Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5955/2012 ~ М-6174/2012 от 30.11.2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2012 года                                       г.Самара

Октябрьский районный суд г.Самары в составе

Председательствующего судьи        Якушевой Е.В.

при секретаре                                                                 Кутеповой З.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5955/12 по заявлению председателя МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «СОНД» ЕТН об оспаривании действий должностных лиц государственного органы, отказе в предоставлении информации по социально-трудовым вопросам, заинтересованное лицо Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области,

УСТАНОВИЛ:

ЕТН обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что дата, являясь председателем местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***», она обратилась в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области с заявлением о предоставлении информации по социально-трудовым вопросам - копии коллективного договора указанного диспансера, экземпляр которого находится в распоряжении Минтруда Самарской области. Ответом от дата №... в предоставлении информации было отказано. дата она обратилась с заявлением к вышестоящему руководству об оспаривании действий должностных лиц министерства и повторно просила предоставить копию коллективного договора ***. Ответом от дата №... ей вновь было отказано. Отказ мотивирован тем, что министерство ответственно перед Правительством Самарской области и не обязано предоставлять копии документов, находящихся в распоряжении Минтруда (предоставление копий документов, якобы, выходит за рамки компетенции министерства). Действия должностных лиц Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области незаконны на следующем основании. Истребуемые у министерства копии документов содержат информацию по социально- трудовым вопросам и их предоставление необходимо первичной профсоюзной организации для осуществления профсоюзного контроля. Однако, у первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников диспансера имеются основания полагать, что сведения, содержащиеся коллективном договоре представленном на регистрацию в министерство отличаются от сведений, содержащихся в коллективном договоре, находящемся непосредственно в диспансере. Вызывает также сомнение достоверность самих регистрационных действий, касающихся регистрации отдельных приложений к коллективному договору. В рамках профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, и в целях установления вышеуказанных обстоятельств путём сравнения документов, были сделаны запросы как работодателю (диспансеру), так и министерству, о предоставлении информации по социально-трудовым вопросам (копии коллективного договора). Поскольку в предоставлении данной информации было отказано как работодателем, так и министерством, то предположение профсоюзной организации о наличие вышеуказанных нарушений приобрели реальные основания. Заинтересованное лицо нарушило право заявителя на получение информации по социально- трудовым вопросам, необходимой для осуществления профсоюзного контроля. Довод должностных лиц министерства, что первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» является в данном диспансере третьим лицом, а не стороной социального партнёрства и, следовательно, у министерства нет обязанности по предоставлению информации третьим лицам, не основан на законе. Правом на получение информации о содержании коллективного договора обладают любые работники и их представительные органы, независимо от принадлежности к конкретному профсоюзу. Довод заинтересованного лица, что действующее законодательство не содержит обязанности государственного органа предоставлять заверенные копии документов по требованию профсоюзов (объединения граждан), также не основан на законе, поскольку Конституцией РФ закреплено, что права граждан являются непосредственно действующими, и эти права корреспондируют к обязанности государства и должностных лиц их соблюдать. При таких обстоятельствах каких-либо дополнительных обязывающих норм для соблюдения должностными лицами государственных учреждений прав граждан не требуется. Обязанностью государства является охранять достоинство личности во всех сферах и тем самым утверждать приоритет личности и ее прав. Следует обратить внимание, что конституционное право на ознакомление с документами, подразумевает и право на их копирование (получение копий), поскольку эти права неразрывно связаны между собой и право на получение копий является составной частью права на ознакомление. Конституционный Суд неоднократно указывал, что если в законе предусмотрено право на ознакомление с документами, то из этого не следует, что право на копирование этих документов отсутствует (определения Конституционного Суда РФ от 14 октября 2004 года N 329-0, от 29 января 2009 года N 59-0-0, от 17 июня 2010 года N 83 l-O-O, от 25.01.2007 N 71-0-0). Таким образом, должностные лица Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области нарушили требования ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, статей 370 Трудового кодекса РФ, п. 3 ст. 13 и п. 1. ст. 19 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно статье 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" гарантируется судебная защита прав профсоюзов. Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом, в том числе по жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации. На основании вышеизложенного, руководствуясь гл. 25 ГПК РФ, просила признать действия должностных лиц Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, выразившиеся в отказе предоставить информацию по социально- трудовым вопросам (копии коллективного договора с приложениями к нему), незаконными; обязать Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области устранить допущенное нарушение прав заявителя, для чего обязать заинтересованное лицо. предоставить ЕТН информацию по социально-трудовым вопросам - заверенную надлежащим образом копию коллективного договора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «***» со всеми приложениями, дополнительными соглашениями (изменениями и дополнениями), внесёнными в коллективный договор и зарегистрированными в уведомительном порядке в управлении трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области; взыскать с Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в пользу ЕТН судебные расходы в размере государственной пошлины.

В судебном заседании ЕТН поддержала заявленные требования, пояснила, что является председателем местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***», данная организация зарегистрирована в установленном законом порядке и представляет интересы сотрудников ГБУЗ «***», в частности членом профсоюза является *** ГБУЗ «***» БЮВ Работодателем по ее запросу были представлены изменения и дополнения к коллективному договору в отношении отпуска психолога с отметкой о регистрации в Департаменте труда и занятости населения Самарской области (в настоящее время Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области - далее Министерство), однако в ответе из Министерства от дата было указано, что изменения в коллективный договор в части сокращения продолжительности отпуска психологам на уведомительную регистрацию не предоставлялись. Также ей была предоставлена копия приказа о внесении изменений в коллективный договор в раздел «рабочее время и время отдыха» о том, что не включаются в стаж работы, дающий право на отпуск время отпуска по беременности и родам. Указанные обстоятельства послужили основанием для истребования у Министерства информации о коллективном договоре со всеми приложениями, изменениями и дополнениями. Она действовала в интересах работников как представитель профсоюза, а кроме того, на момент заключения коллективного договора она также являлась работником, т.е. стороной по договору. Работодатель не представляет для ознакомления коллективный договор с приложениями в полном объеме, что подтверждается решением суда. В отсутствии данной информации профсоюз не может осуществлять должный контроль за правами работников. Доводы представителей Министерства о том, что нормативные акты не содержат прямой обязанности предоставлять копии коллективных договоров, находящихся в Министерстве не основаны на законе, поскольку Конституцией РФ закреплено, что права граждан являются непосредственно действующими, и эти права корреспондируют к обязанности государства их соблюдать. При таких обстоятельствах каких-либо дополнительных обязывающих норм для соблюдения должностными лицами государственных органов прав граждан не требуется.В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Исходя из положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В России действует известный в мировой практике общеправовой либерально- демократический принцип «не запрещенное законом дозволено». Законами РФ не запрещено, при соблюдении вышеуказанных условий, получать информацию путём получения копий документов. Более того, действующими нормативно-правовыми документами и, в частности, пунктом 1 Указа Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (с изменениями от 8 декабря 2003 г.) государственным учреждениям прямо предписано предоставлять копии, как по заявлениям граждан, так и по запросам иных организаций. При таких обстоятельствах, действия должностных лиц министерства труда, выразившиеся в отказе предоставить информацию по социально-трудовым вопросам в виде копии коллективного договора, являются незаконными. Также несостоятелен довод министерства, что коллективный договор не является информацией, следовательно, отказ в предоставлении копии договора не может рассматриваться как отказ в предоставлении информации. Документ специально создается с целью хранения и передачи социальной информации в пространстве и времени. Именно поэтому его рассматривают как источник информации и средство социальной коммуникации. Согласно ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (п. 11 ст. 2 Закона). Следовательно, коллективный договор, являясь документом (правовым актом), регулирующим социально-трудовые отношения, представляет собой, согласно вышеупомянутому закону, зафиксированную на материальном носителе информацию по социально-трудовым вопросам. При таких обстоятельствах, отказ должностных лиц предоставить копию коллективного договора, является отказом в предоставлении информации, что должно расцениваться как нарушение трудового законодательства и, в частности, законодательства о профсоюзах. Несостоятельны также ссылки заинтересованного лица на приказ министерства труда и занятости населения Самарской области №...-п от дата «О порядке проведения уведомительной регистрации, правовой экспертизы, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений в Самарской области», согласно которому работники вправе получить копию коллективного договора лишь в случае невозможности её получения у сторон коллективного договора. Данное положение противоречит конституционному праву граждан на получение информации, в том числе в форме копий документов, непосредственно от органов государственной власти, каковыми стороны коллективного договора не являются. При этом, Основной закон Российской Федерации не обусловливает реализацию вышеуказанного права граждан предварительным отказом в предоставлении запрашиваемой информации третьими лицами, в том числе, работодателем. Следовательно, в данной части, приказ министерства труда и занятости населения Самарской области №... от дата является недействительным, и, как противоречащий законодательству Российской Федерации, в данной части не подлежит применению. Настаивала на удовлетворении заявления.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области по доверенности ВМА возражала против удовлетворения заявления, поддержала письменный отзыв и дополнение к нему, пояснила, что выдавать копии документов является правом, а не обязанностью Министерства, выдача копий договоров выходит за пределы полномочий Министерства. Не отрицала, что коллективный договор предоставляется на регистрацию и один экземпляр хранится в Министерстве, однако заявитель не является стороной договора, право требования копии договора не имеет, ее права не нарушены.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области по доверенности СЕВ возражала против удовлетворения заявления, поддержала письменный отзыв и дополнение к нему, пояснила, что согласно ст.51 ТК РФ контроль осуществляется профсоюзами, стороны вправе испрашивать информацию друг у друга, т.е. заявитель вправе получить данную информацию у работодателя. Ссылка на Указ необоснованна, поскольку в Указе говорится о случаях нарушения прав граждан, которые могут обратиться лично. У Министерства нет обязанности выдавать копии договоров. В Конституции РФ не указано о предоставлении документированной информации.

Поддержанный представителями Министерства письменный отзыв и дополнение к нему содержит ссылку на отсутствие полномочий Министерства по выдаче гражданам копий коллективных договоров, прошедших уведомительную регистрацию в министерстве. Коллективный договор не является информацией, не может распространяться лицами, не являющимися его сторонами, соответственно нарушений закона в действиях Министерства нет. Информация о регистрации договора была предоставлена ЕТН Ссылка на Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 года необоснованна, поскольку на основании данного Указа обязанность выдать копию договора возникает у ГБУЗ «***», иные организации могут выдать по заявлению граждан в случае, если получить испрашиваемый документ затруднительно или невозможно. Вместе с тем, с дата вступил в силу новый Порядок проведения уведомительной регистрации, правовой экспертизы, хранения, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений в Самарской области от дата №... в который был включен пункт согласно которому работники организаций, предоставивших коллективные договоры на уведомительную регистрацию в министерство по письменному заявлению вправе получить копию коллективного договора для решения вопросов, касающихся защиты своих социально-трудовых прав и законных интересов, если получение его копии у сторон коллективного договора невозможно. Согласно ст.ст.20,30, 40,49,51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора может осуществлять первичная профсоюзная организация. С учетом требований ст.13 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» может представлять интересы работников ГБУЗ, т.е. одного работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и освобожденного от исполнения трудовой функции, в связи с чем основания для проведения проверки в настоящее время по факту нарушения его прав и законных интересов отсутствуют. Коллективный договор является правовым актом и не является информацией. Запросить указанную информацию возможно у работодателя, который обязан хранить документы, письмом подтвердил наличие договора, а не у Министерства.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24 - 26 Кодекса и другими федеральными законами.

В свою очередь из положений ч. 1 ст. 257 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Судом установлено, что первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ объединения профсоюзов России СОЦПРОФ была создана и зарегистрирована Министерством юстиции РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, дата, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ дата за ОГРН ***. (л.д.15).

ЕТН является председателем местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***», что подтверждается выпиской из протокола от дата, удостоверением (л.д.14).

Одним из членов указанной профсоюзной организации является работник ГБУЗ «***» БЮВ, которая согласно записям трудовой книжке является *** ГБУЗ «***», находилась в отпуске по беременности и родам, находится в отпуске по уходу за ребенком, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Из представленных в судебное заседание копии приказа ГБУЗ «***» от дата №... следует, что в коллективный договор внесены дополнения в раздел «рабочее время и время отдыха» согласно которому не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда время отпуска по беременности и родам и др., изменения и дополнения к коллективному договору ГУЗ «***» на 2010-2012 г.г. согласно которым изменен п.19 с дата в части количества календарных дней отпуска работника по должности психолога, данное изменение зарегистрировано Департаментом труда и занятости населения Самарской области дата за №.... Вместе с тем, в письме Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от дата №... на имя председателя КППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» ЕТН указано, что изменения в коллективный договор ГБУЗ «***» в части сокращения продолжительности отпуска психологам на уведомительную регистрацию не предоставлялось.

Из материалов дела следует, что главный правовой инспектор труда СОЦПРОФ по Самарской области, председатель МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» ЕТН неоднократно обращалась в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области о предоставлении заверенной надлежащим образом коллективного договора ГБУЗ «***» со всеми приложениями, дополнительными соглашениями (изменениями и дополнениями), внесенными в коллективный договор и зарегистрированными в уведомительном порядке в управлении трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области на дату выдачи копии заявителю, с указанием даты их уведомительной регистрации в управлении трудовых отношений Министерства.

Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области отказало ЕТН как главному правовому инспектору труда первичной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» в предоставлении документов с разъяснением права обращения у сторон, заключивших данный коллективный договор.

Суд считает, данный отказ необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. (ст.30 Конституции РФ).

Согласно статье 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п.3.3 типового (общего) положения о первичной профсоюзной организации профессионального союза объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, принятого 5 съездом Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ дата, Председатель Местного комитета представляет (без доверенности) интересы профсоюзной организации и ее членов во взаимоотношениях с представителями работодателя, в судебных и правоохранительных и в иных органах и организациях.

Порядок и сроки уведомительной регистрации коллективных договоров (соглашений), изменений и дополнений, внесённых в коллективный договор, предусмотрен ст. 50 ТК РФ и Приказом департамента труда и занятости населения Самарской области №... от дата «О порядке проведения уведомительной регистрации, правовой экспертизы, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений в адрес».

В соответствии с полномочиями министерства, установленными Положением о департаменте труда и занятости населения Самарской области, утверждённым Постановлением Правительства Самарской области от дата N 138 (Постановлением Правительства Самарской области от дата №... правопреемником Департамента стало Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области) коллективный договор был зарегистрирован в управлении трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области дата (регистрационный №...).

Согласно п.1.2 Положением о министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от дата №... «О министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области" Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Самарской области, законами Самарской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, Регламентом деятельности Министерства.

В соответствии с п.2.1 вышеуказанного Положения в ведении Министерства находятся организация обеспечения государственных гарантий в сфере труда.

Кроме того, с дата вступил в силу новый Порядок проведения уведомительной регистрации, правовой экспертизы, хранения, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений в Самарской области от дата №..., в который был включен пункт 5.3 согласно которому работники организаций, предоставивших коллективные договоры на уведомительную регистрацию в министерство по письменному заявлению вправе получить копию коллективного договора для решения вопросов, касающихся защиты своих социально-трудовых прав и законных интересов, если получение его копии у сторон коллективного договора невозможно.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истребуемые у министерства копии документов содержат информацию по социально-трудовым вопросам.

Доводы заинтересованного лица о том, что первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников ГБУЗ ***» является в данном диспансере третьим лицом, а не стороной социального партнёрства и, следовательно, у министерства нет обязанности по предоставлению информации третьим лицам, судом не принимаются во внимание по следующим основаниям.

Согласно ст.30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

В соответствии со ст.40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Согласно ст. 51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы). В соответствии с п. 1 ст. 2 упомянутого Закона, все профсоюзы пользуются равными правами.

Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Следовательно, независимо от того, сколько в учреждении действует профсоюзных организаций, все они обладают равными правами на получение информации по социально-трудовым вопросам.

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений. Данное право универсально и им обладают все работники, в том числе и те, которые не являются членами профсоюза.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).

Согласно ст. 370 Трудового кодекса РФ профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Согласно п. 1 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Пунктом 1 Указа Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (с изменениями от 8 декабря 2003г.) установлено, что государственные учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов исходящих от этих учреждений либо имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся интересов обратившихся к ним граждан.

Сторонами не оспаривалось, что в производстве Куйбышевского районного суда г.Самары находится гражданское дело №..., по которому вынесено решение не вступившее в законную силу о признании незаконными действий главного врача ГБУЗ «***» в том числе в части не предоставления копии Коллективного трудового договора ГБУЗ «***» Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ.

В ходе настоящего судебного разбирательства также не оспаривалось, что работодателем на момент рассмотрения настоящего дела не были предоставлены копия коллективного трудового договора ГБУЗ «***» с изменениями и дополнениями вышеуказанной первичной профсоюзной организации.

Таким образом, суд приходит к выводу, что получение копии коллективного трудового договора непосредственно у работодателя заявителю затруднительно, однако право на получение данной информации у заявителя как представителя профсоюзной организации и работников ГБУЗ «***» имеется.

Вместе с тем, регулирование вопросов, связанных с правом гражданина на получение информации осуществляется на основании ФЗ РФ от 27 июля 2006г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статья 8 указанного Закона гласит: «Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Таким образом, закон устанавливает право граждан и организаций на получение информации в любых формах, в том числе путём получения копий документов. При этом, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 8 вышеупомянутого закона информация затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица, предоставляется бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан.

Пунктом 62 Положения о министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области к полномочиям министерства отнесено взаимодействие с общественными объединениями по вопросам, находящимся в компетенции Министерства. При этом перечень полномочий министерства не является закрытым и пунктом 69 Положения отнесено также осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.

Положением о министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской об пасти (утв. Постановлением Правительства Самарской области от дата №...) установлено, что министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения и миграционной политики в Самарской области и обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и является правопреемником департамента труда и занятости населения Самарской области (п. 1.1-1.3 Положения).

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что отказ Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в предоставлении информации по социально-трудовым вопросам председателю МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» ЕТН, а именно - в выдаче заверенной копии коллективного договора ГБУЗ «***» со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, являющимися неотъемлемой частью коллективного договора, зарегистрированными в установленном порядке, нарушает права и свободы заявителя, в частности на получение информации с целью защиты трудовых прав граждан, а также не соответствует требованиям вышеуказанных законов и нормативных правовых актов.

Суд также учитывает, что отказ в выдаче копии коллективного договора представителю ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «СОНД препятствует профсоюзу осуществлять должным образом контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, что недопустимо.

Доказательств того, что предоставлением копии вышеуказанного договора могут быть нарушены основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление председателя МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» ЕТН - удовлетворить.

Признать незаконными действия должностных лиц Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области выразившиеся в отказе предоставить информацию по социально трудовым вопросам председателю МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» ЕТН.

Обязать Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области предоставить председателю МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ «***» ЕТН информацию по социально-трудовым вопросам - заверенную надлежащим образом копию коллективного договора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «***» со всеми приложениями, изменениями, дополнениями, являющимися неотъемлемой частью коллективного договора, внесенными в коллективный договор и зарегистрированными в установленном законом порядке.

Взыскать с Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в пользу ЕТН судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере *** руб. (***).

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Октябрьский районный суд в порядке ст. 321 ГПК РФ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 декабря 2012 года.

Судья     подпись                                                     Е.В.Якушева

Решение не вступило в законную силу

Копия верна

Судья

секретарь

2-5955/2012 ~ М-6174/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Езерская Т.Н.
Другие
Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Якушева Е. В.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
30.11.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.11.2012Передача материалов судье
03.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2012Подготовка дела (собеседование)
12.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2012Судебное заседание
10.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее