Дело № 2-142/2021
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2021 года Республика Коми, с.Усть-Цильма,
ул.Советская, д.139
Ижемский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Овчинниковой М.А.,
при секретаре Семяшкиной А.Н.,
с участием старшего помощника прокурора Каневой Н.М.,
представителя ответчика ФИО2
представителя третьего лица ФИО 1
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ижемского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Ижма» об обязании устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Ижемского района Республики Коми обратился в суд в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории села Ижма, с иском к администрации сельского поселения «Ижма» об обязании устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, а именно обязать администрацию сельского поселения «Ижма» не позднее ДД.ММ.ГГГГ обеспечить территорию сельского поселения «Ижма» указателями направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения; обеспечить пожарные водоемы: ПВ№ <адрес>; ПВ № <адрес>а; ПВ№ <адрес>; ПВ№ <адрес> подъездом и возможностью забора воды пожарной автоцистерной; обеспечить пожарные водоемы: ПВ№ <адрес> городок <адрес>; ПВ№ <адрес> городок <адрес>; ПВ№ <адрес> городок <адрес>; ПВ№ <адрес> городок <адрес>; ПВ№ <адрес> территория АЗС филиала АО «Лукойл-Коми»; ПВ№ <адрес> территория АЗС филиала АО «Лукойл-Коми»; ПВ№ <адрес> территория АЗС филиала АО «Лукойл-Коми»; ПВ№ <адрес> территория аэропорта «Ижма»; ПВ№ <адрес>; ПВ№ <адрес>; ПВ№ <адрес> указателями.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе исполнения поручения прокуратуры Республики Коми проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Ижма» (далее СП «Ижма») законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах.
В ходе проверки было установлено, что администрацией СП «Ижма» ненадлежащим образом исполняются обязанности в сфере противопожарной безопасности в лесах и населенных пунктах посредством ненадлежащего содержания, имеющихся на территории поселения пожарных водоемов.
Прокурором указано, что указанные нарушения правил пожарной безопасности при эксплуатации пожарных водоемов в случае пожара, в том числе лесного, приведут к дефициту воды, в результате чего создаётся угроза для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, а также повреждения частного, государственного и муниципального имущества, леса и иных лесных насаждений.
В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Исковые требования прокурора были уточнены, в части даты, до которой требуется обязать, до 31.10.2021.
Представитель ответчика - глава сельского поселения «Ижма» согласился с заявленными требованиями, предоставил документы и привел доводы относительно действий, производимых для устранения выявленных недостатков. Просил увеличить срок исполнения до 31.10.2021.
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Ижемского района ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми МЧС России (далее ОНД и ПР Ижемского района) ФИО 1 поддержал требования прокурора.
Третье Государственное учреждение Республики Коми «Ижемское лесничество» уведомлено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Ходатайств от них не поступало.
Суд, с учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Государственного учреждения Республики Коми «Ижемское лесничество».
Заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ), под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу требований ч. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона № 69-ФЗ, финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. Такие же требования содержатся п. 75 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации» утвержденных Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 (далее Правила).
В силу ч. 1 ст. 63 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принятый Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ (далее Технический регламент) первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.Исходя из действующего законодательства обязанность по соблюдению правил противопожарной безопасности, в границах населенного пункта – села Ижма возлагаются на администрацию СП «Ижма».
В соответствии со ст. 68 Технического регламента на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.
В соответствии с п. 48 Правила направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Приложением «К» к ГОСТ 12.4.026-2015 Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» введенного в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст (далее ГОСТ 12.4.026-2015) утверждены обязательные изображения знаков пожарной безопасности.
Пунктом 10.10 свода Правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 установлено, что к пожарным резервуарам, водоемам, приемным колодцам, а также к градирням, брызгальным бассейнам и другим сооружениям, вода из которых может быть использована для тушения пожара, надлежит предусматривать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки пожарных автомобилей и забора воды. Размер таких площадок должен быть не менее 12x12 метров.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.
Согласно ст. 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 ЛК РФ лесничества также создаются на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Из данных норм следует, что меры пожарной безопасности, предусмотренные ст. 53.1 ЛК РФ обязательны для исполнения в населенных пунктах, где имеются леса и иные лесные насаждения.
Из материалов дела следует, что в ходе выполнения поручения прокурора Ижемского района сотрудниками ОНДПР Ижемского района на территории СП «Ижма» проведено обследование источников наружного противопожарного водоснабжения на предмет их надлежащего состояния содержания органами местного самоуправления. Выявленные нарушения зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ и перечень данных нарушений направлен в адрес прокуратуры района.
Прокуратурой Ижемского района в адрес администрации СП «Ижма» вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в лесах и населенных пунктах, содержащее требования идентичные исковым требованиям.
В 30-ти дневный срок выявленные нарушения администрацией СП «Ижма» не были устранены.
В судебном заседании администрацией СП «Ижма» предоставлены сведения о принимаемых мерах для исправления выявленных нарушений, однако на день рассмотрения иска выявленные нарушения не устранены.
В результате ненадлежащего исполнения администрацией СП «Ижма» возложенных на них обязательств по соблюдению и выполнению требований законодательства о пожарной безопасности, нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
При определении срока исполнения обязанностей суд учитывает сезонные условия и необходимый объем выполнения работ, проведение работ не требующей проектно-сметной документации, отсутствие предусмотренных бюджетом сумм у ответчика по статьям расходов на эти цели, но возможности финансирования данным работ из иных источников, требований разумности и выполнимости и считает, что уточненные требования прокурора в части определения срока разумны.
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Ижма» не позднее 31.10.2021 обеспечить территорию сельского поселения «Ижма» указателями направления движения к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Обязать администрацию сельского поселения «Ижма» не позднее 31.10.2021 обеспечить следующие пожарные водоемы подъездом и возможностью забора воды пожарной автоцистерной:
ПВ№ <адрес>;
ПВ № <адрес>а;
ПВ№ <адрес>;
ПВ№ <адрес>.
Обязать администрацию сельского поселения «Ижма» не позднее 31.10.2021 обеспечить следующие пожарные водоемы указателями:
ПВ№ <адрес> городок <адрес>;
ПВ№ <адрес> городок <адрес>;
ПВ№ <адрес> городок <адрес>;
ПВ№ <адрес> городок <адрес>;
ПВ№ <адрес> территория АЗС филиала АО «Лукойл-Коми»;
ПВ№ <адрес> территория АЗС филиала АО «Лукойл-Коми»;
ПВ№ <адрес> территория АЗС филиала АО «Лукойл-Коми»;
ПВ№ <адрес> территория аэропорта «Ижма»;
ПВ№ <адрес>;
ПВ№ <адрес>;
ПВ№ <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ижемский районный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.06.2021.
Председательствующий М.А. Овчинникова