копия
2-2625/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2018 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Худоноговой О.А.,
при секретаре Еремочкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Канска Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Канска Красноярского края обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №, указав, что решением Канского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г. Канска Красноярского края возложена обязанность предоставить ВАБ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта г. Канска Красноярского края, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 «О защите прав ребенка». По исполнительному листу № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании вышеуказанного решения суда по делу №, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации г. Канска ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №. В связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с администрации г. Канска Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Однако, в течение пяти дней для добровольного исполнения требований разрешить вопрос о бюджетном финансировании для принятия мер по предоставлению взыскателю жилья не представилось возможным. Истцом предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, однако, объективные обстоятельства не позволили администрации г. Канска обеспечить жильем взыскателя. В связи с этим освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда.
Представитель истца администрации г. Канска Красноярского края Кейдюк Н.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.37).
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску и Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался судом своевременно и надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц. Исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч.7 ст.112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как следует из ч.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как установлено судом:
ДД.ММ.ГГГГ решением Канского городского суда Красноярского края по гражданскому делу № на администрацию г. Канска Красноярского края возложена обязанность предоставить ВАБ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта г. Канска Красноярского края, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № 12-961 «О защите прав ребенка» (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ Канским городским судом Красноярского края по гражданскому делу № выдан исполнительный лист серии № (л.д.24-26).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Красноярского края и администрацией г. Канска заключено Соглашение № о взаимодействии Министерства образования Красноярского края и администрации г. Канска по реализации в 2017 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Соглашение №), в соответствии с п. 1.1 которого Министерство образования обязуется предоставить администрации г. Канска субвенцию на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2017 году в размере 68 350 900 рублей на приобретение жилых помещений, а получатель обязуется принять указанную субвенцию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, законодательством РФ в Красноярском крае (л.д.12-14).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску Даниловой Е.А. на основании исполнительного листа серии № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении администрации г. Канска, взыскатель ВАБ, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д.27-28).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Красноярского края на имя первого заместителя главы по вопросам жизнеобеспечения города Канска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на неоднократные обращения о выделении дополнительных средств субвенции на приобретение жилых помещений для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма ВАБ был дан ответ, из которого следует, в настоящее время средства, выделенные на приобретение в 2017 году жилых помещений детям – сиротам, распределены Министерством в полном объеме, Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда администрацией города Канска по приобретению жилого помещения, в том числе, ВАБ О выделении средств на исполнение решений суда Министерство проинформирует дополнительно (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования Красноярского края и администрацией г. Канска заключено Дополнительное соглашение № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым внесены изменения в п.1.1. Соглашения №, а именно Министерство образования обязуется предоставить администрации г. Канска субвенцию на реализацию Закона Красноярского края от 24.12.2009 г. № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в 2017 году в размере 92 854 900 рублей за счет средств краевого бюджета, а получатель обязуется принять указанную субвенцию, использовать ее по целевому назначению, определенному настоящим соглашением, а также обеспечить исполнение настоящего соглашения (л.д.16).
ДД.ММ.ГГГГ ВАБ включен в Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с решениями судов в 2017 году, являющийся Приложением Дополнительному соглашению и Соглашению № (л.д.17-18).
ДД.ММ.ГГГГ Канским городским судом Красноярского края по гражданскому делу № по заявлению администрации г. Канска предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10-11).
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю Шенделевой О.А. вынесено постановление о взыскании с должника администрации г. Канска Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок исполнительного документа серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30-31).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Канска и ВАБ заключен договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из п. 1 вышеназванного договора найма жилого помещения, наймодатель передает нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 40-43).
Оценивая представленные суду доказательства, суд учитывает, что администрация г. Канска является органом местного самоуправления и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и за счет средств краевого бюджета.
Поскольку приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда возможно на основании государственных и муниципальных контрактов, заключение которых, в свою очередь, требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, более длительных, чем тот, который установил судебный пристав-исполнитель (пять дней), то обстоятельства, препятствовавшие исполнению решения суда в установленный срок, не могли быть устранены действиями администрации г. Канска Красноярского края.
Как следует из ответа Министерством образования Красноярского края на имя первого заместителя главы по вопросам жизнеобеспечения города Канска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на обращения о выделении дополнительных средств субвенции на приобретение жилых помещений для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма ВАБ, в настоящее время средства, выделенные на приобретение в 2017 году жилых помещений детям – сиротам, распределены Министерством в полном объеме, Министерством направлено письмо в Министерство финансов Красноярского края с просьбой о выделении дополнительных средств на исполнение решения суда администрацией города Канска по приобретению жилого помещения, в том числе, ВАБ О выделении средств на исполнение решений суда Министерство проинформирует дополнительно
При этом суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Канска и ВАБ заключен договор найма жилого помещения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом установленных фактических обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г. Канска в нарушении срока исполнения решения суда, что является основанием для освобождения администрации г. Канска от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования администрации города Канска Красноярского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Красноярскому краю об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию города Канска Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава – исполнителя Межрайонного ОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства №
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А.Худоногова