Решение от 21.10.2021 по делу № 02-2849/2021 от 17.05.2021

                                                                УИД: 77RS0002-02-2021-001641-62

                                         ДЕЛО № 2-2849/2021

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

21 октября 2021 года                                                               город Москва

 

        Басманный районный суд  города Москвы в составе 

        Председательствующего судьи Борисовой К.П.,

        при помощнике судьи Гусевой И.А., с участием прокурора 
Володиной М.М., истца, представителя ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ...... к Федеральной службе по труду и занятости, Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

 

УСТАНОВИЛ:

 

... ... обратилась в суд с иском к Федеральной службе по труду и занятости, Государственной инспекции труда в Республике Карелия о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав, что работает в организации ответчика с 
17.08.2010 г., между ней и ответчиком заключен служебный контракт, по условиям которого она была принята на должность заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам), 15.04.2021 г.  незаконно освобождена от замещаемой должности заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам) на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку увольнение произведено ранее установленного законом срока, кроме того ей не были предложены все имевшиеся в организации вакантные должности, в том числе должность заместителя руководителя. Такими незаконными действиями работодателя нарушены её трудовые права и причинены нравственные страдания.

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Роструда в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований по доводам письменных возражений, ссылаясь на то, что нарушений закона при издании приказа об увольнении работодателем не допущено, процедура увольнения истца полностью была соблюдена работодателем, основания к увольнению имелись.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом в установленном законом порядке.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными, приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 и ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

При этом необходимо иметь в виду, что исходя из ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Трудовой кодекс Российской Федерации, а также иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 3 названного Закона государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации", данным Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы и иными нормативными актами.

В ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 данного Закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Порядок увольнения гражданских служащих при сокращении должностей предусмотрен ст. 31 Закона, из которой следует, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу части 6 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 названного федерального закона.

По смыслу приведенных нормативных положений, в случае сокращения должностей гражданской службы или упразднения государственного органа гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в этом государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, законом обеспечивается возможность продолжения гражданской службы в этом же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В этих целях представитель нанимателя государственного органа обязан в период после предупреждения гражданского служащего о предстоящем увольнении в связи сокращением замещаемой им должности государственной гражданской службы предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, его специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Обязанность представителя нанимателя государственного органа по предложению всех имеющихся вакантных должностей гражданскому служащему при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа императивно установлена частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Данная обязанность не предполагает наличие у представителя нанимателя права выбора, кому из гражданских служащих, замещающих сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предложить имеющиеся вакантные должности. Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан предлагать всем гражданским служащим, замещающим сокращаемые должности гражданской службы или должности гражданской службы в упраздняемом государственном органе все имеющиеся вакантные должности с учетом категории и группы замещаемых гражданскими служащими должностей гражданской службы, уровня их квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В противном случае будет нарушен один из принципов государственной гражданской службы, предусматривающий равный доступ граждан к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ). Если на одну вакантную должность гражданской службы претендуют несколько гражданских служащих, представитель нанимателя в этом случае с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (о преимущественном праве на замещение должности гражданской службы) обязан решить вопрос о том, кого из них перевести на эту должность.

Таким образом, представитель нанимателя государственного органа вправе расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе) или с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, на основании пункта 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (в случае упразднения государственного органа) при условии исполнения им обязанности по предложению этому гражданскому служащему всех имеющихся в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантных должностей с учетом квалификационных требований к предоставляемой для замещения должности, предусмотренной частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ. Неисполнение представителем нанимателя такой обязанности в случае спора о законности увольнения гражданского служащего с гражданской службы по названным основаниям влечет признание судом увольнения незаконным.

Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.

 

Судом установлено, что истец работает в организации ответчика на основании служебного контракта № 43 от 01.09.2016 и дополнительных соглашений к нему в должности Заместителя руководителя Государственной инспекции труда – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам) с окладом в размере 
сумма в месяц.

Приказом Роструда от 18.01.2021 № 5-к об установлении нормативов штатной численности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, структурных подразделений и отдельных категорий должностей, количества заместителей руководителя территориальных органов и численности типовых подразделений установлено, что норматив количества заместителей руководителя государственной инспекции труда при численности территориального органа Роструда до 22 человек – 1 шт. единица.

27.01.2021 в адрес истца было направлено уведомление о сокращение должности гражданской службы, замещаемой истцом на основании приказа Роструда от 26.01.2021 № 26-рк «О сокращении должностей гражданской службы в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости», с которым истец ознакомлена 15.02.2021.

Приказом от 28.01.2021 № 7-П «Об утверждении структуры и штатного расписания ГИТ в Республике Карелия» утверждены структура и штатное расписание, согласно которым с 01.04.2021 должность заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия – 1 шт. единица.

На основании приказа Роструда от 01.03.2021 № 38-к создана комиссия Федеральной службы по труду и занятости по определению государственных гражданских служащих, обладающих преимущественным правом на замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы.

Согласно протоколу № 1 заседания комиссии Федеральной службы по труду и занятости по определению государственных гражданских служащих, обладающих преимущественным правом на замещение иной должности гражданской службы и не подлежащих увольнению при сокращении численности, было принято решение о преимущественном праве на замещение должности заместителя руководителя инспекции труда - фио

Так, 12.03.2021 фио была предложена вакантная должность заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия - заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия.

В тот же день фио ознакомлен с предложением, и им отмечено, что продолжать работу в должности заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия он не согласен, то есть от предложенной вакантной должности фио отказался.

Как следует из письма ГИТ в Республике Карелия от 05.08.2021
№ 10/6-1211-21-ПВ в период с 01.01.2021 по 01.04.2021 освобождены от занимаемых должностей и уволены с государственной службы в ГИТ в Республике Карелия 3 государственных гражданских служащих, в том числе и фио Кроме того, за указанный период на должности государственной гражданской службы в ГИТ в Республике Карелия новые сотрудники не принимались.

Приказом от 31.03.2021 № 182-рк фио освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе 01.04.2021 по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

В соответствии с письмом ГИТ в Республике Карелия от 26.08.2021
№ 10/6-1266-21-ПВ на 01.04.2021 были вакантны 3 должности:

- заместитель руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (предполагает допуск к государственной тайне по 2 форме);

- начальник отдела – главный государственный инспектор труда отдела охраны труда (декретная должность, сотрудник находился в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, по предварительной информации сотрудника кадрового подразделения, он планировал досрочно прервать отпуск по уходу за ребенком), квалификационные требования к должности: наличие высшего профессионального образования по технической специальности, без предъявления требований к стажу;

- главный специалист – эксперт (данная должность предполагает допуск к государственной тайне по 2 форме), квалификационные требования к должности: наличие высшего профессионального образования, без предъявления требований к стажу.

Вместе с тем, представителем ответчика не оспаривалось в судебном заседании, что истец в соответствии с ее квалификацией могла занимать должность заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия - заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия.

Приказом от 21.07.2021 № 138-л/с на основании личного заявления от 20.07.2021, прекращен отпуск по уходу за ребенком начальника отдела – главного государственного инспектора труда отдела охраны труда фио Последний день отпуска по уходу за ребенком - 03.03.2021.

Приказом от 14.04.2021 № 241-рк истец освобождена от замещаемой должности заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам) и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе 15.04.2021 по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2004 г.
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

Основанием к увольнению послужило уведомление о сокращении должности гражданской службы от 27.01.2021.

С приказом об увольнении истец ознакомлена 15.04.2021.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика указал, что Государственной инспекцией труда в Республике Карелия проводились организационно-штатные мероприятия, издан приказ от 28.01.2021 № 7-П «Об утверждении структуры и штатного расписания Государственной инспекции труда в Республике Карелия», согласно которому с 01.04.2021 утверждены структура и штатное расписание Гострудинспекции. В период с 30.11.2020 по 12.02.2021 истец находилась в отпуске, в связи с чем 27.01.2021 по адресу ее места жительства было направлено уведомление о сокращении должности гражданской службы, которое получено ею 15.02.2021. Приказом от 14.04.2021 № 241-рк истец 15.04.2021 уволена с федеральной государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Таким образом, о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы истец предупреждена представителем нанимателя в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ № 79-ФЗ не менее чем за два месяца до увольнения. Занимаемая истцом должность заместителя руководителя Государственной инспекции труда относится к категории «руководители» главной группы должностей гражданской службы, в связи с чем на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы. На должность заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Карелия – заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия, являющейся в тот период вакантной, претендовали 2 сотрудника инспекции, в связи с чем возникла необходимость оценки преимущественного права на замещение указанной должности между двумя заместителями руководителя Инспекции, замещающих должности до введения новой структуры ГИТ в Республике Карелия фио – заместитель руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия, и ... ... – заместитель руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместитель главного государственного инспектора труда в Республике Карелия. Так, для определения преимущественного права на замещение должности заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия 10.03.2021 состоялось заседание комиссии по определению государственных гражданских служащих, обладающих преимущественным правом на замещение иной должности гражданской службы и не подлежащих увольнению при сокращении численности, все члены комиссии единогласно проголосовали за оставление в должности фио Представитель нанимателя согласился с выводами комиссии и 12.03.2021 направил фио предложение о предоставлении ему должности. Должность заместителя руководителя государственной инспекции входит в перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при этом назначение на указанную должность может проводиться только после согласования с УФСБ по Республике Карелия. Однако форма допуска у истца оформлена не была, документы направлены на согласование в УФСБ по Республике Карелия только в марте 2021 г., в то время как у фио на 10.03.2021 допуск к государственной тайне был оформлен. Вместе с тем, согласно п. 6 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63, если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления доступа к государственной тайне по соответствующей форме. Поскольку истец не имела допуска к государственной тайне, то соответственно отсутствовали законные основания для предложения ей должности гражданской службы – заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия.

Аналогичные доводы приведены в возражениях на иск представителем ГИТ в Республике Карелия.

В подтверждение обстоятельств, на которые ссылался представитель ответчика в судебном заседании, представлены уведомление от 16.02.2021
№ 10/10-60-21-И о необходимости истцу до 16 часов 00 минут 16.02.2021 представить документы, указанные в п. 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

С данным уведомлением истец ознакомлена 16.02.2021 в 15 часов 28 минут.

Согласно акту, составленному 16.02.2021 в 16 часов 15 минут, собственноручно заполненная анкета для оформления допуска к государственной тайне в ГИТ в Республике Карелия истцом не предоставлена.

Согласно акту, составленному 16.02.2021 в 16 часов 20 минут, истцу в 16 часов 25 минут было предложено получить под роспись письмо от 16.02.2021 № 10/10-61-21-И о необходимости предоставления до 16 часов 45 минут 16.02.2021 собственноручно заполненной анкеты для оформления допуска к государственной тайне и предоставления фотографии 4х6 в срок до 17 часов 00 минут 17.02.2021. Истцом получены 2 экземпляра письма и второй экземпляр не возвращен обратно. Также указано, что по состоянию на 17 часов 20 минут собственноручно заполненная анкета допуска к государственной тайне не представлена.

Сведений о более ранних обращениях ответчика к истцу, о необходимости предоставить документы для оформления допуска к государственной тайне, материалы дела не содержат.

Так, в силу п. 28 постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Форму и порядок получения справки устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области здравоохранения и социального развития.

Вместе с тем, истец в судебном заседании пояснила, что в декабре 
2020 г. ей стало известно о прекращении ее допуска к государственной тайне, в связи с чем она неоднократно обращалась к руководству с просьбой оформить соответствующий допуск. Медицинские документы в соответствующей форме и порядке предоставлены ею работодателю 19.02.2021. До увольнения ей не была предложена ни одна вакантная должность.

В подтверждении предоставления необходимых документов для оформления допуска к государственной тайне истцом представлено решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 18.06.2021, согласно которому 19.02.2021 работодателю были предоставлены медицинские документы в установленных форме и порядке.

17.02.2021 работодателю были предоставлены анкета и фотографии, что подтверждается письмом Роструда от 11.03.2021 № 539-Т3.

Также из письма Роструда от 11.03.2021 № 539-Т3 следует, что документы были направлены в УФСБ по Республике Карелия.

Однако ответчиком в материалы дела не представлено сведений о дате направления документов для оформления истцу допуска к государственной тайне.

Таким образом, из вышеуказанного следует, что истцом в кратчайшие сроки предоставлены документы по запросу работодателя для оформления ей допуска к государственной тайне.

Согласно п. 27 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее - кадровые подразделения).

Так, истец была восстановлена на работе решением Басманного районного суда города Москвы от 12 октября 2020 года по гражданскому делу № 2-2719/2020.

Занимаемая ею должность заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам) также предполагала допуск к государственной тайне, что ответчиком в судебном заседании не отрицалось.

Однако документы для оформления допуска к государственной тайне затребованы ответчиком лишь 16.02.2021.

При этом истцом неоднократно направлялись ответчику требования об оформлении необходимого для замещения должности заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия допуска к государственной тайне после восстановления ее на работе, в том числе посредством обращения за разрешением соответствующего спора об оформлении допуска к государственной тайне в суд.

Кроме того, отсутствие допуска к государственной тайне не препятствовало истцу занимать должность заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия (по правовым вопросам), то есть должность, для замещения которой соответствующий допуск необходим.

Данные обстоятельства подтверждаются письмом УФСБ России по Республике Карелии от 16.08.2021 г. № 64/4/Т-327.

Оценив собранные по делу доказательства, с точки зрения относимости, допустимости и их достаточности, суд считает, что увольнение истца произведено в нарушение приведенных выше норм законодательства. Установленные законом гарантии при данном основании увольнения нарушены.

Так, при рассмотрении дела судом установлено, что истцу в период предупреждения об увольнении в связи сокращением должностей гражданской службы в государственном органе не была предложена должность заместителя руководителя ГИТ в Республике Карелия – заместителя главного государственного инспектора труда в Республике Карелия, от которой отказался в последующем уволенный фио, являвшийся одним из двух претендентов на эту должность и имевший преимущественное право для ее замещения.

Часть 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ устанавливает обязанность, а не право представителя нанимателя при проведении мероприятий по сокращению должностей гражданской службы в государственном органе предлагать гражданскому служащему, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакантные должности.

Однако представителем ответчика не представлено убедительных доказательств исполнения требований ч. 5 ст. 31 Федерального закона и предложения истцу всех имевшихся вакантных должностей либо об отказе истца ознакомиться с вакантными должностями, или об отсутствии в вакантных должностей.

Доводы представителя ответчика о том, что должность заместителя руководителя ГИТ не могла быть предложена истцу ввиду отсутствия у нее допуска к государственной тайне, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку истцом предприняты исчерпывающие меры к оформлению ей соответствующего допуска.

Вместе с тем, как отмечено выше, ответчиком не представлено убедительных доказательств невозможности оформления истцу, после восстановления ее судом на работе допуска к государственной тайне, в том числе ввиду ее неправомерных действий и непредставления ее документов, требуемых для оформления такого допуска.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что ответчиком не принято достаточных мер к трудоустройству работника, должность которого подлежала сокращению.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку законность увольнения истца ответчиком доказана не была, суд приходит к выводу о восстановлении истца на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Порядок исчисления средней заработной платы установлен 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 (далее - Положение N 922).

Согласно части третьей статьи 139 ТК РФ и пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

В пункте 5 Положения N 922 перечислены случаи, когда при исчислении среднего заработка из расчета периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, в том числе, если работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 указанного Положения N 922, в случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

При таких обстоятельствах, поскольку расчетный период истцом полностью не отработан, то суд считает, что для расчета среднего заработка за время вынужденного прогула следует применить размер среднего дневного заработка истца - сумма, представленный ответчиком по ранее рассмотренному делу о восстановлении истца на работе, по которому состоялось решение суда 12.10.2021.

Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула за 49 раб.дн. за период с 15.04.2021 г. по 21.10.2021 г. в размере сумма (3 081,93*49), а именно с учетом вычета выплаченного выходного пособия за период 4 месяца после увольнения, которое подлежит зачету при исчислении среднего заработка за время вынужденного прогула при восстановлении работника на работе.

В соответствии  со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В связи с тем, что неправомерными действиями работодателя в связи с незаконным увольнением, истцу были причинены нравственные страдания, иск о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в соответствии со ст. 237 ТК РФ. С учетом конкретных обстоятельств дела, а также требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере сумма. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в заявленном истцом размере суд не находит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ... ... ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) 15 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░.

... ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░ 16 ░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ...... ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ... ... ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

 

░░░░░                                                                                  ░░░░░░░░ ░.░.

 

 

 

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02-2849/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Удовлетворено частично, 21.10.2021
Истцы
Таранова Ю.С.
Ответчики
Государственная инспекция труда в Республике Карелия
Федеральная служба по труду и занятости
Суд
Басманный районный суд
Судья
Борисова К.П.
Дело на сайте суда
mos-gorsud.ru
21.10.2021
Решение
10.11.2021
Мотивированное решение
16.05.2022
Определение суда апелляционной инстанции

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее