Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Емельяновой Н.В.,
при секретаре Клемешовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 878/18 по иску Кондрашовой Натальи Николаевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
С 03.01.2018г. Кондрашова Н.Н. является получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Письмом от 29.01.2018г. УПФР в г. Тамбове и Тамбовком районе Тамбовской области сообщило Кондрашовой Н.Н., что при расчете размера пенсии не были приняты во внимание сведения о ее заработной плате, указанные в справках ТОГБУ «ГАСПИТО» от 21.11.2017г. *** и 05-07/7913 за период работы с 01.10.1985г. по 31.12.1994г., поскольку изложенные в них сведения касаются Кондрашовой Наталии Николаевны при том, что ее имя «ФИО4».
05.03.2018г. Кондрашова Н.Н. обратилась в суд с иском, с учетом уточнений, изложенных в судебном заседании, просила обязать УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости с учетом заработной платы за период с 01.09.1985г. по 31.12.1994г. согласно сведениям архивных справок, указав в обоснование своих требований, что исчисление пенсии с учетом заработка в указанный период приведет к ее увеличению. Справки, выданные ТОГБУ «ГАСПИТО» являются допустимым доказательствами, поскольку содержат сведения, подтверждающие индивидуальный размер ежемесячной заработной платы в период работы в ЗАО «Союзпроммонтаж». Ее вины нет в том, что в первичных документах о заработной плате имеется описка в указании ее имени.
В судебном заседании истец Кондрашова Н.Н. исковые требования поддержала по тем же основаниям, дополнив, что в период с 24.09.1985 по 11.11.1994г. работала в должности кассира-инкассатора, экономического финансиста, а затем бухгалтера в ЗАО «Союзпроммонтаж». При обращении в УПФР ГУ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области ею для исчисления пенсии были представлены справки ТОГБУ «ГАСПИТО» 21.11.2017г. *** и 05-07/7913 о ее заработной плате в указанный период. Впоследствии ею были дополнительно представлены справки от 25.09.2017г. *** и 05-07/6464, в которых содержалась аналогичная информация. В данных справках указано, что они выданы на основании первичных документов о начислении ей заработной платы, в которых ее имя ошибочно указано «ФИО3». Учет сведений о ее заработной плате в указанные периоды приведет к увеличению размера пенсии. Просила обязать ответчика учесть указанные справки при оценке ее пенсионных прав и произвести ей перерасчет пенсии с учетом данных справок с момента ее начисления, то есть с 03.01.2018г. по наиболее выгодному для нее варианту.
Представитель ответчика, по доверенности исковые требования не признала по основаниям, изложенным в сообщении УПФР в *** от 29.01.2018г., дополнив, что Управлением истцу с *** назначена страховая пенсия по старости без учета заработной платы за период работы в ЗАО «Союзпроммонтаж». Для назначения пенсии истицей действительно были представлены справки о размере ее заработной платы, выданные ТОГБУ «ГАСПИТО» 21.11.2017г. *** и 05-07/7913 за период с 01.10.1985г. по 31.12.1994г. Впоследствии данные справки были продублированы, истицей дополнительно были представлены справки от 25.09.2017г. *** и 05-07/6464, в которых содержалась аналогичная информация. Из содержания всех справок усматривалось, что в первичных документах организации о начислении ей заработной платы имя указано как «ФИО3», что не соответствовало остальным правоустанавливающим документам.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и пенсионное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ социальное обеспечение по возрасту гарантируется каждому. Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии со ст.4, ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии со ст.66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. По смыслу ч.4 ст.66 ТК РФ в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) работодателя вносятся записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении.
Как следует из трудовой книжки истицы и установлено в судебном заседании, 24.09.1989 г. Кондрашова Н.Н. была принята на должность кассира-инкассатора «с» Тамбовского монтажного управления специализированного треста «Союзпроммонтаж», 01.10.1987 г переведена на должность экономиста-финансиста, а 01.01.1992г. на должность бухгалтера. В последствии управление было переименовано в Тамбовское монтажное управление АО «Союзмонтаж», откуда 11.11.1994г. Кондрашова Н.Н. уволена.
С 03.01.2018г.. УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области назначило Кондрашовой Н.Н. страховую пенсию по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При обращении в заявлением о назначении страховой пенсии Кондрашовой Н.Н. были представлены справки ТОГБУ «ГАСПИТО» от 25.09.2017г. *** и 05-07/6465 за период работы с 01.09.1985г. по 31.12.1994г. о размере ее заработной платы за указанный период.
Как следует из содержания указанных справок в документах архивного фонда ЗАО «Союзпроммонтаж» в лицевых счетах работников Тамбовского специализированного монтажного управления треста «Союзпроммонтаж» за 1991г., Тамбовского монтажного управления АО «Союзмонтаж» за 1991-1994 годы значится Кондрашова Наталия Николаевна. Ей начислена заработная плата.
Письмом от 29.01.2018г. УПФР в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области сообщило Кондрашовой Н.Н., что при расчете размера пенсии не были приняты во внимание сведения о ее заработной плате, указанные в справках ТОГБУ «ГАСПИТО» за период работы с 01.10.1985г. по 31.12.1994г., поскольку изложенные в них сведения касаются Кондрашовой Наталии Николаевны при том, что ее имя «ФИО4».
Удовлетворяя исковые требования Кондрашовой Н.Н. о перерасчете с 03.01.2018 года страховой пенсии по старости с учетом заработной платы, с учетом сведений о заработной плате в справках ТОГБУ «ГАСПИТО», суд исходит из следующего.
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015года.
Согласно п.15 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".Согласно статье 36 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.
Федеральные законы, принятые до днявступления в силунастоящего Федеральногозаконаи предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В этой связи при установлении страховой пенсии применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2015 года, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, а также исчисление размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года.
В соответствии с п.12 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" состав заработка, порядок его исчисления и подтверждения определяется по правилам ранее действовавшего законодательства.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.30.3 указанного Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст.30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Согласно п.51 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н, необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.
Согласно пунктам 2, 13, 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации № 16/19 па от 27.02.2002г., к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости (страховой части трудовой пенсии по старости), должны быть приложены документы удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству; о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; о среднемесячном заработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002г. в течение трудовой деятельности.
В подтверждение права на трудовую пенсию принимаются подлинные документы о страховом стаже (за исключением трудовой книжки) и среднемесячном заработке, и подлинники или копии других документов, предусмотренных настоящим Перечнем, содержащие достоверные сведения и выданные компетентными органами или должностными лицами.
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях указанные документы должны быть выданы на бланках установленного образца.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Федеральным законом от 22 октября 2004г. N125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью3 статьи6 и частью1 статьи23 данного Федерального закона (часть1 статьи17).
При невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012г.N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи30 формулам, определяется за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации в письме от 27 ноября 2001г. N8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704, при установлении пенсии, в том случае, если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. В пенсионное дело следует приобщить копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке.
В судебном заседании также установлено и подтверждается материалами дела, пояснениями истца, что, обращаясь в УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области с заявлением о назначении пенсии Кондрашова Н.Н. представляла справки ТОГБУ «ГАСПИТО» от 25.09.2017г. *** и 05-07/6465, содержащие сведения о размере ее заработной платы за период работы с 01.09.1985г. по 31.12.1994г.
Разрешая спор, суд исходит из того, что наличие ошибки в указании ее имени, допущенной работодателем и по причинам, независящим от истца, не могут лишить последнего права на начисление пенсии в соответствии с заработной платой, которую она получала в период прохождения работы в Тамбовском строительном монтажном управлении треста «Союзпроммонтаж». Представленные Кондрашовой Н.Н. справки являются документом, подтверждающим фактический заработок истца в указанный период, на основании которого можно сделать вывод об индивидуальном характере ее заработка. Факт работы истицы в спорный период в должностях, указанных в трудовой книжке представителем ответчика не оспаривается, сведения о размере ее заработной платы вносились в архивную справку исходя из ведомостей о заработной плате, предоставляемых бухгалтерией, сведений о том, что в спорный период в организации работало другое лицо, совпадающими данными о фамилии, имени, отчестве отсутствуют.
Принимая во внимание, что истец из-за допущенной описки не может реализовать право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для нее варианта среднемесячной заработной платы, а представленные архивные справки подтверждают фактический заработок в спорный период, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части7 статьи21 настоящего Федерального закона.Как следует из содержания письма от 29.01.2018г. и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, истцом к заявлению о назначении пенсии были приложены справки о заработной плате. Достоверность предоставленных истцом документов проверялась Пенсионным фондом в рамках возложенных полномочий. Каких-либо требований в адрес истца о предоставлении дополнительных документов ответчиком не выставлялось. Сведений о том, что истец уклонился от своих обязательств по предоставлению документов, необходимых для назначения пенсии материалы дела не содержат. При таких обстоятельствах перерасчет пенсии должен быть ему произведен со дня назначения пенсии, то есть с 03.01.2018г.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кондрашовой Натальи Николаевны удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости Кондрашовой Наталье Николаевне с учетом среднемесячной заработной платы за период с 01.09.1985г. по 31.12.1994г. согласно сведениям, изложенным в справках ТОГБУ «ГАСПИТО» от 25.09.2017г. №05-07/6464 и 05-07/6465, с 03.01.2018 года по наиболее выгодному для нее варианту.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.В.Емельянова
Решение в окончательной форме принято 13.04.2018г.
Судья: Н.В.Емельянова