Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2339/2023 ~ М-1650/2023 от 09.06.2023

УИД63RS0030-01-2023-002402-25

№ 2а-2339/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2023 г.

Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Меньшиковой О.В.

при секретаре Апахиной Е.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Терехиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Прокурора Комсомольского района г.Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО2 о прекращении права на управление транспортным средством,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Комсомольского района г. Тольятти в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о прекращении действия права Дыдычкина И.С. на управление транспортными средствами в связи с наличием у административного ответчика диагноза F19.1 «пагубное употребление наркотических средств с вредными последствиями для здоровья», являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами.

По информации ОГИБДД У МВД России по г. Тольятти Дыдычкину И.С. 05.12.2013 г. выдано водительское удостоверение серии ..., разрешенной категории «В», со сроком действия до 05.12.2023 г.

Дыдычкин И.С. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами при наличии у него хронического заболевания, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.

Ссылаясь на то, что управление автотранспортными средствами административным ответчиком Дыдычкиным И.С., страдающим вышеуказанным заболеванием, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, административный истец и обратился в суд с данным иском.

Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Административный ответчик Дыдычкин И.С. в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, уважительной причины неявки суду не сообщил. О направлении административному ответчику судебной повестки о явке в суд свидетельствует почтовое уведомление о возврате заказной корреспонденции с отметкой «истек срок хранения», которое находится в материалах дела.

По правилам, предусмотренным ст. 100 КАС РФ, действующей на момент рассмотрения дела, адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Соответствующая отметка сделана незаинтересованным лицом – работником почтамта, из которой видно, что имели место вызовы административного ответчика в учреждение связи, последний за получением документов не является.

Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Заинтересованное лицо – представитель ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело по существу без его участия, в котором также указал, что возражений против удовлетворения административного иска не имеет.

Заинтересованное лицо – представитель РЭО ГИБДД У МВД России по г.Тольятти в судебное заседание при надлежащем извещении не явился.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает административный иск прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).

Регулируемые Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» общественные отношения, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Принятие и исполнение решения о прекращении действия права на управление транспортным средством предполагают реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к водителю транспортного средства в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий (статья 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения").

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Обращаясь в суд с требованием о прекращении права управления транспортным средством, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия в отношении физического лица. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Заместитель прокурора Комсомольского района г. Тольятти обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в связи с нарушением прав участников дорожного движения.

Согласно ст. 24 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Согласно ч. 1 ст. 25 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.

В соответствии со ст. 23 ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявившихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.

В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» выдача водительского удостоверения возможна при заболеваниях алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией лишь при стойкой ремиссии после специального лечения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничениях к управлению транспортным средством» лица, имеющие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, имеют противопоказания к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) (коды заболеваний по Международной статистической классификации болезней и проблем десятого пересмотра – F10-F16, F18, F19).

Согласно п. 12 приказа Минздрава России от 30.12.2015 г. № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10-F1х.2).

В силу ст. 26 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании» диспансерное наблюдение является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим или затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопроса о необходимости диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров. Мотивированное решение комиссии оформляется записью в медицинской документации (пункты 1-3 статьи 27 Закона).

В соответствии с пунктами 4-6 статьи 46 от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законным интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Из материалов дела следует, что при осуществлении надзора за исполнением требований ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» прокуратурой выявлен факт незаконного использования гражданином Дыдычкиным И.С. права на управление транспортными средствами при наличии у него хронического заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами.

Водительское удостоверение серии ... категории «В» выдано Дыдычкину И.С. 05.12.2013 г. со сроком действия до 05.12.2023 г. (л.д. 6).

Вместе с тем, согласно выписке из протокола ВК № 53 от 17.07.2023 г. Дыдычкин И.С., ... года рождения, состоит на учете в ГБУЗ Самарской области «Тольяттинский наркологический диспансер» с 24.07.2017 г. с диагнозом «пагубное употребление нескольких наркотических веществ».

Учитывая, что имеющееся у административного ответчика заболевание является противопоказанием к управлению транспортными средствами, наступление ремиссии у административного ответчика не установлено, суд считает, что Дыдычкин И.С. незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, чем создается реальная угроза для неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.

По результату рассмотрения административного иска, с целью охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов, а также защите интересов общества и государства путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, суд считает возможным прекратить действие права Дыдычкина И.С. на управление транспортными средствами в судебном порядке.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая изложенное, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск заместителя прокурора Комсомольского района г.Тольятти Самарской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, – удовлетворить.

Прекратить действие права ФИО2, ... года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии ... категории «В», выданного 05.12.2013 г., со сроком действия до 05.12.2023 г.

Обязать ФИО2, ... года рождения, сдать действующее водительское удостоверение серии ... со сроком действия до 05.12.2023 г.

Сведения о прекращении права на управление транспортными средствами ФИО2 на основании решения суда внести в информационно-поисковую систему ГИБДД.

Взыскать с ФИО2 (паспорт серия ... ...) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.07.2023 года.

Судья О.В. Меньшикова

2а-2339/2023 ~ М-1650/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Комсомольского района г.Тольятти Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц
Ответчики
Дыдычкин И.С.
Другие
РЭО ГИБДД У МВД России по г.Тольятти
ГБУЗ Самарской области "Тольяттинский наркологический диспансер"
Суд
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Меньшикова О. В.
Дело на странице суда
komsomolsky--sam.sudrf.ru
09.06.2023Регистрация административного искового заявления
09.06.2023Передача материалов судье
15.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее