Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2194/2020 ~ М-1561/2020 от 13.04.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     25 мая 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области, в составе:

председательствующего                            Соболевой Ж.В.

при секретаре                                              Сапегиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу,

У С Т А Н О В И Л:

    Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с указанным иском, указав в его обоснование, что ФИО1 является плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием у нее в собственности объектов налогообложения по состоянию на 2015, 2016, 2017 г.г. В связи с тем, что надлежащим обязанность по уплате налогов административным ответчиком не исполнялась, налоговым органом было подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки по налогам и пени в размере 3 408,71 рублей. Мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ, который определением от    ДД.ММ.ГГГГ был отменен в связи с предоставлением ответчиком возражений относительно его исполнения. На основании изложенного налоговый орган просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу - 651 рублей, пени по земельному налогу – 60,48 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц – 2553 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц -108,88 рублей. Одновременно налоговый орган просит признать причины пропуска срока подачи заявления о вынесении судебного приказа уважительными и восстановить срок подачи заявления.

Представитель административного истца ФИО3, действующая по доверенности, в судебное заседание не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному административным истцом, причины неявки не сообщила, ходатайства об отложении или о рассмотрении дела в отсутствие в суд не поступали.

Суд, изучив административное исковое заявление и материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового период соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

В силу ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В силу пп. 2 п.1 ст. 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц и налоговые ставки определяется по правилам ст.ст. 402, 403, 406 Налогового кодекса РФ.

В силу ст. 409 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

           Судом установлено, что на основании данных органов, осуществляющих регистрацию объектов недвижимости представленных налоговому органу в порядке, установленном налоговым законодательством, ответчик в налоговый период 2015, 2016, 2017 г.г. имела в собственности земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, квартиру, расположенную по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2015 год – 217 рублей, налога на имущество физических лиц - 583 рублей     с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в указанный срок административным ответчиком налоги уплачены не были, в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: земельный налог – 217 рублей, пени по земельному налогу - 1,30 рублей, налог на имущество физических лиц - 583 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц – 3,50 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2016 год – 217 рублей, налога на имущество физических лиц - 938 рублей     с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога по состоянию на    14.02.2018    года с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: земельный налог – 217 рублей, пени по земельному налогу - 4,20 рублей, налог на имущество физических лиц - 938 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц –18,17 рублей, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2017 год – 217 рублей, налога на имущество физических лиц - 1032 рублей     с установлением срока для уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, по пеням и штрафам в общей сумме 2 873,76 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольно оплатить недоимку, задолженность по пеням и штрафам: земельный налог – 217 рублей, пени по земельному налогу - 3,46 рублей, налог на имущество физических лиц - 1032 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц – 16,41 рублей, в срок до 01.04.2019    года.

Из административного иска следует, что в установленный срок административным ответчиком сумма задолженности по налогам не погашена. В связи с неисполнением обязанности по оплате недоимки по налогу и пени, налоговый орган 20. 11.2019 года обратился к мировому судье судебного участка № 118 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки и пени. На основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка Центрального судебного района Самарской области ДД.ММ.ГГГГ был выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1    задолженности по налогам и сборам в размере 3408,71 рублей. Однако по заявлению налогоплательщика определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области, ранее выданный судебный приказ отменил. Данные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела а-2775/2019 обозревавшегося судом.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Представитель административного истца мотивировал ходатайство о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании недоимки с ФИО1 большим объемом работы, связанной с подготовкой заявлений на выдачу судебного приказа и поскольку срок для подачи заявления на выдачу судебного приказа пропущен незначительно, он подлежит восстановлению, что как следствие влечет за собой правомерность подачи настоящего иска. Данные причины пропуска срока административный истец находит уважительными.

Суд с такой позицией представителя административного истца не может согласиться, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

Установлено, что налоговая инспекция обратилась в мировой суд судебного участка 118 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении установленного законном шестимесячного срока, поскольку исходя из положений ст. 48 НК РФ заявление должно было быть подано до ДД.ММ.ГГГГ.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи заявления о выдаче судебного приказа зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на дату обращения    ДД.ММ.ГГГГ в Центральный районный суд г. Тольятти с заявлением о взыскании недоимки с    ФИО1 налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока для обращения в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, а доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к     ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 3 377,36 рублей, в том числе по земельному налогу в размере 651 рублей, пени по земельному налогу в размере 60,48 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 2553 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 108,88 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий:                                     Соболева Ж.В.

2а-2194/2020 ~ М-1561/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России №19 по Самарской области
Ответчики
Комкова О.В.
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Соболева Ж.В
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
13.04.2020Регистрация административного искового заявления
13.04.2020Передача материалов судье
14.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2020Судебное заседание
29.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее