УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карабанов А.С. № 33-3159/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 24 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бабойдо И.А.,
судей Старостиной И.М., Рыбалко В.И.,
при секретаре Кудрявцевой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Киселевой Ларисы Леонидовны – Андреева Константина Геннадьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 марта 2021 года, с учетом определений суда от 7 апреля 2021 года, 15 июня 2021 года об исправлении описки, по гражданскому делу №2-658/2021, которым постановлено:
Взыскать с Киселевой
Ларисы Леонидовны в пользу общества
с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский
центр судебной экспертизы»
расходы на проведение судебной экспертизы в сумме 20
560 руб.
Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения Киселевой Л.Л. и ее представителя – Андреева К.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Киселева Л.Л. обратилась в суд с иском к
Панкратову А.В. об установлении наличия реестровой ошибки и ее устранении путем
признания недействительными и исключения из ЕГРН сведений об описании
местоположения характерных точек земельного участка с кадастровым номером ***,
площадью 465 кв.м, находящегося по адресу: Ульяновская область, Ульяновский
район, СТ «Гвардеец», участок ***.
Требования мотивированы тем, что в ходе
постановки на кадастровый учет принадлежащего ей земельного участка № *** с
кадастровым номером *** в СТ «Гвардеец», находящегося по адресу: Ульяновская
область, Ульяновский район, СТ «Гвардеец», были установлены противоречия,
препятствующие постановке земельного участка на кадастровый учет в юридических
границах.
В частности, границы соседнего земельного
участка № *** с кадастровым номером *** были уточнены без учета границ ее
(истицы) земельного участка № *** с кадастровым номером ***, в связи с чем
фактические границы ее земельного участка не соответствуют сведениям о
координатах характерных точек границ указанного земельного участка, в
результате чего произошло наложение юридических границ соседних земельных
участков.
Истица считает, что произошла реестровая
ошибка, которую следует устранить в судебном порядке.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер Ерошевич А.Е., кадастровый инженер Вавилов О.Н., Бурбан Е.Н., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области, СТ «Гвардеец», администрация города Ульяновска, Балыкова А.С.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Киселевой Л.Л. – Андреев К.Г. не соглашается с решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Считает, что в ходе проведения судебной экспертизы были перепутаны номера земельных участков, в результате чего юридические границы участка № *** были наложены на фактические границы участка истца (№***) на 6 кв.м, забор, разделяющий участки истца и ответчика, оказался на участке ответчика. Не соглашается с выводами суда в решении о том, что требования истца не подлежали удовлетворению по тем основаниям, что с ее стороны имело место согласование местоположения границ земельного участка № ***.
Указывает на несогласие с выводами суда в решении о невозможности изменения ранее согласованных границ земельных участков по требованию владельцев земельных участков.
Полагает, что суду апелляционной инстанции для правильного разрешения дела необходимо запросить оригинал межевого плана участка №***.
Считает, что в результате ошибки кадастрового инженера были нарушены права истца при установлении границ земельных участков.
В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 510 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СТ «Гвардеец», участок ***, является Киселева Л.Л.
Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный, при этом его юридические границы в установленном законом порядке ранее установлены не были.
Собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 465 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, СТ «Гвардеец», участок ***, является П*** А.В. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет в юридических границах.
Участки № *** и № *** в СТ «Гвардеец» являются смежными.
При постановке земельного участка № *** на государственный кадастровый учет в юридических границах было установлено наложение на границы участка № ***, сведения о которых имелись в ГКН, в связи с чем Управлением Росреестра по Ульяновской области были приостановлены действия по государственному кадастровому учету, Киселевой Л.Л. предложено представить в регистрирующий орган межевой план, выполненный с учетом указанных замечаний.
Полагая, что при государственном кадастровом учете участка № *** в юридических границах данного участка была допущена реестровая ошибка, Киселева Л.Л. обратилась за разрешением возникшего земельно-правового спора в суд.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В силу приведенной нормы закона реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом №218-ФЗ.
Доводы истицы Киселевой Л.Л. о том, что при межевании и установлении границ земельного участка № *** в СТ «Гвардеец», принадлежащего Панкратову А.В., была допущена реестровая ошибка, повлекшая уменьшение площади ее земельного участка № ***, добытыми по делу доказательствами подтверждены не были.
Судом
первой инстанции было установлено, что
на момент межевания границ земельного участка № *** в СТ «Гвардеец»
сведения о местоположении границ смежных земельных участков № ***, № *** и № *** уже были внесены в
Государственный кадастр недвижимости.
В связи с отсутствием соответствующих
сведений в ГКН о границах земельного участка истицы № *** кадастровый инженер
при изготовлении межевого плана на земельный участок № *** получил от Киселевой
Л.Л. согласование местоположения смежной между участками № *** и № *** границы,
после чего внес соответствующую границу
в межевой план, сведения о границах и площади земельного участка № *** в
последующем были внесены в ГКН.
Доводы
Киселевой Л.Л. о том, что ею не было согласовано местоположение смежной между участками № *** и № *** границы, судом правомерно
не были приняты во внимание,
поскольку в представленном межевом плане на участок № *** отсутствовали
сведения о каких – либо установленных ранее границах, существовавших на местности, из чего
следует, что местоположение межевой границы между участками определялось в
момент межевания.
В силу части 1
статьи 22 Закона №
218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе
кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого
государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в
котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый
государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном
участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка,
либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр
недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В текстовой части межевого плана
указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр
недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая
сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе,
в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых
сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о
согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования
местоположения таких границ.
Местоположение границ земельного
участка устанавливается посредством определения координат характерных точек
таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и
деления их на части.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении
границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений,
содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при
отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах,
определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В
случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного
участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в
установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке
проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания
территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы,
существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с
использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения,
позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 Федерального закона от
24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее -
Закон о кадастре недвижимости) местоположение границ земельных участков
подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами -
правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат
границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ;
местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом
порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
В силу части 1 и части 2 статьи 40 Закона о кадастре
недвижимости результат согласования местоположения границ оформляется
кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого
плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при
наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их
представителей.
Правильно установив юридически значимые для дела обстоятельства и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу о том, что при составлении межевого плана на участок №*** реестровой ошибки лицом, выполнявшим кадастровые работы, в том понимании, как это заложено частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допущено не было, в связи с чем оснований для вынесения решения об исправлении соответствующей ошибки не имелось.
В целях проверки доводов истицы о допущенных кадастровым инженером
нарушениях
при межевании земельных
участков №*** и №*** судом была назначена по делу судебная
землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО
«Научно-исследовательский центр судебной экспертизы».
Согласно заключению экспертов от
22.03.2021 № 37 фактические границы земельного участка № *** в СТ «Гвардеец» не
соответствуют границам участка по первоначальным правоустанавливающим
документам (по Государственному акту) и границам участка по
правоустанавливающим на время проведения экспертизы (измененным в связи с
проведенными межеваниями смежных участков) документам – по данным кадастрового
учета.
Документальные границы участка на
время проведения экспертизы соответствуют межевым границам по данным
кадастрового учета. Площадь участка в пределах данных границ составляет 505
кв.м.
Юридические границы земельного
участка № *** в СТ «Гвардеец» не накладываются на юридические границы
земельного № ***, однако накладываются на фактические границы участка № *** на
площади 6 кв.м.
Граница по данным кадастрового
учета смещена от фактической границы на расстояние от 0 до 0,38 м в сторону
участка № ***. Причиной наложения юридических границ на фактические границы
является согласование Киселевой Л.Л. в 2019 году вновь установленной границы
при проведении межевания земельного участка № ***.
При осуществлении межевания
земельного участка № *** были соблюдены требования земельного законодательства.
Допрошенная в судебном заседании судебный эксперт Ф***
Т.В. поддержала выводы экспертного заключения, пояснив, что при изготовлении межевого плана на земельный участок № *** кадастровым
инженером были учтены сведения о местоположении характерных точек границ
указанного земельного участка со смежными участками № ***, сведения о которых
на тот момент имелись в ГКН, а также сведения о границах и площади данного
земельного участка, отраженные в Государственном акте о праве собственности на
землю. Учитывая, что сведения о границах участка № *** в ГКН отсутствовали, от
Киселевой Л.Л. было получено согласование местоположения границ.
Вопреки
доводам апелляционной жалобы, у суда не имелось оснований не соглашаться с
заключением судебного эксперта, поскольку оно содержит подробное описание
произведенных исследований, сделаны на основании непосредственного осмотра
земельных участков, изучения материалов гражданского дела, реестровых дел на
земельный участок № ***, правоустанавливающих документов на земельные участки.
На все поставленные вопросы эксперты дали обоснованные и мотивированные ответы.
В ходе натурного обследования объекта исследования производилась фотофиксация
объекта.
В материалы
дела суду были представлены подшитые и пронумерованные заверенные копии регистрационных дел на земельные участки № ***,
которые также были предметом
исследования экспертов, в данных реестровых документах имеется акт согласования
местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 465 кв.м.
Изложенное
также указывало на то, что оспариваемые истицей сведения о межевой границе
земельного участка № ***, являющейся смежной с участком № ***, в ГКН были внесены на основании соглашения
владельцев смежных земельных участков, а не вследствие реестровой ошибки.
Доводы апелляционной жалобы представителя Киселевой
Л.Л. – Андреева К.Г. отмену принятого по делу решения не влекут, поскольку они
сводятся к доказыванию наличия реестровой ошибки в межевом плане, возникшей
вследствие ошибки,
допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы.
Вместе с
тем, как указывалось выше, кадастровым инженером при составлении межевого плана
на участок № *** соответствующих ошибок допущено не было.
В случае несогласия Киселевой Л.Л. с
установленными границами со смежными земельными участками, она не лишена права
разрешить соответствующий спор с владельцами смежных участков, но не путем
устранения реестровой ошибки, как ею заявлено в настоящем иске.
Суд правомерно разрешил спор в пределах
заявленного иска и обоснованно отказал Киселевой Л.Л.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 марта 2021 года, с учетом определений суда от 7 апреля 2021 года, 15 июня 2021 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Киселевой Ларисы Леонидовны – Андреева Константина Геннадьевича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи