Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1716/2018 ~ М-1500/2018 от 14.08.2018

Мотивированное решение составлено 15 октября 2018 года.

Дело № 2-1716/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2018 года ЗАТО г. Североморск

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Курчак А.Н.,

при секретаре Минаковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великановой Ирины Сергеевны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск Мурманской области о защите пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Великанова И.С. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в ЗАТО г. Североморск Мурманской области (далее по тексту ответчик, ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области) о защите пенсионных прав.

В обоснование иска, а также в судебном заседании указала, что 18.09.2017 обратилась в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с наличием права на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 28.1 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Истец проживала с родителями в г. Клицны Брянской области в период с 18.02.1983 г. по 05.07.1989 г. Данный район был подвержен радиоактивному заражению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 года. 01.09.1985 поступила в Петровский совхоз-техникум Коминтерновского района Одесской области, с 01.09.1988 переведена в Трубоческий ордена Трудового Красного Знамени совхоз-техникум Брянской области и закончила его 28.02.1990.

С 18.02.1983 по 05.07.1989 Великанова И.С. была постоянно зарегистрирована по месту жительства в ***, в период обучения в совхоз-техникуме продолжала быть зарегистрированной в г. Клинцы и каждые каникулы приезжала к родителям. Также, в период академического отпуска Великанова И.С. работала на Клинцовской швейной фабрике в 1988 году, что подтверждается трудовой книжкой.

В связи с проживанием в зоне заражения Великановой И.С. было выдано удостоверение установленного образца. Истец полагала, что на основании данного удостоверения она имеет право выхода на пенсию в 47 лет.

Однако пенсионным органом ей было отказано в досрочном назначении пенсии, мотивируя тем, что истец фактически не проживала в радиационной зоне, а училась в Одесской области. Данное решение истец считает незаконным.

Кроме того, в связи с неправильным оформлением трудовой книжки, ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск не включил в стаж ее работы следующие периоды: с 15.08.1989 по 29.08.1989, с 24.10.1989 по 15.11.1989 и с 26.04.1990 по 14.04.1993 в Совхозе «Заполярный» в г. Мурманске, с 27.04.1993 по 29.05.1996 в войсковой части 83380 г. Туманный, с 09.12.1997 по 02.06.1998 в ЖИЛЭКС г. Мурманска, с 09.04.2001 по 04.10.2004 в Областном онкологическом диспансере в г. Мурманске, с 23.05.2005 по 09.11.2016 в ММУП «ЦВСПС» г. Мурманска, с 15.11.2016 по 23.03.2017 в ОАО «Мурманоблгаз» и с 01.03.2018 по 27.03.2018 в ООО «Стратегия» г. Мурманска.

Учитывая изложенное, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с наличием необходимого периода проживания в г. Клинцы Брянской области – в зоне проживания с правом на отселение, включить в ее страховой стаж периоды работы с 27.04.1993 по 29.05.1996 в войсковой части 83380 г. Туманный, с 09.12.1997 по 02.06.1998 в ЖИЛЭКС г. Мурманска, с 09.04.2001 по 04.10.2004 в Областном онкологическом диспансере в г. Мурманске, с 23.05.2005 по 09.11.2016 в ММУП «ЦВСПС» г. Мурманска, с 15.11.2016 по 23.03.2017 в ОАО «Мурманоблгаз» и с 01.03.2018 по 27.03.2018 в ООО «Стратегия» г. Мурманска, а также обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с 18.09.2017 (с даты обращения в пенсионный орган).

В судебном заседании Великанова И.С. просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области Азарова Н.С. требования истца полагала необоснованными, просила в иске отказать в полном объеме. Указала, что в период с 26.04.1986 по 30.06.1986 истец фактически не проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а проходила обучение в Одесской области, в связи с чем право на первоначальную величину снижения пенсионного возраста не имеет. При этом истец фактически проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 1988 год по 1990 год, с учетом прохождения практики в 1989 году на территории Мурманской области, но в сумме продолжительность проживания составляет менее 4 лет, поэтому и право на дополнительную величину снижения возраста истец также не имеет. Часть спорных периодов была включена в трудовой стаж вне зависимости от неправильного оформления трудовой книжки, поскольку периоды работы Великановой И.С. подтверждаются представленными ею справками и выписками из досье страхового стажа.

Пенсионный орган не включил в страховой стаж истца лишь следующие периоды работы: с 15.08.1989 по 29.08.1989 – работа в Совхозе «Заплярный», потому что представлен был только дубликат трудовой книжки, не было подтверждения наличия стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; периоды с 24.10.1989 по 15.11.1989 и с 26.04.1990 по 14.04.1993 – совхоз «Заполярный» не включены по этим же основаниям. Далее все заявленные в иске периоды по 31.12.2016 года были включены при подсчете и не являются спорными по настоящему иску. При этом период работы в ОАО «Мурманоблгаз» за 2017 год не был включен, так как данная организация на момент обращения истца в пенсионный орган еще не предоставила сведения о страховых выплатах. Истец обратилась в Пенсионный фонд 18.09.2017, поэтому все последующие периоды работы, в том числе за 2018 год не могут быть предметом рассмотрения, поскольку истец просит назначить ей пенсию с момента обращения в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск, т.е. с 18.09.2017. На момент обращения с заявлением о назначении пенсии трудовой стаж истца по расчетам пенсионного органа составлял 14 лет 10 месяцев и 20 дней.

При подаче заявления в Пенсионный орган истец не достигла возраста 50 лет, что позволило бы назначить пенсию на основании работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а с учетом того, что на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС истец фактически не находилась на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, к ней нельзя применить положения о снижении пенсионного возраста ни по ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ни по ст. 34 указанного Закона. К тому же снижение возраста по статье 34 Закона возможно только при достижении возраста 49 лет. В случае включения в страховой стаж заявленных в иске Великановой И.С. спорных периодов, для истца ничего не изменится, право на назначение досрочной пенсии истец не имеет.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации декларируется, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу пунктов 7 и 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, а также граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.

В соответствии со ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

На основании ст. 34 названного Закона гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к ст. 35 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что для разрешения вопроса о снижении пенсионного возраста на первую величину действительно не имеет значения продолжительность проживания или работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, между тем, снижение возможно только в том случае, если период проживания гражданина в определенной зоне соотносится с периодом с 26 апреля 1986 года (т.е. с момента аварии на Чернобыльской АЭС) до 30 июня 1986 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы и перечень населенных пунктов, находящихся на их территориях, устанавливается в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов Правительством РФ не реже чем один раз в 5 лет.

До 01.02.1998 применяется Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-р.

С 26.04.1986 по 01.02.1998 г. Клинцы Брянской области относился к территории зоны проживания с правом на отселение в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991.

Судом установлено, что Великанова И.С., имея постоянную регистрацию в г. Клинцы Брянской области с 18.02.1983 по 05.07.1989, отнесенном после аварии на Чернобыльской АЭС к зоне проживания с правом на отселение, в период с 01.09.1985 года по 01.09.1988 года обучалась по очной форме обучения в Петровском совхоз-техникуме Коминтерновского района Одесской области, а с 01.09.1988 была переведена в Трубчевский ордена Трудового Красного Знамени совхоз-техникум Брянской области и закончила его 28.02.1990 года.

При этом г. Трубчевск Трубчевского района Брянской области в соответствии с распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28.12.1991, был отнесен к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Истец 18 сентября 2017 года обратилась в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 29 декабря 2017 года (протокол № 586) Великановой И.С. отказано в назначении досрочной пенсии.

Разрешая требования истца о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с наличием необходимого периода проживания в г. Клинцы Брянской области – в зоне проживания с правом на отселение и возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию с 18.09.2017, суд приходит к выводу о том, что истец не относится к категории лиц, которые имеют право на снижение возраста выхода на пенсию по старости на три года в соответствии с положениями Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

Категории граждан, снижение пенсионного возраста которых производится в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указаны в статей 28.1 - 37 указанного нормативного акта.

В соответствии с примечанием к статьям 32 - 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», установленная этими статьями первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Материалами дела подтверждено и истцом не оспаривалось то обстоятельство, что она в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по месту своей регистрации в г. Клинцы Брянской области постоянно не находилась, не работала и фактически постоянно не проживала, поскольку проходила обучение в Одесской области, в том числе на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом наличие у Великановой И.С. удостоверения установленного образца серии АИ № 092256 от 14.11.2017 года, о том, что она добровольно выехала из зоны проживания с правом на отселение г. Клинцы, судом во внимание не принимается, поскольку, как следует из информации, представленной Министерством социального развития Мурманской области, указанное удостоверение выдавалось Великановой И.С. только на основании представленной справки ООО «Управляющая компания «Гарант» от 05.09.2017, согласно которой истец была зарегистрирована в г. Клинцы Брянской области с 18.02.1983 по 05.07.1989, тогда как судом установлено, что во время обучения в Петровском совхоз-техникуме Коминтерновского района Одесской области она фактически в районе, подвергшемуся радиоактивному заражению, не проживала и не работала, приезжала по месту регистрации в г. Клинцы лишь на каникулах.

Указанные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО1., которая пояснила, что Великанова И.С., когда обучалась в Одесской области приезжала в г. Клинцы к родителям на 2-3 дня в месяц и на каникулах.

Обучение с 01.09.1988 по 28.02.1990 в Трубчевском ордена Трудового Красного Знамени совхоз-техникуме Брянской области (в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) также не порождает прав истца на назначение досрочной пенсии, поскольку нахождение в г. Трубочевске было непродолжительным (менее 4 лет), тогда как в соответствии с действующим законодательством уменьшение возраста выхода на пенсию допускается на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Таким образом, истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств того, что она может быть отнесена к одной из категорий лиц, имеющих право на снижение пенсионного возраста в соответствии с положениями статей 28.1 - 37 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении требований Великановой И.С. о признании за ней права на досрочное назначение пенсии в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию с 18.09.2017.

Что же касается требований истца о включении в ее страховой стаж периодов работы с 27.04.1993 по 29.05.1996 в войсковой части 83380 г. Туманный, с 09.12.1997 по 02.06.1998 в ЖИЛЭКС г. Мурманска, с 09.04.2001 по 04.10.2004 в Областном онкологическом диспансере в г. Мурманске, с 23.05.2005 по 09.11.2016 в ММУП «ЦВСПС» г. Мурманска, с 15.11.2016 по 23.03.2017 в ОАО «Мурманоблгаз» и с 01.03.2018 по 27.03.2018 в ООО «Стратегия» г. Мурманска, суд приходит к следующему.

Так, при рассмотрении заявления Великановой И.С. о назначении пенсии от 18.09.2017, не смотря на то обстоятельство, что трудовая книжка истца пенсионным органом во внимание принята не была, все указанные в иске периоды работы до даты обращения за назначением пенсии были включены в страховой стаж истца на основании иных представленных ей документов, за исключением периода работы в 2017 году, поскольку на момент обращения Великановой И.С. от работодателей индивидуальные сведения в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск Мурманской области еще не поступили.

Учитывая изложенное, рассматривая иск в рамках заявленных истцом требований суд удовлетворяет требование Великановой И.С. о включении в ее страховой стаж периода работы с 01.01.2017 по 23.03.2017 в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3-го разряда в ОАО «Мурманоблгаз».

Что же касается периодов работы с 27.04.1993 по 29.05.1996 в войсковой части 83380 г. Туманный, с 09.12.1997 по 02.06.1998 в ЖИЛЭКС г. Мурманска, с 09.04.2001 по 04.10.2004 в Областном онкологическом диспансере в г. Мурманске, с 23.05.2005 по 09.11.2016 в ММУП «ЦВСПС» г. Мурманска, суд соглашается с позицией ответчика и не находит оснований для включения их в страховой стаж в судебном порядке, поскольку в данном случае, все указанные периоды пенсионным органом при подсчете страхового стажа учтены, спорными не являются, в связи с чем право истца в данной части ответчиком не нарушено.

Не имеется оснований и для удовлетворения требований истца о включении в ее страховой стаж периода работы с 01.03.2018 по 27.03.2018 в ООО «Стратегия» г. Мурманска, поскольку по настоящему иску требования Великановой И.С. заявлены о назначении ей пенсии с 18.09.2017 (с даты обращения истца в ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск), тогда как спорый период работы возник после указанной даты. При этом суд также учитывает, что ответчиком при принятии решения об отказе в назначении досрочной пенсии оценка пенсионных прав истца давалась исключительно до 18.09.2017.

Принимая во внимание, что период работы истца с 01.03.2018 по 27.03.2018 в ООО «Стратегия» пенсионным органом не рассматривался, решения по нему не принималось, суд полагает, что данное требование заявлено необоснованно и отказывает в его удовлетворении, поскольку период работы в 2018 году не может быть включен с общий страховой стаж при рассмотрении заявленных требованиях о назначении досрочной страховой пенсии с 18.09.2017.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                    РЕШИЛ:

    Исковые требования Великановой Ирины Сергеевны – удовлетворить частично.

Включить в страховой стаж Великановой Ирины Сергеевны, *** года рождения, период работы с 01.01.2017 по 23.03.2017 в должности слесаря по эксплуатации и ремонту газового оборудования 3-го разряда в ОАО «Мурманоблгаз».

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                         А.Н. Курчак

2-1716/2018 ~ М-1500/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Великанова Ирина Сергеевна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в ЗАТО г. Североморск
Суд
Североморский районный суд Мурманской области
Судья
Курчак А.Н.
Дело на странице суда
sevrs--mrm.sudrf.ru
14.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2018Предварительное судебное заседание
25.09.2018Судебное заседание
09.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее