Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-262/2021 ~ М-88/2021 от 28.01.2021

Дело № 2-262/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Гагарин Смоленской области                            05 марта 2021 года

Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи    Нахаева И.Н.

при секретаре            Мусаэлян Т.Р.

с участием:

прокурора                 Виноградовой О.Н.,

представителя ответчика        Тюриной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,

установил:

Гагаринский межрайонный прокурор Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области об обязании привести в соответствие с требованиями п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: Смоленская область, г.Гагарин, ул.Красноармейская около дома 91 (по реестру №5), а именно: основание площадки забетонировать или заасфальтировать, ограничить по периметру бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками), оборудовать твердым покрытием подъездной путь для автотранспорта и обязании содержать данную площадку за счет средств бюджета.

В обоснование иска указано, что орган местного самоуправления, то есть Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, в нарушение Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» устранилась от своих обязанностей по содержанию и обустройству включенной в реестр муниципальной собственности площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В судебном заседании прокурор Виноградова О.Н. заявленные требования поддержала по тем же основаниям.

Представитель Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области Тюрина О.С. в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснив, что исполнение обязанности по приведению места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в надлежащее состояние, а также содержание указанной площадки за счет средств местного бюджета приведет к увеличению расходной части бюджета, который уже утвержден. При наличии денежных средств и благоприятных погодных условий вышеуказанное место накопления твердых коммунальных отходов будет обустроено.

Представитель третьего лица - ООО «Стройизоляция» Сельденкова Т.Н. не возражала против заявленных требований.

Представитель третьего лица - Управления ЖКХ Администрации МО «Гагаринский район» Смоленской области в суд не явился, о дне судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.

Исследовав доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Из справки по результатам прокурорской проверки от 18 декабря 2020 года следует, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: Смоленская область, г. Гагарин, ул.Красноармейская около дома 91 не оборудовано в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Требования к местам (площадкам) накопления отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, определены в ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ).

В силу абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В этой связи отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 42-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с которыми накопление твердых коммунальных отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно­эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемеологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, с 01 марта 2021 года утратил силу.

Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления твердых коммунальных отходов с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы, связанные с созданием и содержанием мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Муниципального образования Гагаринского городского поселения Смоленской области, место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенное по адресу: Смоленская область, г.Гагарин, ул.Красноармейская, д.91, находится на земельном участке, который является муниципальной собственностью (л.д.11-14).

Таким образом, в силу положений статьи 36 ЖК РФ, пункта 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, земельный участок с расположенным на нем местом (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов, не является общим имуществом собственников помещений дома № 91 по ул. Красноармейская в г.Гагарин Смоленской области.

На этом же основании в отношении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенного на земельном участке, принадлежащем органам местного самоуправления, не применимы положения пункта 26(1) «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290.

Пунктом «в» статьи 15 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, однозначно определено, что «в состав услуг и работ по содержанию общего имущества не входит уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Следовательно, оборудование и содержание контейнерных площадок должен осуществлять собственник земельного участка - орган местного самоуправления, то есть Администрация муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области. Данный вывод подтверждается положениями статьи 132 Конституции РФ, в соответствии с которой «органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью», и положениями статьи 210 ГК РФ, в соответствии с которой «собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества».

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», допускает установление органами местного самоуправления порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, не предусматривает возложение на них обязанностей по содержанию таких территорий помимо их воли. При этом возложение обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании Федерального закона, либо на основании договора.

Постановлением    Администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области от 19 декабря 2018 года (в редакции Постановления от 31.12.2019 №2130) утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов МО Гагаринского городского поселения Смоленской области, в соответствии с которым собственником мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является МО Гагаринское городское поселение.

Администрация МО «Гагаринский район» Смоленской области, к которой на основании решения Совета депутатов г. Гагарин Смоленской области от 09.07.2015 № 82 с 14.09.2015 перешли полномочия администрации Гагаринского городского поселения Гагаринского района Смоленской области, по сути признает необходимость надлежащего обустройства существующей и включенной в реестр мест (площадок) накопления твердых отходов, что следует из реестра, однако никаких активных мер к обустройству спорного объекта не принимает.

В силу положений ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» (в редакции от 26.07.2019) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Поскольку включенная в Реестр спорная площадка накопления твердых отходов не отвечает требованиям, предъявляемым к их содержанию, а также п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Кроме того, право граждан не может быть поставлено в зависимость от наличия у Администрации МО «Гагаринский район» достаточных средств бюджетного финансирования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Гагаринского межрайонного прокурора Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области привести в соответствие с требованиями п.3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, расположенное по адресу: Смоленская область, г.Гагарин, ул.Красноармейская около дома 91 (по реестру №5).

Обязать Администрацию муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области содержать данную площадку за счет средств местного бюджета.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2021 года.

Судья                                        И.Н. Нахаев

2-262/2021 ~ М-88/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гагаринская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация МО "Гагаринский район" Смоленской области
Другие
ООО "Стройизоляция"
Управление по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации МО "Гагаринский арйон" Смолсенкой области
Суд
Гагаринский районный суд Смоленской области
Судья
Нахаев Игорь Николаевич
Дело на странице суда
gagarin--sml.sudrf.ru
28.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2021Судебное заседание
20.02.2021Судебное заседание
05.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2021Дело оформлено
30.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее