Дело № 2-212/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» августа 2018 года с. Старая Полтавка
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Плечистова С.С.,
при секретаре Трусовой Е.В.,
с участием: представителя истца - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовскому и Старополтавском районах Назаровой Е.А., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах к Муниципальному автономному учреждению детская база отдыха «Ромашка» о возложении обязанности совершить определённые действия, о понуждении исполнения предписания.
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах обратился в суд с иском к Муниципальному автономному учреждению детская база отдыха «Ромашка» о возложении обязанности совершить определённые действия, о понуждении исполнения предписания.
В обоснование исковых требований указано, что Территориальным отделом Роспотребнадзора по Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах проведены проверки Муниципальное автономное учреждение детская база отдыха «Ромашка» на основании распоряжении о проведении внеплановой выездной проверки № 1958 от 28 мая 2018 года была проведена проверка исполнения ранее выданного предписания № 19-64-17 от 13.06.2017 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданного территориальном отделом в Палласовском, Старополтавском районах.
Согласно данному предписанию в срок до 25.05.2018г. юридическое лицо Муниципальное автономное учреждение детская база отдыха «Ромашка» должно было выполнить следующие мероприятия:
1. Подходы к жилым корпусам, пищеблоку, медпункту, туалетам, душевым оборудовать твердым покрытием.
В ходе проведения внеплановой выездной проверки 01.06.2018 года с 09 час. 20 мин. до 09 час. 40 мин. было установлено, что Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выданное территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в Палласовском, Старополтавском районах от 13.06.2017г. № 19-64-17 не выполнено:
1. Подходы к жилым корпусам, пищеблоку, медпункту, туалетам, душевым не оборудованы твердым покрытием.
Результаты проверки отражены в акте проверки № 1958 от 01 ноября 2017 года. По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица МАУ ДБО «Ромашка» № 8064 от 01.06.2018г. по статье 19.5 ч.1. Направлен суд для рассмотрения в пределах компетенции. Также было выдано предписание №19-75-18 от 01.06.2018г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
С 2017 года у субъекта имелось достаточно времени для своевременного выполнения предписания.
Однако, МАУ ДБО «Ромашка», являясь самостоятельным юридическим лицом, не предприняло все меры по устранению выявленных нарушений в сроки установленные Предписанием № 19-64-17 от 13.06.2017 года об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Следовательно, нарушения, допускаемые субъектами общественных отношений, в указанной сфере зачастую носят нематериальный характер и не являются явными, выражаются в длительном скрытом негативном воздействии факторов среды обитания человека на его здоровье.
В статье 1 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии» определено понятие санитарно-эпидемиологическое заключение как документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ, в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу статьи 2, ст.8, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В нынешних условиях сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей. При этом обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия, которое напрямую связано с условиями обучения, режимом и современными технологиями воспитания детей, представляет одну из основных составляющих в решении этой проблемы.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положении о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013г. № 73 введены в действие СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
Между тем, в МАУ ДБО «Ромашка» подходы к жилым корпусам, пищеблоку, медпункту, туалетам, душевым не имеют твердого покрытия.
Просит суд обязать Муниципальное автономное учреждение детская база отдыха «Ромашка» исполнить в срок до 27.05.2019г. Предписание № 19-64-17 от 13.06.2017г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: подходы к жилым корпусам, пищеблоку, медпункту, туалетам, душевым оборудовать твердым покрытием.
Представитель истца Назарова Е.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Муниципальное автономное учреждение детская база отдыха «Ромашка» извещенный судом надлежаще, в суд не явился ходатайств о рассмотрении в его отсутствие и об отложении дела не предоставил.
В соответствии с частью 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Положениями части 3 названной статьи предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Исходя из положений статей 9, 10, 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается злоупотребление правом гражданами и юридическими лицами.
Суд, выслушав объяснения представителя истца Назарову Е.А., изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, регулируются ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно ст.8 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы, которые не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В соответствии со ст.28 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с частями 1, 2 и 4 ст. 6 указанного Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в перечень которых включаются стандарты и своды правил, содержащие минимально необходимые требования для обеспечения безопасности зданий и сооружений. Эти национальные стандарты и свободы правил являются обязательными для применения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 2, ст.8, статьи 24 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В нынешних условиях сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей. При этом обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия, которое напрямую связано с условиями обучения, режимом и современными технологиями воспитания детей, представляет одну из основных составляющих в решении этой проблемы.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и Положении о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.12.2013г. № 73 введены в действие СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
К таким сводам правил, в том числе относится "СанПиН 2.4.2.2821-13. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189.
Согласно п.1.1 СанПиН 2.4.4.3155-13, настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей летнего, сезонного и круглогодичного функционирования. Санитарные правила направлены на обеспечение отдыха, оздоровления и укрепление здоровья детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, в период пребывания их в детских оздоровительных лагерях.
В соответствии с п.1.3 СанПиН 2.4.4.3155-13, настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, организацией и эксплуатацией детских оздоровительных лагерей.
Пунктом 3.7 СанПиН 2.4.4.3155-13 установлено, что въезды и входы на территорию детского оздоровительного лагеря, проезды, дорожки к зданиям, хозяйственным постройкам, контейнерным площадкам для сбора мусора оборудуются ровным твердым покрытием.
Между тем, в МАУ ДБО «Ромашка» подходы к жилым корпусам, пищеблоку, медпункту, туалетам, душевым не имеют твердого покрытия.
Характер совершенного правонарушения в данном деле заключается в невыполнении предписания об устранении выявленных нарушений, посягающих на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, как одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (преамбула Федерального закона РФ от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В данном случае, невыполнение предписания об устранении выявленных нарушений ущемляет права оздоравливаемых детей и представляет угрозу для них, в частности по соблюдению санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предписание об устранении выявленных нарушений выдается должностными лицами в случае выявления соответствующих нарушений, допускаемых юридическими лицами в ходе осуществления своей деятельности. Таким образом, указанное предписание является актом реагирования уполномоченного административного органа на противоправное поведение субъекта общественных отношений, призванным предотвратить дальнейшие действия, противоречащие обязательным требованиям, установленным законодательством РФ. В настоящем же случае учреждение не исполнило предписания, то есть нарушения, выявленные в его деятельности ранее - не устранены, осуществление деятельности с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства продолжает иметь место, то есть противоправное поведение субъекта не устранено.
Также суд считает необходимым, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, взыскать с ответчика Муниципальное автономное учреждение детская база отдыха «Ромашка» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в Палласовском и Старополтавском районах к Муниципальному автономному учреждению детская база отдыха «Ромашка» о возложении обязанности совершить определённые действия, о понуждении исполнения предписания – удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное учреждение детская база отдыха «Ромашка» исполнить в срок до 27.05.2019г. Предписание № 19-64-17 от 13.06.2017г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а именно: подходы к жилым корпусам, пищеблоку, медпункту, туалетам, душевым оборудовать твердым покрытием.
Взыскать с Муниципального автономного учреждения детская база отдыха «Ромашка» в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Старополтавский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с 08 августа 2018 года.
Судья С.С. Плечистов.