Р Е Ш Е Н И Е Дело № 12-28/2019 г.
по делу об административном правонарушении.
05 ноября 2019 года п. Вохма
Судья Вохомского районного суда Костромской области Дудина Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу
НЕГАНОВОЙ В.Г., <адрес>, к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшейся,
на постановление заместителя директора департамента финансового контроля Костромской области от 03.09.2019 года, которым она привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя директора департамента финансового контроля Костромской области от 03.09.2019 года Неганова В.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, а именно в том, что она, являясь главным врачом ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница», в нарушение пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающего, что годовой объем закупок у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок, в период с 01.02.2018 г. по 26.12.2018 г. заключила договоры с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем), по которым превышен допустимый объем закупок на общую сумму 7 509,72 тыс. руб.: первый договор, которым превышен допустимый объем закупок у единственного поставщика, заключен 01.02.2018 г., последний договор заключен 26.12.2018 г., и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Оспаривая законность указанного постановления, Неганова В.Г. просит постановление о назначении наказания в виде административного штрафа отменить и производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, т.к. значительного ущерба государственным или общественным интересам нанесено не было, имущественный ущерб никому не причинен, последствия правонарушения не являются существенными. Причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный, поскольку приобретались в основном лекарственные препараты, продукты питания для больных, дрова для отопления, без чего работа больницы была бы невозможна. Закупки производились у единственного поставщика, т.к. продукция приобреталась в небольших объемах, в связи с чем поставщики на конкурсные процедуры не выходят.
В судебном заседании Неганова В.Г. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам и пояснила, что в июне 2019 г. департаментом финансового контроля в Костромской области была проведена внеплановая документальная проверка деятельности ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» по соблюдению законодательства о контрактной системе закупок. По результатам проверки в августе 2019 г. в отношении её был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, 03.09.2019 г. ей назначен штраф в размере 30 000 рублей. Факт выявленного нарушения она не оспаривает, действительно, начиная с февраля 2018 г., договоры с единственным поставщиком заключались с превышением установленного законом ограничения- 5% от совокупного годового объема закупок, однако они вынуждены были пойти на это, т.к. закупки производились небольшими партиями на незначительные суммы, а поставщики не желают участвовать в конкурсных процедурах по закупкам, где сумма контракта составляет менее 500 тыс. руб. По прямым договорам приобретались в основном лекарства, продукты питания для больных, дрова для отопления больницы, запчасти для автомашин скорой и неотложной помощи, т.е. только то, что необходимо для оказания медицинской помощи больным. Считает совершенное правонарушение малозначительным, т.к. ущерба государственным или общественным интересам нанесено не было, имущественный ущерб никому не причинен. Наоборот, в результате заключения договоров с единственным поставщиком они сэкономили денежные средства, т.к. закупали товары по более низкой цене.
Представитель департамента финансового контроля Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав Неганову В.Г., свидетеля ФИО2, которая подтвердила пояснения последней, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела, департаментом финансового контроля Костромской области в соответствии с приказом заместителя директора департамента от 14.06.2019 г. № 103, изданным на основании поступившей из ТФОМС Костромской области информации о нарушениях требований законодательства о закупках, в отношении ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» в период с 21 по 28 июня 2019 года была проведена внеплановая документальная проверка соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2018 год(л.д.50-52,59-62).
В ходе проверки установлено, что совокупный годовой объем закупок, произведенных ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» в 2018 г., составил 43 961,70 тыс. руб.; на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключено 385 договоров с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем) на общую сумму 9 707,81 тыс. руб., в то время как в соответствии с требованиями данной нормы закона годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика, что составляет 2 198,09 тыс. руб.; допустимый объем закупок у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) превышен на 7 509,72 тыс. руб.(л.д.31-32).
По результатам проверки 23.08.2019 г. в отношении главного врача ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» Негановой В.Г., которой от имени учреждения были заключены все договоры, был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Постановлением заместителя директора департамента финансового контроля Костромской области от 03.09.2019 года, рассмотревшего указанный административный материал, Неганова В.Г. признана виновной в совершении данного правонарушения и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Часть 1 статьи 7.29 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Данная норма права носит бланкетный характер, поскольку административная ответственность устанавливается за нарушение требований законодательства в области правоотношений по поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, которые регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее – Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 24 данного Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 24 Закона конкурентными способами определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в 2018 г.) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком помимо прочего, в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Законом о контрактной системе определены основные принципы контрактной системы в сфере закупок, одним из которых является принцип обеспечения конкуренции, направленный на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок и обеспечения возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из составленного в отношении Негановой В.Г. протокола об административном правонарушении от 23.08.2019 г., совокупный годовой объем закупок ОГБУЗ "Вохомская межрайонная больница" в 2018 г. составил 43961,70 тыс. руб., пять процентов от указанной суммы составляют 2198,09 тыс. руб. В течение года на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе было заключено 385 договоров на общую сумму 9707,81 тыс. руб., т.е. Заказчик нарушил указанную норму, превысив допустимый объем закупок на 7509,72 тыс. руб.: первый договор № 1, которым превышен допустимый объем закупок у единственного поставщика, заключен 01.02.2018 г., последний договор № 55 заключен 26.12.2018 г. Все договоры заключены уполномоченным должностным лицом- главным врачом ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» Негановой В.Г.
Сколько всего заключено договоров в указанный период времени с единственным поставщиком в нарушение требований Закона о контрактной системе, с кем и когда именно они были заключены, на поставку каких товаров(услуг) и на какие суммы- в протоколе не отражено, что является нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в соответствии с которой в протоколе об административном правонарушении указываются, помимо прочего, время совершения и событие административного правонарушения. Событие правонарушения, вменяемого в вину Негановой В.Г., является неконкретным
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, заключается в принятии решения о закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика(подрядчика, исполнителя) с нарушением Закона о контрактной системе, в данном случае - с превышением допустимого объема закупок. Таким образом, указанное правонарушение совершается путем действия и является оконченным в момент заключения соответствующего договора на поставку товаров(услуг), которым превышен объем закупок, т.е. длящимся оно не является.
Как следует из реестра заключенных договоров(л.д.12-20), договоры на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в период с 01.02.2018 г. по 26.12.2018 г. заключались ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» с разными поставщиками(подрядчиками, исполнителями) на приобретение различных товаров и услуг, поэтому считать их единой сделкой, искусственно раздробленной на несколько договоров, оснований не имеется.
Следовательно, заключение каждого отдельного договора с нарушением положений Закона о контрактной системе являлось самостоятельным административным правонарушением.
При указанных выше обстоятельствах должностному лицу, к которому поступил на рассмотрение данный протокол об административном правонарушении, следовало в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ вернуть его лицу, составившему его, для устранения допущенных нарушений.
Однако, поскольку административный орган этого не сделал и пришел к выводу о том, что заключение главным врачом ОГБУЗ «Вохомская межрайонная больница» Негановой В.Г. в период с 01.02.2018 г. по 26.12.2018 г. всех договоров является одним административным правонарушением, следует прийти к выводу о том, что данное правонарушение было совершено уже при заключении первого договора, когда впервые произошло превышение допустимой суммы закупок у единственного поставщика, т.е. 01.02.2018 г., с этой даты начал исчисляться срок давности привлечения Негановой В.Г. к административной ответственности.
Указанная позиция выражена Верховным Судом РФ в постановлении от 09.07.2013 г. № 92-АД 13-1.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, срок давности привлечения Негановой В.Г. к административной ответственности истек 01.02.2019 г.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может и возможность правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Поскольку к моменту рассмотрения дела 03.09.2019 г. срок давности привлечения Негановой В.Г. к административной ответственности истек, что являлось безусловным основанием для прекращения производства по делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление о назначении административного наказания в отношении Негановой В.Г. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении- прекращению.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03.09.2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 1 ░░░░░░ 7.29 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░(░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░.░. ░░░░░░