч.2 ст.30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», выразившиеся в непринятии мер по созданию системы обеспечения пожарной безопасности объекта, формируемой в соответствии со ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно не обеспечил наличие в населенных пунктах: п.Дуки и с.Болонь подразделения пожарной охраны (пожарное депо, оперативное подразделение пожарной охраны); не определил порядок привлечения граждан для локализации загораний, палов вне границ населенных пунктов, входящих в состав Дукинского сельского поселения при введении «Особого противопожарного режима».
Указанное явилось основанием для возбуждения в отношении главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Образцова Н.Ю. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и вынесения должностным лицом отделения надзорной деятельности постановления о назначении Образцову Н.Ю. административного наказания.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении главы Дукинского сельского поселения Образцова Н.Ю., судья районного суда, со ссылками на п.8.1 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пришел к выводу о том, что отсутствие на территории сельского поселения п.Дуки и п.Болен подразделения пожарной охраны не может являться следствием бездействия главы муниципального образования Дукинского сельского поселения, поскольку органы местного самоуправления в области пожарной безопасности такими полномочиями не наделены. Кроме того, материалы дела не содержат сведений о том, что на момент осуществления проверки – 01 марта 2018г. был введен особый противопожарный режим, требующий принятия муниципального правового акта регулирующего привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов и другие мероприятия в связи с чрезвычайной обстановкой.
С решением судьи районного суда согласился судья краевого суда.
Однако указанные выводы сделаны без учета следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение пожарной безопасности людей и защита имущества при пожаре.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
В силу ст. 4 Федерального закона о пожарной безопасности пожарная охрана подразделяется на государственную противопожарную службу, муниципальную, ведомственную, частную и добровольную пожарную охрану.
На основании ст. 11.1 указанного Федерального закона на территории муниципальных образований органами местного самоуправления создается муниципальная пожарная охрана.
В силу п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
Статьей 19 Федерального закона о пожарной безопасности определен круг полномочий органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.
В соответствии со ст.63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Кроме того, в соответствии с п.4 ч.1 ст.5 Устава Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к вопросам местного значения Дукинского сельского поселения относится обеспечение первичных мер по пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Судьями районного и краевого судов указанные обстоятельства не учтены, доводы жалобы должностного лица в указанной части оставлены без внимания и должной оценки.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции, с которой согласился судья краевого суда, об отсутствии в действиях главы Дукинского сельского поселения Образцова Н.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, является преждевременным.
Указанные нарушения, допущенные судьями обеих инстанций, являются существенными, имеющими фундаментальный, принципиальный характер, влияющими на выводы судей и исход дела, в связи с чем, решение судьи районного суда и решение судьи краевого суда подлежат отмене.
Исходя из положений ст.46, ч.1 ст.50, ст.55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст.4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 г.) произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, не допустим.
Вместе с тем, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, устанавливает в п.2 ст.4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившее в законную силу судебное решение предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, таким случаем, в силу п.3 ч.2 ст.30.17 КоАП, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.3 ст.4.5 КоАП для данной категории дел, не истек, настоящее дело подлежит возвращению на новое рассмотрение другому судье Солнечного районного суда Хабаровского края.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСЧТАНОВИЛ:
решение судьи Солнечного районного суда Хабаровского края от 10 мая 2018г. и решение судьи Хабаровского краевого суда от 23 июля 2018г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении главы Дукинского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края Образцова Н.Ю. отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Солнечный районный суд Хабаровского края другому судье.
Жалобу главного государственного инспектора Солнечного муниципального района по пожарному надзору Волошина А.Б. считать удовлетворенной.
И.о. председателя
Хабаровского краевого суда Н.Н. Веретенников