Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5223/2017 ~ М-3619/2017 от 30.06.2017

            Дела № 2-5223/2017,2-5779/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2017 года город Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи                   Плеханова А.Н.,

при секретаре                  Ефремовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о возложении обязанности по выполнению работ по лесоустройству в виде таксации лесов в <адрес> лесничестве в <адрес> районе Удмуртской Республики и в <адрес> лесничестве в <адрес> районе Удмуртской Республики,

У С Т А Н О В И Л:

    Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор (далее прокурор, истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики (далее Минлесхоз УР, ответчик) о возложении обязанности выполнить работы по лесоустройству в виде таксации лесов в <адрес> участковом лесничестве на площади 20,42 тыс. га, <адрес> участковом лесничестве на площади 14,12 тыс.га, <адрес> участковом лесничестве на площади 10,16 тыс.га, <адрес> участковом лесничестве на площади 14,62 тыс.га, <адрес> участковом лесничестве на площади 24,554 тыс.га <адрес> лесничества общей площадью 83,874 тыс. га в <адрес> районе Удмуртской Республики в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

    Кроме того, прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, интересов Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о возложении обязанности выполнить работы по лесоустройству в виде таксации лесов в <адрес> лесничестве на площади 49,3 тыс. га в <адрес> районе Удмуртской Республики в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

    Требования прокурора мотивированы тем, что вышеуказанные действия являются обязанностью ответчика, в результате невыполнения вышеназванных требований закона Министерством лесного хозяйства УР нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, расположенных на территории Удмуртской Республики.

Дела по указанным искам объединены судом для совместного рассмотрения в порядке ст.151 ГПК РФ.     

    Помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель Минлесхоза УР – ФИО3, действующая на основании доверенности, иски прокурора не признала, из устных и письменных возражений ответчика следует, что Минлесхоз УР не является лицом, обязанным по совершению действий, указанных в иске, Российской Федерацией не выделяются денежные средства в достаточном объеме.

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В Удмуртской Республике имеются лесные участки, на которых таксация проведена более 10 лет назад, среди них - заявленные в исковых требованиях.

Минлесхозом УР не отрицается факт планирования выполнения работ по таксации лесов на территориях Удмуртской Республики в 2015-2017 годах.

В материалы дела представлены документы об обращении руководителей Минлесхоза УР по вопросу выделения денежных средств для проведения лесоустроительных работ, в том числе таксации лесов в полном объеме.

Средний срок давности лесоустроительных документов по <адрес> и по <адрес> лесничествам составляет 20-22 года.

Работы по таксации проводились на землях <адрес> участковых лесничеств <адрес> лесничества на территории <адрес> Удмуртской Республики в 1995 году на площади 16,3 тыс. га, в 1997 года на площади 67,574 тыс. га.

Работы по таксации проводились на землях <адрес> лесничества на территории <адрес> Удмуртской Республики в 1995 году, на площади 10,6 тыс. га, в 1997 года на площади 18,3 тыс. га, в 2000 году на площади 20,4 тыс. га.

После указанного срока работы по таксации в <адрес> и <адрес> лесничествах не планировались и не проводились.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании, сторонами по делу не оспариваются.

Судом установлено, что Министерство является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда и федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (п. 1 Положения о Минлесхозе УР, утвержденного постановлением Правительства УР <номер> от <дата> (далее – Положение).

Полномочия Министерства в области лесных отношений, в том числе в части деятельности, связанной с таксацией лесов, закреплены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства переданы Министерству лесного хозяйства УР (п. 6 ч. 1 ст.83 Лесного кодекса РФ).

Полномочия Министерства в области лесных отношений, в том числе в части деятельности, связанной с таксацией лесов, закреплены ст.ст. 82, 83 Лесного кодекса РФ.

Полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства переданы Министерству лесного хозяйства УР (п. 6 ч. 1 ст.83 Лесного кодекса РФ).

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза <номер> от <дата>, предусмотрено, что таксация лесов обеспечивается органами государственной власти в пределах их полномочий.

Подпунктом 12 пункта 8 Положения о Минлесхозе УР закреплено, что Минлесхоз УР осуществляет полномочия по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков леса.

Выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, органы государственной власти осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч.ч. 1, 2 ст.70 Лесного кодекса РФ).

Таким образом, полномочия по проведению лесоустройства, в том числе таксации лесов на территории Удмуртской Республики возложены на Минлесхоз УР.

Согласно требованиям ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда.

По требованиям ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:

1) проектирование лесничеств и лесопарков;

2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;

3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

4) таксацию лесов;    

5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией (утв. приказом Рослесхоза <номер> от <дата>, далее - Инструкция).

Инструкцией устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда (п. 2 Инструкции).

Проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти в пределах их полномочий.

При этом, п. 150 Инструкции предусмотрено, что проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 Лесного кодекса РФ, п. 60 Инструкции).

Пунктом 59 Инструкции закреплено, что границы объектов работ по таксации лесов определяются заказчиком. Минимальным объектом работ по таксации лесов при выполнении работ по государственным контрактам на основании государственных и муниципальных заказов являются лесничество, лесопарк (в отдельных случаях участковое лесничество, проектируемый для предоставления лесной участок).

По требованиям п. п. 152, 160 Инструкции проектирование мероприятий по охране лесов от пожаров осуществляется в целях определения класса природной пожарной опасности лесов; разработки мер противопожарного обустройства лесов и мер по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) проектируются в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 414). Очистка лесов от захламления проектируется в первую очередь в защитных лесах, выполняющих рекреационные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции.

В соответствии с п. 72 Инструкции материалы таксации лесов вводятся в действие приказом уполномоченного органа исполнительной власти.

По результатам таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам), которые должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений. По результатам проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов составляются соответствующие ведомости проектируемых мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам) и тематические лесные карты (п. п. 190, 191, 192 Инструкции).

При отсутствии таксации лесов или применении таксационных материалов, которым больше 10 лет, невозможно с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристик лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а свежей информацией лесничества зачастую не располагают.

Длительное не проведение лесоустройства на территории земель лесного фонда или применении таксационных материалов, которым больше 10 лет и использование лесных участков без их проектирования, таксации и других мероприятий, не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристик лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а актуальной информацией лесничества зачастую не располагают.

Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в тех лесничествах, где лесоустройство в части таксации лесов проведено более 10 лет назад, данные работы согласно названным требованиям закона не могут быть спроектированы и проведены, что в свою очередь может привести к негативным последствиям в виде не выполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и воспроизводству лесов.

В силу п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ одними из основных принципов лесного законодательства являются устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, абз.1, 2, 3 ст.3, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Таким образом, осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена именно на сохранение уникальности и особой ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.

В результате отсутствия лесоустройства в виде таксации на лесных участках на территории Удмуртской Республики невозможно обеспечить соблюдение режима охраны указанной территории, установленных запретов и ограничений деятельности на этой территории, связанных с рубками лесных насаждений, провести весь комплекс необходимых работ по воспроизводству лесов, проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, обеспечить их надлежащую охрану и защиту, созданы условия для незаконного планирования и назначения мероприятий не предусмотренных лесоустроительными документами, что ведет к утрате ценности этой территории для сохранения, восстановления природных комплексов, их компонентов и поддержания экологического баланса.

Кроме того, отсутствие таксации лесных участков не позволяет в полном объеме обеспечить потребности населения в <адрес> и <адрес> районах Удмуртской Республики в древесине для собственных нужд, поскольку лесные насаждения, которые можно предоставить в рубку населению не определены.

В результате невыполнения вышеназванных требований закона Министерством лесного хозяйства УР нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту ее от негативного воздействия (ст.42 Конституции РФ) и интересы Российской Федерации как собственника земель лесного фонда, расположенных на территории Удмуртской Республики.

Прокурор просит установить срок исполнения решения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика, возражая против установления такого срока, доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок не представил.

В связи с этим, суд считает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок суд признаёт достаточным и разумным для выполнения решения суда.

Учитывая вышеизложенное, иски подлежат удовлетворению.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки понесенные судом относятся на счёт федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Министерству лесного хозяйства Удмуртской Республики о возложении обязанности по выполнению работ по лесоустройству в виде таксации лесов в <адрес> лесничестве в <адрес> районе Удмуртской Республики и в <адрес> лесничестве в <адрес> районе Удмуртской Республики удовлетворить.

Возложить на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность выполнить работы по лесоустройству в виде таксации лесов в <адрес> участковом лесничестве на площади 20,42 тыс. га, <адрес> участковом лесничестве на площади 14,12 тыс.га, <адрес> участковом лесничестве на площади 10,16 тыс.га, <адрес> участковом лесничестве на площади 14,62 тыс.га, <адрес> участковом лесничестве на площади 24,554 тыс.га <адрес> лесничества общей площадью 83,874 тыс. га в <адрес> районе Удмуртской Республики в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики обязанность выполнить работы по лесоустройству в виде таксации лесов в <адрес> лесничестве на площади 49,3 тыс. га в <адрес> районе Удмуртской Республики в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме принято в совещательной комнате и подписано председательствующим судьёй.

    

Председательствующий судья              А.Н. Плеханов

2-5223/2017 ~ М-3619/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство лесного хозяйства
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Плеханов Алексей Николаевич
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
30.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2017Передача материалов судье
04.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.09.2017Предварительное судебное заседание
17.10.2017Судебное заседание
17.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018Дело оформлено
22.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее