Дело № 2-175/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе председательствующего судьи Полубояровой Л.А.
при секретаре Кузьминой О.А.
с участием прокурора Лапшиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в г. Саранске
25 февраля 2013 года
гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах Ахтомской Елены Семёновны, к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействительными в части приказов за март-август 2012 г. о начислении премиальной оплаты, о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения и материальной помощи,
у с т а н о в и л:
Исполняющий обязанности прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, действующий в интересах Ахтомской Е.С., обратился с иском в суд к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения и материальной помощи. В обоснование требований указывает на то, что Ахтомская Е.С. является работником Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района». С ней заключен трудовой договор от 02.05.2007 г. №11 и дополнительное соглашение к нему от 01.04.2010 г., по условиям которого Ахтомской Е.С. устанавливается премия в размере 75% ежемесячно от должностного оклада. За период с марта по август 2012 г. ей была выплачена премия не в полном объеме в размере 15 751 рубль 09 копеек, в то время как согласно представленному расчёту премия в размере 75 % Ахтомской Е.С. должна быть выплачена в размере 67 204 рубля 58 копеек за период с марта по август 2012 г. включительно. Разница между фактически выплаченной премией и подлежащей выплате составляет 51 453 рубля 49 копеек. Также ей не выплатили материальную помощь за период с января по июнь 2012 г. в размере 25 726 рублей 75 копеек, а всего сумма недоплаты составила 77 180 рублей 24 копейки, которую просит взыскать с ответчика в пользу Ахтомской Е.С.
Определением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2012 г., вступившим в законную силу, ответчик – муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» заменён правопреемником – муниципальным предприятием городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» и дело направлено в Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия для его рассмотрения по подсудности.
Заявлением от 25 февраля 2013 г. Ахтомская Е.С. дополнила исковые требования, просит признать незаконными приказы директора муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» от: 31 марта 2012 г. №21, 30 апреля 2012 г. №25, 31 мая 2012 г. №40, 29 июня 2012 г. №47/1, 31 июля 2012 г. №52, 31 августа 2012 г. №58 в части начисления премиальных оплат Ахтомской Е.С., соответственно, в размере: за март – 30%, за апрель-50%, за май-10%, за июнь -30%, за июль -10%, за август – 10%. В обоснование указывает, на то, что с данными приказами она ознакомлена не была.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия Лапшина О.Г., истица Ахтомская Е.С. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили исковые требования удовлетворить в полном объеме с учётом заявления от 25 февраля 2013 г.
Представитель ответчика - Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне слушания надлежаще и заблаговременно извещен по правилам статьи 113 ГПК Российской Федерации, о причинах неявки суд не известил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу и оценив их в совокупности с позиции статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 13 приказа №4к от 02 мая 2007 г. Ахтомская Е.С. принята на работу в МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» на должность начальника договорно-правового отдела с оплатой согласно штатному расписанию. Приказом №01-пр от 27 декабря 2012 г. на основании Постановления Администрации городского округа Саранск №1695 от 10.05.2012 г., муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» реорганизовано в форме присоединения к муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района» с 27 декабря 2012 г. Все работники МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района», в том числе Ахтомская Е.С. (пункт 13 приказа) зачислены в штат МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Пролетарского района» с 27 декабря 2012 г.
Приказом №02-пр от 27 декабря 2012 г. на основании Распоряжения заместителя Главы Администрации городского округа Саранск №1928-рз от 18.12.2012 г. муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Пролетарского района» переименовано в муниципальное предприятие городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» с 27 декабря 2012 г., все работники МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Пролетарского района» зачислены в штат МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» с 27 декабря 2012 г.
02 мая 2007 г. с Ахтомской Е.С. заключен трудовой договор №11 с дополнениями к нему от 01.09.2010 г. и от 01.04.2010 г., согласно которым за выполнение установленных обязанностей, истице выплачивается:
- должностной оклад в размере согласно штатному расписанию;
- персональная надбавка к должностному окладу за отклонение от нормальных условий труда;
- премия в размере 75% ежемесячно от должностного оклада с учётом надбавки за отклонение от нормальных условий труда.
На основании приказов: № 21 от 31 марта 2012 г., №25 от 30 апреля 2012 г., №40 от 31 мая 2012 г., №47/1 от 29 июня 2012 г., №52 от 31 июля 2012 г., №58 от 31 августа 2012 г. Ахтомской Е.С. за период с 01 марта по 31 августа 2012 г., исходя из финансовых возможностей начислялась премия ежемесячно в размере, соответственно, за март – 30%, за апрель-50%, за май-10%, за июнь -30%, за июль -10%, за август – 10%.
Ахтомская Е.С. оспаривает законность данных приказов. Ответчик не заявил о применении к этим требованиям срока обращения в суд с заявлением за разрешением индивидуального трудового спора.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату (оплата труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).
Согласно статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
В соответствии с пунктами 1.3, 4.1., 4.3., 4.4. Положения об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» (л.д.17-18) заработная плата работников предприятия состоит:
-из должностного оклада;
-премии по результатам работы за месяц.
Премирование работников муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» производится из фонда оплаты труда по приказу директора МП городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района», в зависимости от выполнения установленных качественных показателей, определяемых по данным бухгалтерской и статистической отчётности, оперативного учёта и условий премирования; исполнения должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией работника; соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; своевременного рассмотрения жалоб, заявлений и претензий граждан; своевременного исполнения поручений Главы Администрации городского округа Саранск.
Размер премии по итогам работы за месяц не должен превышать 75 % от должностного оклада с учетом всех надбавок. Премия начисляется по итогам работы за месяц и за фактическое отработанное время, в процентах от заработной платы с учетом всех видов надбавок.
Выплата премий осуществляется на основании приказа (распоряжения) директора предприятия с указанием наименования премии, ее размеров и источников финансирования.
Из содержания указанного локального нормативного акта следует, что снижение ежемесячной премии с размера 75 % от должностного оклада с учетом всех надбавок допускается при невыполнении качественных показателей, при этом приказ о снижении размера премии должен содержать основания, послужившие причиной снижения размера премии. Премия является составной частью заработной платы истицы, и она имеет право на ее ежемесячное получение независимо от финансового положения предприятия.
При этом локальными актами предприятия, а именно – коллективным договором и положением об оплате и премировании труда работников МП «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» снижение премии в зависимости от финансовых возможностей предприятия не предусмотрено.
Оспариваемые приказы о начислении истице премии в размерах ниже 75 % от должностного оклада не мотивированы, в связи, с чем не являются законными. Следовательно, исковые требования Ахтомской Е.С. о признании приказов недействительными в части начисления ей премии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, истице подлежало начисление премии за оспариваемый период в размере 75 % от должностного оклада. Согласно справкам, представленным стороной ответчика за период с 01 марта по 31 августа 2012 г. истице выплачена премия в размере 15 751 рубль 09 копеек. Однако за указанный период премия в размере 75% Ахтомской Е.С. должна быть выплачена в размере 67 204 рубля 58 копеек. Следовательно, истице недоплачена премия в общем размере – 51 453 рубля 49 копеек (67 204,58 руб. – 15 751,09 руб.), что не оспаривается ответчиком и подтверждается доказательствами на л.д. 27-28, в том числе расчетом, представленным стороной ответчика (л.д.29).
Поэтому, суд приходит к выводу о том, что требования Ахтомской Е.С. о взыскании невыплаченной премии за период с 01 марта 2012 г. по 31 августа 2012 г. в размере 51 453 рубля 49 копеек обоснованны и подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.11 Коллективного договора муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» на период с 01.10.2010 г. по 01.10.2013 г. и пунктом 5.1. Положения об оплате и премировании труда работников Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика ЖКХ Октябрьского района» (л.д.15-20) на работодателя возложена обязанность по ежегодной выплате каждому из работников предприятия материальной помощи в размере двух плановых месячных фондов оплаты труда (должностной оклад и премия в размере 75%, без учета доплат) и выплачивается пропорционально отработанному периоду. Основанием для принятия решения об оказании материальной помощи работникам предприятия является их письменное заявление и приказ директора предприятия (п.5.2.).
Заявления о выплате материальной помощи Ахтомской Е.С. поданы 27 июня 2012 г. и 24 сентября 2012 г., что подтверждается их ксерокопиями на л.д.30,31.
Согласно сведениям из бухгалтерии предприятия Ахтомской Е.С. за период с 01 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. включительно полагается премия в размере 25 726 рублей 75 копеек.
Соответственно, требования истицы о взыскании материальной помощи за период с 01 января по 30 июня 2012 г. подлежат удовлетворению в полном объеме. Расчет производится следующим образом: 14 701 рубль (должностной оклад)+ 11 025 рублей 75 (месячная премия – 14 701х75%)=25 726 рублей 75 копеек.
Таким образом, общая сумма задолженности муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» перед истицей составляет 77 180 рублей 24 копейки (51 453,49 руб. + 25 726,75 руб.).
В соответствии со статьей 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истица была освобождена, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в бюджет городского округа Саранск в сумме 2715 рублей 41 копейка (2515,41 руб.+200 руб.), согласно следующему расчету:
по требованию имущественного характера, подлежащему оценке в размере 2515,41 руб. = 800+(77 180,72 руб. -20 000 руб.)х3%);
по требованиям неимущественного характера подлежит взысканию по иску о признании недействительными в части приказов о начислении премиальной оплаты в бюджет городского округа Саранск госпошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия, действующего в интересах Ахтомской Елены Семёновны, к Муниципальному предприятию городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» о признании недействительными в части приказов за март-август 2012 г. о начислении премиальной оплаты, о взыскании задолженности по оплате премиального вознаграждения и материальной помощи, удовлетворить.
Признать незаконными приказы Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района» в части, касающихся начисления премиальной оплаты в отношении Ахтомской Елены Семёновны:
приказ №21 от 31 марта 2012 г. о начислении премиальной оплаты за март 2012 г.;
приказ №25 от 30 апреля 2012 г. о начислении премиальной оплаты за апрель 2012 г.;
приказ №40 от 31 мая 2012 г. о начислении премиальной оплаты за май 2012 г.;
приказ №47/1 от 29 июня 2012 г. о начислении премиальной оплаты за июнь 2012 г.;
приказ №52 от 31 июля 2012 г. о начислении премиальной оплаты за июль 2012 г.;
приказ №58 от 31 августа 2012 г. о начислении премиальной оплаты за август 2012 г.
Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» в пользу Ахтомской Елены Семеновны невыплаченную премию за период с 01 марта 2012 г. по 31 августа 2012 г. включительно в размере 51 453 рубля 49 копеек;
материальную помощь за период с 01 января 2012 г. по 30 июня 2012 г. включительно в размере 25 726 рублей 75 копеек, а всего 77 180 (семьдесят семь тысяч сто восемьдесят) рублей 24 копейки.
Взыскать с Муниципального предприятия городского округа Саранск «Дирекция единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства» госпошлину в бюджет городского округа Саранск в размере 2715 (две тысячи семьсот пятнадцать) рублей 41копейку.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения решения в окончательной форме в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Пролетарский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Председательствующий: