Дело № 2-684/2012
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
с. Старая Полтавка 12 декабря 2012 года
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи А.В. Полковникова,
при секретаре судебного заседания Кадралиевой А.Н.,
с участием: помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области Кабкова В.В.,
истца Худашова А.Н.,
представителя ответчика администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области по доверенности Коваленко А.А.,
представителей: третьего лица органа опеки и попечительства отдела по образованию администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области по доверенности МарченкоЕ.Е.,
третьего лица главы администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Шевченко Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда гражданское дело по иску прокурора Старополтавского района в защиту интересов Худашова А.Н. к администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту интересов Худашова А.Н. к администрации Старополтавского муниципального района о понуждении к внеочередному предоставлению жилого помещения, соответствующего требованиям действующего законодательства.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Старополтавского района в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.21 Федерального закона «О прокуратуре РФ», по обращению Худашова А.Н. о нарушении его жилищных прав со стороны администрации Старополтавского муниципального района проведена проверка, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Задачей государственной важности в России является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159).
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. При этом установлено, что органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что Худашов А.Н. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.ФИО1, мать Худашова А.Н., умерла ДД.ММ.ГГГГ.Решением Лысогорного районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении детей, в том числе Худашова А.Н.Постановлением администрации ВалуевскогосельсоветаСтарополтавского района Волгоградской области опекуном Худашова А.Н. назначен родной дядя - ФИО5
При установлении опеки над несовершеннолетним Худашовым А.Н. вопрос о закреплении за ним жилой площади не решался.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст.2 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 №1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области» (далее - Закон).
Кроме того, в ч.2.1 ст.4 Закона определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой района проверкой, установлено, что постановлением администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Худашов А.Н. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступило заявление Худашова А. Н., содержащее просьбу провести проверку по факту не предоставления ему органом местного самоуправления жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в Старополтавский районный суд предъявлен иск в интересах несовершеннолетнего Худашова А. Н. о понуждении Администрации Старополтавского муниципального района к внеочередному предоставлению жилого помещения Худашову А. Н.
ДД.ММ.ГГГГ Старополтавским районным судом по данному делу вынесено определение о прекращении производства по делу в связи отказом истца от иска,ввиду того, что на тот момент вопрос о постановке лиц из числа детей сирот на учет после достижения возраста до 23 лет не был урегулирован органами местного самоуправления.
Частями 3, 3.1 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие (не поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, обеспечиваются жилым помещением в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Вместе с тем проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что администрацией Старополтавского муниципального района порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Старополтавском муниципальном районе не установлен.Отсутствие такого порядка существенно нарушало гарантированное государством право на предоставление жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в Старополтавский районный суд предъявлен иск о понуждении администрации Старополтавского муниципального района установить порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставших (не поставленных) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, и не реализовавших по независящим от них причинам права на жилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ Старополтавским районным судом по данному делу вынесено определение о прекращении производства по делу в связи отказом истца от иска в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора района.
Постановлением главы Старополтавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской обл. от 27.11.2007 N 774 "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимся во внеочередном предоставлении жилого помещения", в котором установлен порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставших (не поставленных) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет, и не реализовавших по независящим от них причинам права на жилое помещение.
В связи с чем возникли новые основания для предъявления иска в интересах Худашова А. Н.
Прокурор в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, прокурор Старополтавского района вправе обратиться в суд в защиту интересов Худашова А.Н.
На основании изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, просит: обязать администрацию Старополтавского муниципального района, в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Худашова А.Н. жилым помещением соответствующим требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Старополтавского района Кабков В.В., в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, исковые требования изменил и просил обязать администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области предоставить во внеочередном порядке жилое помещение Худашову А.Н., относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту его жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к соответствующему населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Исковые требования в изменённом виде помощник прокурора Старополтавского района Кабков В.В. в судебном заседании поддержал, в их обоснование дал пояснения, аналогичные изложенным в заявлении требованиям, просил суд в интересах Худашова А.Н. об их удовлетворении.
Истец Худашов А.Н. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, в обоснование которых пояснил, что он, брат и сестра проживали в доме, не оформленном, который находится в <адрес>, меня не выселили оттуда, но я написал отказ от этого дома. Этот дом был закреплен за сельским советом. Но тогда органы местного самоуправления имели право закреплять жилые помещения за собой. Но на самом деле органы опеки и попечительства должны были за ними зарегистрировать этот дом в государственном реестре по домам. На тот момент там проживал отец с мачехой, у которой трое детей и родилась совместная дочь. Они все вместе проживали в этом доме. Даже если бы это жилье было закреплено за ними, по квадратным метрам данное жилье на них троих: на него, брата и сестру, никак не могло быть поделено. В подпункте «а» ст.4 закона Саратовской области указано, что он, брат и сестра не имели право вселиться в это жилье, поэтому в то время никак не мог воспользоваться правом на жилье. Так, после смерти отца, лишенного родительских прав, органы опеки должны были предоставить акт обследования этого дома. Они не предоставили, не сделали свою работу вовремя. На тот момент, когда умер отец, дом был в почти разрушенном состоянии, там был отрезан газ, свет, дом разбитый, ни кола, ни двора, просто стоят кирпичные стены бывшего дома, чердак развален. Акт на этот дом никто не сделал, ему сказали, что вот ваш дом, живите в нем. А как в нем можно жить, если он весь сгнил, там 10 лет никто не живет. В то время ему также говорили, вот дом, вступай в наследство. Если бы оформил наследство, то еще 5 лет ждал, когда бы отремонтировали этот дом. Сейчас в этот доме прописана сестра с малолетней дочкой. Он три года пытается добиться, чтобы этот дом отремонтировали за счет государственного бюджета, чтобы она там смогла там проживать. От дома остались одни кирпичи, гнилые доски. По причине юридической неграмотности не знал о том, что надо вставать на учет. Позже, когда узнал о необходимости постановки на учет, не достигнув возраста 23 лет, попал в аварию. Лежал на стационарном лечении в больнице, проходил 9 месяцев на костылях. По состоянию здоровья не мог встать на учет. После того, как начал более или менее нормально ходить, стал собирать документы для постановки ни учет в качестве нуждающегося во внеочередном получении жилья. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Коваленко А.А. исковые требования не признал. В обоснование своего отношения к ним пояснил следующее: в настоящее время Худашов А.Н. утратил статус лица из детей-сирот, поскольку он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Имеется и в законе и в утверждённом администрацией Старополтавского муниципального района порядке, который регламентирует порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, такое положение, что право на предоставление жилья после 23-х лет за ними сохраняется, то есть имеется ввиду внеочередной порядок предоставления жилого помещения. Но во всех перечисленных нормативных правовых актах, указанных в исковом заявлении, сказано о внеочередном предоставлении жилого помещения лицам, вставшим на учет. Все остальные, которые по независящим причинам не встали на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, как в судебном заседании выяснилось, что нет таких причин, которые привел Худашов А.Н., все остальные обеспечиваются жильем в порядке, установленном органом местного самоуправления, то есть в общем порядке. Сейчас имеется закон 15-ФЗ от 29.02.2012 года, который вносит изменения в закон 159 «О дополнительных гарантиях». То есть, с 01 января 2013г. вносятся изменения в ст. 8 п.9, которая гласит, что правом для обеспечения жилым помещением по основаниям и порядку, которые установлены ст. 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В данном случае ситуация более применима с ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени, как он полагает, во внеочередном порядке Худашова А.Н. обеспечить жилым помещением администрация не может. Хотелось бы дождаться наследственного дела и обозреть его, поскольку оно будет одним из оснований возражения против иска. Истец отказывался от этого дома, утверждая, что там одни кирпичи, опять же это с его слов. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица органа опеки и попечительства отдела по образованию администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области по доверенности Марченко Е.Е. исковые требования не поддержала, так как нет правового акта о признании Худашова А.Н. нуждающимся в жилом помещении При наличии такового она сможет включить его в реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему будет присвоен номер, и соответственно как подойдет его очередь, он будет поставлен на учет, но в списках будет последним. Худашов А.Н. в свое время проживал под опекой, есть личное дело на него, постановление об установлении опеки над ним.
Представитель третьего лица глава администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района Шевченко Г.И. при решении вопроса по данному спору просил суд вынести его в соответствии с законом.
Выслушав помощника прокурора, истца представителей ответчика и третьих лиц, суд пришёл к выводу, что исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Старополтавского района проведена поверка в сфере защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе проведенной проверки установлено следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишение свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации указанного Закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 1 Закона Волгоградской области от 12.12.2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 6 данного Закона финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления могут предоставляться по договорам социального найма в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Пунктами 3, 3.1 статьи 4 Закона Волгоградской области от 15.12.2005 N 1147-ОД "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области" определено, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, не утрачивают данное право по достижении указанного возраста.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставшие (не поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавшие по независящим от них причинам право на жилое помещение, обеспечиваются жилым помещением в порядке, определенном органами местного самоуправления муниципального района или городского округа.
Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Старополтавского муниципального района «О внесении изменений в постановление администрации Старополтавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения» в целях приведения в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации постановления администрации Старополтавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения» дополнено подпунктом 2.2. следующего содержания: «2.2. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не вставших (не поставленных) на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет и не реализовавших по независящим от них причинам право на жилое помещение».
Согласно свидетельства о смерти №, выданного администрацией Раздольновского муниципального образования Лысогорского района Саратовской области, мать истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ
По решению Лысогорского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО2 лишён родительских прав в отношении детей: Худашова Имя ДД.ММ.ГГГГ рождения, Имя ДД.ММ.ГГГГ рождения, детей передать органу опеки и попечительства.
Постановлением главы Валуевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 назначен опекуном над несовершеннолетними ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ рождения, Худашовым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ рождения, как над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Постановлением администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Худашов А.Н. признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма. На основании этого постановления отделом по образованию администрации Старополтавского муниципального района, осуществляющим деятельность по опеке и попечительству, Худашов А.Н. был постановлен на учёт и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет и состоящих на учёте в качестве нуждающихся во внеочередном представлении жилья.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступило заявление Худашова А. Н., содержащее просьбу провести проверку по факту не предоставления ему органом местного самоуправления жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в Старополтавский районный суд предъявлен иск в интересах несовершеннолетнего Худашова А. Н. о понуждении администрации Старополтавского муниципального района к внеочередному предоставлению жилого помещения Худашову А. Н.
ДД.ММ.ГГГГ Старополтавским районным судом по данному делу вынесено определение о прекращении производства по делу в связи отказом истца от иска,ввиду того, что на тот момент вопрос о постановке лиц из числа детей сирот на учет после достижения возраста до 23 лет не был урегулирован органами местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Старополтавского района на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района принесён протест об его отмене. Во исполнение протеста прокурора ДД.ММ.ГГГГ администрацией Валуевского сельского поселения Старополтавского муниципального района вынесено постановление № об отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ
Впоследствии эти обстоятельства привели к тому, что отделом по образованию администрации Старополтавского муниципального района в целях упорядочения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их числа лиц, состоящих на учёте на внеочередное предоставление жилья, а также лиц, вышеназванной категории, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья», которым такой список утверждён и Худашов А.Н. в нём отсутствует.
Суд расценивает это как нарушение гарантированных федеральным и региональным законодательством прав Худашова А.Н. на внеочередное предоставление жилья, поскольку органом местного самоуправления ему до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Раздольновского округа Лысогорского района Саратовской области принято постановление № «О закреплении жилья за несовершеннолетними», которым постановлено следующее: в связи с тем, что несовершеннолетние Худашовы: Имя ДД.ММ.ГГГГ рождения, Имя - ДД.ММ.ГГГГ рождения, Имя - ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживают в <адрес>, находящиеся под опекой ФИО5, «на основании Семейного кодекса ст.4 п.160 КЗОТ РФ и ст.292 Гражданского кодекса РФ закрепить жильё общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой <данные изъяты> за несовершеннолетними детьми». Из содержания этого постановления невозможно сделать вывод, какое конкретно жильё закреплено, где оно расположено, то есть индивидуально идентфицировать его как объект недвижимости, кроме того, за какими именно несовершеннолетними детьми закреплено жильё.
В судебном заседании исследованы представленные Худашовым А.Н.: уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области о том, что сведения о его правах на имеющиеся у него объекты недвижимости отсутствуют; справка Лысогорского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», выданная Худашову А.Н. о том, что по данным реестра объектов капитального строительства он не числится собственником объектов недвижимости, расположенных на территории Лысогорского района Саратовской области, не доверять которым у суда оснований не имеется.
Судом признана заслуживающим внимание ссылка помощника прокурора Старополтавского района на положения п. «а» ч.1 ст.4 Закона Саратовской области №150-ЗСО от 25.07.2007г. «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области», согласно которых обстоятельствами, препятствующими возвращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закреплённые жилые помещения, для целей предоставления жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области являются: проживание в закреплённом жилом помещении следующих лиц: лишённых родительских прав - в случае невозможности осуществления действий, предусмотренных федеральным законодательством по их выселению». Если полагать, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрации Раздольновского округа Лысогорского района Саратовской области «О закреплении жилья за несовершеннолетними», которым постановлено следующее: в связи с тем, что несовершеннолетние Худашовы: Имя ДД.ММ.ГГГГ рождения, Имя - ДД.ММ.ГГГГ рождения, Имя - ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживают в <адрес>, находящиеся под опекой ФИО5, «на основании Семейного кодекса ст.4 п.160 КЗОТ РФ и ст.292 Гражданского кодекса РФ закрепить жильё общей площадью <данные изъяты>, в том числе жилой <данные изъяты> за несовершеннолетними детьми» закреплен <адрес>, то проживание в нём отца истца, лишённого родительских прав в отношении последнего, является обстоятельством, препятствующим возвращению и проживанию в этом же доме Худашова А.Н.
Суд считает, что Худашовым А.Н. представлены доказательства того, что у него отсутствует какое-либо жильё, принадлежащее ему на праве собственности. По этой причине доводы представителя ответчика о том, что у Худашова А.Н. имеется жильё, полученное в порядке наследования, суд отвергает как не состоятельные и не имеющие юридического значения для принятия судом решения по рассматриваемому спорному отношению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).
Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции(статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью, исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).
Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.
Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Таким образом, положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
При таких обстоятельствах у суда имеются основания к удовлетворению исковых требований прокурора Старополтавского района Волгоградской области, предъявленных им в интересах Худашова А.Н.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Иск предъявлен прокурором в интересах Худашова А.Н., который является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обратился в прокуратуру Старополтавского района в связи с нарушением его права на предоставление жилища.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с п. 4 ст. 104 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.
Учитывая, что администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области относится к органам местного самоуправления, она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░.