63RS0№-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года Ленинский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Ессе К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-6108/19 по административному иску Мизюряева С.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Мизюряев С.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указал, что обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка находящегося в частной собственности с кадастровым номером 63:01:0335014:1013. К заявлению приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 978 кв. м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером 63:01:0335014:1013 прилегающего земельного участка площадью 290 кв. м.
Распоряжением ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в заключение соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на п.1, 6, ст. 11.9, подп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ.
Считает данный отказ незаконным и необоснованным.
Указанный в качестве одного из оснований для отказа в перераспределении п.1 ст.11.9 Земельного кодекса РФ им не нарушен.
Согласно данной норме предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Исходя из положений ст.<адрес> «О земле» максимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Закона, составляет для садоводства - 0,1 гектара - 1000 кв. м.
Образуемый земельный участок 970 кв. м не превышает максимально допустимую площадь, установленную <адрес> «О земле».
Из присоединяемого земельного участка 290 кв. м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, так как он менее установленной ст.<адрес> «О земле» площади, поскольку согласно ст. 13 Закона минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину в собственность бесплатно из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.1 настоящего Закона, составляет: для садоводства - 0,03 гектара - 300 кв. м.
Указанный в качестве одного из оснований для отказа в перераспределении пункт 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ им также не нарушен, поскольку, согласно указанной норме образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Административным ответчиком не приведено оснований, свидетельствующих об образовании в результате перераспределения вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы и др.
Указанный в качестве оснований для отказа в перераспределении подпункт 9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ им не нарушен.
В соответствии с приведённой нормой уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст.11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, которые определяются такими градостроительными регламентами в случаях, если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в отношении образуемых (изменённых) земельных участков устанавливаются градостроительные регламенты.
Положениями ст.30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков указываются в градостроительных регламентах в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, сами градостроительные регламента при этом являются частью правил землепользования и застройки.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утверждёнными постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №, образуемый земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Р5. Градостроительным регламентом данной зоны установлен предельный минимальный размер земельных участков площадью 300 кв. м (за исключением земельных участков, расположенных в границах исторической части города, к которой образуемый земельный участок не относится).
Площадь земель, государственная собственность на которые не разграничена, согласно проекту схемы расположения должна составить 290 кв. м, что меньше предельного минимального размера, установленного для данной территориальной градостроительным регламентом. Следовательно, образование самостоятельного земельного участка их этих земель без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ, невозможно.
Административным ответчиком при вынесении оспариваемого распоряжения не учтено распоряжение о перераспределении от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1334 о перераспределении и утверждении схемы земельного участка, согласно которому он признал отсутствие каких-либо нарушений в запрашиваемом перераспределении.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2215 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в иске отказать, поскольку, административный истец по существу просит путём перераспределения приобрести в собственность часть земельного участка, из которого можно сформировать новый самостоятельный земельный участок, что является безусловным основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Мизюряев С.А. является собственником земельного участка площадью 680 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> уч.№, кадастровый №.
Материалами дела подтверждается, что Мизюряев С.А. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2215 Мизюряеву С.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Установлено, что в качестве оснований принятия оспариваемого распоряжения Департамент градостроительства сослался на то, что согласно подпункту 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ.
Статьёй 11.9 Земельного кодекса РФ устанавливаются требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно сведениям из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара земельные участки, планируемые к перераспределению, расположены в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5).
Предельные минимальные размеры земельного участка, расположенного в зоне Р-5, согласно решению Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в статьи 29, 30 Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённых Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №», составляют 300 кв. м.
Установлено, что согласно материалам, имеющимся в Департаменте градостроительства г.о. Самара, представленной административным истцом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также сведениям публичной кадастровой карты, возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, путём увеличения площади с 290 до 300 кв. м и более с доступом к территории общего пользования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ приведённой в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О соответствующее законоположение ограничивает возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса РФ, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки).
Основными видами разрешённого использования для зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5) являются: коммунальное обслуживание, историко-культурная деятельность, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, ведение огородничества, ведение садоводства, ведение дачного хозяйства.
Установлено, что площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, может быть увеличена с 290 кв. м до 300 кв. м и более. Земельный участок площадью 290 кв. м не ограничен объектами природного происхождения, границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, либо иным образом.
Таким образом, из перераспределяемого земельного участка площадью 290 кв. м возможно образование самостоятельного земельного участка. Доказательств обратного, стороной административного истца, не представлено.
При наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно системному анализу приведённых норм, перераспределение земельного участка осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Если перераспределение участка происходит за счёт иных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, является основанием для принятия решения об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись законные основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, предусмотренные пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, в связи с чем, оспариваемое административным истцом распоряжение является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.174, 178-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Мизюряева С.А. к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и возложении обязанности осуществить действия – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья