Дело № 2- 15(1)/2018
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 февраля 2018 года г. Новоузенск
Саратовская область
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Шашловой Т.А.,
при секретаре Романовой С.В.,
с участием представителя истца помощника прокурора Новоузенского района Саратовской области Дворянчикова И.В.,
представителя ответчика администрации Петропавловского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области, третьего лица не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора на стороне ответчика –администрации Новоузенского муниципального района по доверенностям № 131-А от 30 октября 2017 года и № 5020 от 10 октября 2017 года Пешковой Г.И.,
рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алгайского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области об обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Новоузенского района Саратовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации Алгайского муниципального образования Новоузенского муниципального района Саратовской области об обязании организовать проведение мероприятий по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объектов культурного наследия: 1. Остатки древнего поселения «Лагерное», поздний бронзовый век (срубная культура), первая половина II тыс. до н.э., расположен с. Первомайское, правый берег р. Б. Узень, 3,5 км к СЗ от села, 1,5 м от устья оросительного канала "Волго-Урал", площадь 14 га; 2. Остатки древнего поселения «Канальное», поздний бронзовый век (срубная культура), первая половина II тыс. до н.э., расположен с. Первомайское, правый берег р. Б. Узень, 2 км к СЗС от села, 0,4 км к ЮВЮ от устья оросительного канала "Волго-Урал", площадь 0,44 га;
Свои требования мотивирует тем, что п. 13 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. Аналогичные требования содержаться в п. 1 ст. 9.3 Федерального закона № 73 ФЗ от 25.06.2002г. « Об объектах культурного наследия». Прокуратурой района установлено, что администрацией Петропавловского муниципального образования право собственности на объект культурного наследия и земельный участок, на котором он располагается, не оформлены, а также не приняты меры по оформлению правоустанавливающих документов на указанные объекты культурного наследия и их регистрацию. Полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности объектов культурного наследия. Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность образования, на территории которого они находятся. В силу положений п. 3 статьи 225 ГК РФ обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Следовательно необращение ответчиков в регистрирующий орган с заявлением о принятии объектов недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении ими обязанности, вытекающих из пункта 3 статьи 225 ГК РФ. Поскольку указанный объект культурного наследия является бесхозяйным отсутствие собственника данного объекта влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия. Отсутствие указанных мер не исключает возможности утраты физической целостности объектов культурного наследия, а также ухудшения технического состояния, что может повлечь за собой нарушение конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Бездействием администрации Петропавловского муниципального образования, выразившемся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, существенно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дворянчиков И.В. не возражал против прекращения производства по делу в соответствии со статьями 134 и 220 ГПК РФ, поскольку данные требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
Представитель ответчика администрации Алгайского муниципального образования Новоузенского района Саратовской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора на стороне ответчика – администрации Новоузенского муниципального района по доверенностям Пешковой Г.И. поддержала мнение помощника прокурора.
Суд, выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Согласно абзацу 2 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, заместителем прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, заявлены требования к администрации Алгайского муниципального образования о возложении обязанности организовать проведение мероприятий по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанных объектов культурного наследия. При этом в качестве одного из оснований для предъявления требований прокурором указаны положения статьи 13 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которая предусматривает обязанность органа местного самоуправления сохранять, использовать и популяризировать объекты культурного наследия, охрана указанных объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории поседения.
Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии с ч. ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что рассмотрение заявленных прокурором требований невозможно без установления законности (незаконности) действий (бездействия) ответчика как органа местного самоуправления, наделенного публичными полномочиями по сохранности и использования объектов культурного наследия на территории муниципального образования. Исходя из характера заявленных требований, спор о праве гражданском между сторонами отсутствует.
Поскольку заявление прокурора принято судом к производству в порядке, предусмотренном ГПК РФ, то суд приходит к выводу о прекращении производство по делу в соответствии с положениями статей 134, 220 ГПК РФ.
Вместе с тем, принимая во внимание то обстоятельство, что вид судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд на стадии принятия заявления к производству, в случае прекращения производства по делу, принятому им ошибочно к рассмотрению в порядке ГПК РФ, должен прекратить рассмотрение дела в порядке ГПК РФ и продолжить рассмотрение дела в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 11 ноября 2014 года N 28-П институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Руководствуясь с п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
о п р е д е л и л :
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 – ░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░. ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░