12– 639/2017
РЕШЕНИЕ
06 сентября 2017 года город Кемерово
Судья Заводского районного суда города Кемерово Ульянюк В.И.,
с участием представителя ИП Полежаева И.Е. – ФИО6, действующей на основании доверенности №
рассмотрев в судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Полежаева И.Е. об отмене постановления № 37 от 29.06.2017 года, вынесенное заместителем главного государственного инспектора г. Кемерово, г. Березовский и Кемеровского района по пожарному надзору Масловым А.В.,
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КРФоАП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г. Кемерово, г. Березовский и Кемеровского района по пожарному надзору Маслова А.В. № 37 от 29.06.2017 года – ИП Полежаев И.Е. признан виновным в совершении административного правонарушений, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Полежаев Е.И. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что при назначении ему наказание в виде штрафа не принято во внимание то, что он относится к категории малого предпринимательства, наличие на его иждивении трех детей, наличие у его статуса многодетная семья. Просил о применении к нему положений ст. 4.1.1 КРФоАП.
Полежаев И.Е. в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие с участием его представителя ФИО6.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КРФобАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КРФобАП, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Поскольку от Полежаева И.Е. поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в соответствии со ст. 25.1 КРФобАП суд считает, что возможно рассмотреть жалобу в отсутствие Полежаева И.Е. с участием его представителя ФИО4
В судебном заседании участвовал инспектор Маслов А.В., который пояснил, что если Полежаевым И.Е. будут представлены доказательства, что он относится к категории малого или среднего бизнеса, то возможно при назначении наказание применение положения ст. 4.1.1 КРФоАП.
В судебном заседании представитель Полежаева И.Е. - ФИО6 жалобу Полежаева И.Е. поддержала, при этом пояснила, что Полежаев И.Е. не оспаривает факт совершения правонарушения, однако не согласен с наказанием, назначенным ему контролирующим органом, считает его чрезмерно суровым, поскольку исходя из доходов Полежаева И.Е. за предшествующий год (2016 год), а также численности штата (2 человека), он относится к субъекту малого предпринимательства. Просила наказание, назначенное в виде штрафа в размере 30000 рублей, с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу, изменить на предупреждение, применив положение ст. 4.1.1 КРФоАП.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и проверяет дело об административном правонарушении в полном объеме.
В судебном заседании установлено, что 14.06.2017 года в 15:00 часов по результатам внеплановой выездной проверки по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории и в производственном помещении ИП Полежаева И.Е. по адресу: <адрес> в период действия особого противопожарного режима, введенного в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с 15.04.2017 года по 15.06.2017 года на территории г. Кемерово постановлением Администрации г. Кемерово от 07.04.2017 года № 777, были выявлены нарушения противопожарной безопасности, а именно:
1) п. 20 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390, а именно: не обеспечил наличие на двери производственного помещения категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а так же класс зоны в соответствии с гл. 5, 8 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
2) п. 2 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: не разработана и не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима в РФ;
3) п. 3 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: лица допущены к работе без прохождения обучения мерам пожарной безопасности;
4) п. 4 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте;
5) п. 6 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: в производственном помещении, местах открытого хранения древесных материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации не обеспечил наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны;
6) п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: руководитель организации не обеспечил сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой;
7) п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: руководитель организации не обеспечил объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2 Правил противопожарного режима в РФ;
8) п. 152 Правил противопожарного режима в РФ, а именно: руководитель организации не обеспечил проведение работ по очистке пола помещения цеха от пыли и стружек,
Указанные нарушения явились основанием для привлечения Полежаева И.Е. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КРФоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, правил пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
На основании ст. ст. 1, 20, 30 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Правила пожарной безопасности относятся к нормативным документам по пожарной безопасности.
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 Правил пожарного режима в Российской Федерации, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
В соответствии с п. 3 указанных правил, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 4 Правил, руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
В соответствии с п. 6 Правил, в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.
В соответствии с п. 20 Правил, руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п. 27 Правил, руководитель организации обеспечивает сбор использованных обтирочных материалов в контейнеры из негорючего материала с закрывающейся крышкой и удаление по окончании рабочей смены содержимого указанных контейнеров.
В соответствии с п. 70 Правил, руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам согласно приложениям N 1 и 2, а также соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.
В соответствии с п. 152 Правил, руководитель организации обеспечивает проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли, стружек и горючих отходов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24июля2007года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 1.1 данного Закона, в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;
В соответствии с п. 2.1 данной статьи, Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
Согласно п. 3 данной статьи, доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Инспектор по пожарному надзору Маслов А.В. пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ИП Полежаева И.Е. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
При этом возможность для соблюдения правил и норм пожарной безопасности, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у ИП Полежаева И.Е. имелась, однако им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
При рассмотрении жалобы установлено, что протокол об административном правонарушении составлен, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено надлежащими лицами, в пределах их компетенции, с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Проверив оспариваемое постановление в полном объеме, прихожу к выводу, что положения статей 4.5, 25.1, 28.2 КоАП РФ соблюдены, порядок привлечения ИП Полежаева И.Е. к административной ответственности не нарушен.
Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Между тем, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В силу положений ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ перечень законодательно установленных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отличие от перечня обстоятельств, смягчающих административную ответственность, ограничен и расширительному толкованию не подлежит.
При вынесении постановления в отношении Полежаева И.Е. инспектор Маслов А.В. указал в качестве отягчающего наказание обстоятельства, совершение Полежаевым И.Е. правонарушения в условиях действия особого противопожарного режима.
Состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ образует нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 настоящей статьи, совершенное в условиях особого противопожарного режима.
Таким образом, объективной стороной указанного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ является нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
При таких обстоятельствах учитывать объективную сторону указанного правонарушения еще и в качестве отягчающего наказание обстоятельства не верно.
В этой связи из постановления подлежит исключению указание на отягчающего наказание обстоятельство, а именно, совершение правонарушения «в условиях действия особого противопожарного режима».
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В судебном заседании, согласно представленным документам, ИП Полежаев И.Е. относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, рассматриваемое административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем впервые.
Положением ч. 2 ст. 20.4 КРФоАП не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КРФоАП, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Материалы дела не содержат сведений, что допущенным ИП Полежаевым И.Е. правонарушением причиняется вред и возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив фактические обстоятельства в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, прихожу к выводу о наличии оснований для применения к Полежаеву И.Е. ч. 1 ст. 4.1.1 КРФоАП.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КРФобАП судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КРФобАП, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 37 ░░ 29.06.2017 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30000 ░░░░░░ - ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░