Дело № 12-9/2017
РЕШЕНИЕ
г. Камбарка 31 марта 2017 года
Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Иконников В.А.,
при секретаре Балакиной С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы Администрации МО «Камбарское» СМР на постановление начальника ОГИБДД отделения МВД России по Камбарскому району БЕА от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Администрации МО «Камбарское» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району БЕА № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Камбарское» привлечена к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Глава администрации МО «Камбарское» СМР являясь представителем Администрации МО «Камбарское» обратился в Камбарский районный суд УР с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление начальника ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району БЕА от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя свои требования тем, что данный акт не соответствует обстоятельствам дела, вынесен с существенным нарушением норм процессуального и материального права.
Указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ определением начальника ОГИБДД ОМВД России по Камбарскому району возбуждено дело об административном правонарушении. Данное определение вручено представителю Администрации МО «Камбарское» под личную подпись ДД.ММ.ГГГГ. В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) составлен административный протокол и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ. Таким образом, Администрация МО «Камбарское» узнала о вменении ей административного правонарушения только ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо предписаний, уведомлений, требований об устранении нарушений в адрес Администрации МО «Камбарское» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ от административного органа не поступало.
Считая, что в нарушение ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ административный орган не выяснил, что имелась ли у Администрации МО «Камбарское» возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но последней не были приняты все зависящие от нее меры по их соблюдению. Ни одного правоустанавливающего документа Администрации МО «Камбарское», ни муниципальный контракт на очистку дорог административным органом не запрашивались. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении объяснения с представителя Администрации МО «Камбарское» не брались. От дачи объяснений по делу представитель Администрации не отказывался.
Считают, что обжалуемое постановление не отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оно не мотивировано, в нём отсутствуют обстоятельства административного правонарушения, установленные при рассмотрении дела, а именно место, время совершения административного правонарушения, какие нормы закона нарушены (СНИПЫ, ГОСТЫ). Отсутствуют доказательства вины Администрации МО «Камбарское», на основании которых сделан вывод о виновности.
Также в постановлении не указано о признании виновным юридического лица - Администрации МО «Камбарское» в совершении названного правонарушения и о назначении юридическому лицу наказания в соответствии с требованиями закона.
Следовательно, в постановлении не мотивирован вывод о наличии виновности и назначении наказания лицу, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении.
Допущенные при вынесении постановления нарушения Администрация МО «Камбарское» считает существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Кроме того, совокупность перечисленных обстоятельств и наличие неустранимых сомнений с учетом положений статьи 1.5 КоАП РФ не позволяет сделать однозначный вывод о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ при обстоятельствах, изложенных в постановлении должностного лица.
В судебное заседание представитель Администрации МО «Камбарское» ХАВ представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Администрации МО «Камбарское», указав, что настаивают на удовлетворении жалобы по основаниям, в ней изложенным.
В судебном заседании начальник ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району БЕА в суд не явился ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не представил, в связи с чем, суд дело рассмотрено при указанной явке на основании ст. 25.1 КоАП РФ.
Исследовав доводы жалобы, изучив и проанализировав представленные материалы в полном объеме, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесена к вопросам местного значения.
Статьей 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ начальник ОГИБДД ОМВД России по Камбарскому району БЕА вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении юридического лица - Администрации МО «Камбарское» в связи с решением вопроса о привлечении административного лица, ответственного за содержание дорог в г. Камбарка, к административной ответственности.
Согласно акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного ДД.ММ.ГГГГ инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району ЛЕГ, на <адрес>, на <адрес> и <адрес>, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда: проезжая часть дороги <адрес> имеет заужение - по факту 5 м 70 см, на момент замера 3 м. Также на <адрес> напротив <адрес> на <адрес> и <адрес> имеется снежный накат высотой 16-17 см.
Согласно акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, составленного ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району НСА, на <адрес> УР напротив <адрес>, выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда: проезжая часть дороги имеет заужение - по факту дорожное покрытие 4 м 80 см, на момент замера 3 м 80 см; отсутствуют обочины слева и справа.
Из протокола № об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом, составленным начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району БЕА, следует, что юридическое лицо - Администрация МО «Камбарское» в г. Камбарка УР ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 20 мин. не выполнила соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По смыслу норм права, закрепленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица и являющийся необходимым правовым основанием для привлечения его к административной ответственности.
В ст. 28.2 КоАП РФ подробно регламентируется процедура составления протокола об административном правонарушении. Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
Так ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Отсутствие данных, перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, является существенным недостатком протокола, влекущим возвращение его должностному лицу, составившему данный протокол для устранения недостатков (пункт 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, протокол № от 01.03.2017г. об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом Администрацией МО «Камбарское», не содержит данных о событии и обстоятельствах совершения административного правонарушения»; не конкретизировано, на какой именно дороге или железнодорожном переезде юридическим лицом допущены нарушения требований по обеспечению безопасности дорожного движения; отсутствуют объяснения законного представителя юридического лица либо отметка об отказе от дачи пояснений.
При нарушении установленной процедуры протокол не может рассматриваться в качестве доказательства, поскольку в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона, несоблюдение процессуального порядка получения доказательств делает его недопустимым.
Протокол об административном правонарушении имеет существенные нарушения процессуального закона, что препятствует рассмотрению дела по существу.
Кроме того постановлением № по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, вынесенным начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Камбарскому району БАВ ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Администрации МО «Камбарское» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей, при этом как на основание привлечения юридического лица к административной ответственности в постановлении ссылаются только на обстоятельства, указанные в протоколе №.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.
В нарушение требований ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в обжалуемом постановлении в водной части не указано должностное лицо, вынесшее постановление; в мотивировочной частит не изложены конкретные обстоятельства административного правонарушения, установленные при рассмотрении дела. В резолютивной части постановления не указано, какое юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, а также статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельства, постановление о назначении Администрации МО «Камбарское» административного наказания признать законным нельзя, поскольку при его вынесении нарушены процессуальные требования, установленные ст. 29.10 КоАП РФ, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Администрации МО «Камбарское» данный вопрос не исследовался, материалы дела об административном правонарушении сведений о том, не принятие каких мер Администрацией привело к не соблюдению правил и норм не содержат.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене.
Учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности виновного лица в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации МО «Камбарское» подлежит возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Главы администрации МО «Камбарское» СМР удовлетворить частично.
Постановление начальника ОГИБДД отделения МВД России по Камбарскому району БЕА № от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации МО «Камбарское», отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации МО «Камбарское» возвратить в ОГИБДД отделение МВД России по Камбарскому району на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской республики в течение 10 дней со дня получения его копии через Камбарский районный суд Удмуртской Республики.
Судья /подпись/ В.А. Иконников
Копия верна:
Судья В.А. Иконников