РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
7 мая 2020 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Воронцова Д.Д.,
при секретаре Тютюнцевой М.В.,
с участием представителя военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности - помощника военного прокурора Воронежского гарнизона лейтенанта юстиции Кружилина Е.С. и представителя ответчика адвоката Сальникова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № Суменко ФИО12 о взыскании денежных средств,
установил:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в военный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Суменко о взыскании денежных средств, в котором указал, что по результатам проведенной в январе 2020 года прокурорской проверки, было установлено, что ответчику 17 апреля 2008 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части № от 18 октября 2004 года на состав семьи четыре человека был предоставлен государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, в размере 1 684 800 рублей, который был им реализован 11 июня 2008 года путем приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако правом на получение государственного жилищного сертификата в указанном размере Суменко не обладал в связи с тем, что с 5 апреля 2001 года имел в собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 79,5 кв.м. согласно проведенному обследованию от 17 февраля 2020 года, тем самым ответчик был обеспечен 39,75 кв.м. жилого помещения, при этом на состав семьи из 4 человек ему была предоставлена вышеуказанная субсидия из расчета 72 кв.м., вместо положенных 32.25 кв.м. с учётом наличия жилого помещения в собственности. При подаче документов в войсковую часть №, а также в ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации Суменко скрыл факт наличия жилого помещения, а право собственности на указанный жилой дом установленным порядком в государственных органах не регистрировал до 28 июля 2009 года. Эти обстоятельства повлекли незаконное предоставление Суменко на состав семьи четыре человека государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья в результате сообщения им недостоверных сведений.
В связи с изложенным, военный прокурор Воронежского гарнизона, с учётом уточнений в судебном заседании его помощника лейтенанта юстиции Кружилина Е.С., просил суд взыскать с Суменко в доход федерального бюджета денежные средства в размере 930 150 рублей.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Тагизаде и ВрИО командира войсковой части № надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, в направленных ходатайствах исковые требования военного прокурора Воронежского гарнизона поддержали и просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности - помощник военного прокурора Воронежского гарнизона лейтенант юстиции Кружилин в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Суменко, надлежащим образом уведомленный о мете и времени судебного заседания, в таковое не прибыл, в своем письменном заявлении суду исковые требования не признал и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Суменко - адвокат Сальников в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать и пояснил, что на момент получения государственного жилищного сертификата его доверитель действовал в соответствии с действующим на то время Законодательством РФ.
Заслушав представителя военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности - помощника военного прокурора Воронежского гарнизона лейтенанта юстиции Кружилина и представителя ответчика - адвоката Сальникова, а также исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 21 июля 1986 года, ответчик Суменко включен в список очередности на получение жилой площади, составом семьи 3 человека.
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 18 октября 2004 года № усматривается, что ответчик Суменко жилой площадью не обеспечен, в связи с чем, последнему постановлено выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека.
В соответствии с корешком государственного жилищного сертификата от 17 апреля 2008 года №, ответчику Суменко, с учетом 3 совместно проживающих с ним членов семьи, выделена субсидия на приобретение жилья, в размере 1 684 800 рублей, при этом норматив общей площади жилого помещения составлял 72 кв.м.
Как следует из договора дарения от 5 апреля 2001 года, Суменко А.И. передала в собственность сыну - ответчику Суменко 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию от 5 апреля 2001 года, наследник - ответчик Суменко принял от своего отца Суменко М.Г. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м.
Из рапорта Суменко о включении в состав участников президентской программы государственные жилищные сертификаты усматривается, что последний собственноручно указал об отсутствии как у него, так и членов его семьи жилья для постоянного проживания, которое после приобретения жилья с помощью сертификата необходимо сдать Министерству обороны РФ.
Как усматривается из заявления Суменко от 10 декабря 2004 года о включении в состав участников подпрограммы государственные жилищные сертификаты, последний указал, что он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 марта 2019 года №, ответчик Суменко с 28 июля 2009 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м. В качестве основания для государственной регистрации указаны: свидетельство о праве на наследство по завещанию от 5 апреля 2001 года, а также договор дарения от 5 апреля 2001 года.
Из сообщения Острогожского филиала ГУЮ «Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость» от 25 мая 2004 года усматривается, что по состоянию на 24 мая 2004 года за Суменко и членами его семьи (супругой и двумя несовершеннолетними детьми) жилых помещений на территории Острогожского района Воронежской области на праве собственности не зарегистрировано. При этом указано, что Острогожский филиал ГУЮ «Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость» проводит государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Острогожского района Воронежской области с 1 февраля 2000 года.
В соответствии со справкой директора бюро технической инвентаризации Хохольского района Воронежской области от 20 февраля 2020 года, общая площадь принадлежащего Суменко жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес> по состоянию на 17 февраля 2020 года, уменьшилась и составляет 79,5 кв.м., в том числе жилая 53,2 кв.м., в связи с исключением площади цокольного этажа, фактически являющегося подвалом.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 4 марта 2020 года, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 79,5 кв.м., согласно внесенным изменениям.
Согласно сообщению специалиста 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 27 марта 2020 года №, у ответчика Суменко установлено наличие права собственности, с 5 апреля 2001 года, на 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м. Однако, по состоянию на 17 февраля 2020 года, действительная общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 79,5 кв.м., а жилая 53,2 кв.м., в связи с исключением площади подвала. На момент принятия решения жилищной комиссией войсковой части № от 18 октября 2004 года о предоставлении Суменко и его членов семьи жилищного сертификата, последний был обеспечен 26,6 кв.м. жилой площади. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при этом у Суменко на момент вынесения решения жилищной комиссией имелась в собственности доля жилого помещения, общей площадью 39,75 кв.м., в связи с чем, последнему излишне выплачены денежные средства в размере 930 150 рублей.
Согласно постановлению старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета России по Воронежскому гарнизону майора юстиции Дружинина от 17 апреля 2020 года, в возбуждении уголовного дела в отношении Суменко по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, отказано в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Этим же постановлением установлено, что Суменко с 2001 года являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, но при подаче документов должностным лицам в войсковую часть №, а также в ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Российской Федерации об этом не сообщал, в связи с чем, Российской Федерации причинен ущерб в размере 930 150 рублей.
В соответствии с п.п. 1 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 20.07.2004), военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации; военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства; порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацам 6, 11 раздела 2 и абзацам 1, 2 раздела 4 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 № 71 (ред. от 08.08.2003, действовавшая до 22.10.2004 - даты вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»), право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются: отсутствие жилого помещения, проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; участие в Программе добровольное, граждане - участники Программы должны быть полностью проинформированы об условиях реализации Программы и дать письменное согласие на участие в Программе на указанных условиях.
Из ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР усматривается, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с п.п. 4, 8, пп. «г» п. 11 и пп. «в» п. 12 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (действовавших с 22.10.2004 по 12.04.2006), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522, право на получение сертификата имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более; для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления или соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме с приложением, помимо иных документов, выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; основаниями для отказа во включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы является недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Из п.п. 16, 25, 27, 28, 30 и 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 (с изм. от 06.10.2004) усматривается, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения; в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации; для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса; военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей; ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца направляют в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). КЭЧ района вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства; военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения, а также выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с пп. «а» п. 5, пп. «а» п.п. 8, 30, 43 и пп. «ж», «з» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (ред. от 15.10.2007), право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. Граждане - участники подпрограммы, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство освободить и сдать занимаемое жилое помещение; при получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату; для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, помимо иных необходимых документов, обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Согласно ч. 2 ст. 51, ст. 55, п. 6 ч. 1 ст. 56 и п. 7 ст. 57 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета; граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет; при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В соответствии с ст. 546 ГК РСФСР (ред. от 26.01.1996), для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Как усматривается из ч.ч. 3, 4 и 5 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Воронежской области, утвержденных решением Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов и Президиума облсовета профсоюзов Воронежской обл. от 27 сентября 1989 года № 425/53-21, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью 7 кв. м и менее на одного члена семьи.
Доводы военного прокурора о том, что ответчик Суменко при подаче заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья от Министерства обороны Российской Федерации, предоставил недостоверные сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, нашли свое подтверждение в судебном заседании в следующих исследованных судом доказательствах.
Так, при подаче рапорта и соответствующего заявления о включении в состав участников президентской программы государственные жилищные сертификаты, усматривается, что ответчик Суменко собственноручно указывал об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений в собственности.
При этом, согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 5 апреля 2001 года, ответчик Суменко с 5 апреля 2001 года являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 79,5 кв.м., в том числе жилой 53,2 кв.м., тем самым был обеспечен 26,6 кв.м. жилой площади, что являлось основанием для признания последнего составом семьи 4 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченность жилой площадью менее 7 кв.м. на одного члена семьи.
Таким образом, как на момент подачи сведений должностным лицам войсковой части №, так и на момент подачи рапорта в ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации о включении в состав участников президентской программы государственные жилищные сертификаты, ответчик Суменко предоставлял сведения, не соответствующие действительности, так как имел в собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью общей площадью 79,5 кв.м. (состоянию на дату последнего обследования - 17 февраля 2020 года), тем самым был обеспечен 39,75 кв.м. общей площади, при этом норматив предоставления жилого помещения на состав семьи 4 человека составлял 72 кв.м., в связи с чем, предоставленная субсидия на приобретение жилья составила 1 684 800 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из п. 1 ст. 1104 ГК РФ следует, что имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
При этом данных, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ и позволяющих ответчику не возвращать сумму неосновательного обогащения, судом не установлено.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходима совокупность следующих обстоятельств: обогащение приобретателя; указанное обогащение должно произойти за счет потерпевшего; указанное обогащение должно произойти без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой.
При этом, указание в сообщениях Острогожского филиала ГУЮ «Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость» от 25 мая 2004 года об отсутствии у Суменко и членов его семьи жилых помещений, существенного значения не имеет, поскольку действительности не соответствовало.
Не влияет на этот вывод и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, поскольку гражданско-правовая ответственность за противоправные действия, повлекшие причинение государству ущерба, в данном случае, наступает независимо от его привлечения к уголовной ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и необходимости взыскания с ответчика Суменко денежных средств, в размере 930 150 рублей.
В п. 9 ч.1 ст. 333.36. НК РФ (ч. 2) указано, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Таким образом, исходя из цены иска - 930 150 рублей, размер подлежавшей уплате государственной пошлины составлял 12 501 рубль 50 копеек (730 150х0,01+5 200=12 501).
Таким образом, исходя из того, что рассматриваемое исковое заявление подано освобожденным от уплаты государственной пошлины прокурором в защиту интересов Российской Федерации, иск удовлетворен в полном объеме, ответчик не освобожден от уплаты судебных расходов, суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ ч. 2 и ст. 98 ГПК РФ приходит к выводу о том, что с ответчика Суменко подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12 501 рубль 50 копеек, в бюджет городского округа город Воронеж.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № Суменко ФИО13 о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Суменко ФИО14 в пользу федерального бюджета денежные средства в размере 930 150 (девятьсот тридцать тысяч сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Суменко ФИО15 в пользу бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 12 501 (двенадцать тысяч пятьсот один) рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
7 мая 2020 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего судьи Воронцова Д.Д.,
при секретаре Тютюнцевой М.В.,
с участием представителя военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности - помощника военного прокурора Воронежского гарнизона лейтенанта юстиции Кружилина Е.С. и представителя ответчика адвоката Сальникова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № Суменко ФИО12 о взыскании денежных средств,
установил:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в военный суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к Суменко о взыскании денежных средств, в котором указал, что по результатам проведенной в январе 2020 года прокурорской проверки, было установлено, что ответчику 17 апреля 2008 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части № от 18 октября 2004 года на состав семьи четыре человека был предоставлен государственный жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья, в размере 1 684 800 рублей, который был им реализован 11 июня 2008 года путем приобретения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Однако правом на получение государственного жилищного сертификата в указанном размере Суменко не обладал в связи с тем, что с 5 апреля 2001 года имел в собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 79,5 кв.м. согласно проведенному обследованию от 17 февраля 2020 года, тем самым ответчик был обеспечен 39,75 кв.м. жилого помещения, при этом на состав семьи из 4 человек ему была предоставлена вышеуказанная субсидия из расчета 72 кв.м., вместо положенных 32.25 кв.м. с учётом наличия жилого помещения в собственности. При подаче документов в войсковую часть №, а также в ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации Суменко скрыл факт наличия жилого помещения, а право собственности на указанный жилой дом установленным порядком в государственных органах не регистрировал до 28 июля 2009 года. Эти обстоятельства повлекли незаконное предоставление Суменко на состав семьи четыре человека государственного жилищного сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья в результате сообщения им недостоверных сведений.
В связи с изложенным, военный прокурор Воронежского гарнизона, с учётом уточнений в судебном заседании его помощника лейтенанта юстиции Кружилина Е.С., просил суд взыскать с Суменко в доход федерального бюджета денежные средства в размере 930 150 рублей.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Тагизаде и ВрИО командира войсковой части № надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыли, в направленных ходатайствах исковые требования военного прокурора Воронежского гарнизона поддержали и просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности - помощник военного прокурора Воронежского гарнизона лейтенант юстиции Кружилин в судебном заседании исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Суменко, надлежащим образом уведомленный о мете и времени судебного заседания, в таковое не прибыл, в своем письменном заявлении суду исковые требования не признал и просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Суменко - адвокат Сальников в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать и пояснил, что на момент получения государственного жилищного сертификата его доверитель действовал в соответствии с действующим на то время Законодательством РФ.
Заслушав представителя военного прокурора Воронежского гарнизона по доверенности - помощника военного прокурора Воронежского гарнизона лейтенанта юстиции Кружилина и представителя ответчика - адвоката Сальникова, а также исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 21 июля 1986 года, ответчик Суменко включен в список очередности на получение жилой площади, составом семьи 3 человека.
Из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № от 18 октября 2004 года № усматривается, что ответчик Суменко жилой площадью не обеспечен, в связи с чем, последнему постановлено выдать государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека.
В соответствии с корешком государственного жилищного сертификата от 17 апреля 2008 года №, ответчику Суменко, с учетом 3 совместно проживающих с ним членов семьи, выделена субсидия на приобретение жилья, в размере 1 684 800 рублей, при этом норматив общей площади жилого помещения составлял 72 кв.м.
Как следует из договора дарения от 5 апреля 2001 года, Суменко А.И. передала в собственность сыну - ответчику Суменко 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию от 5 апреля 2001 года, наследник - ответчик Суменко принял от своего отца Суменко М.Г. 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м.
Из рапорта Суменко о включении в состав участников президентской программы государственные жилищные сертификаты усматривается, что последний собственноручно указал об отсутствии как у него, так и членов его семьи жилья для постоянного проживания, которое после приобретения жилья с помощью сертификата необходимо сдать Министерству обороны РФ.
Как усматривается из заявления Суменко от 10 декабря 2004 года о включении в состав участников подпрограммы государственные жилищные сертификаты, последний указал, что он и члены его семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 12 марта 2019 года №, ответчик Суменко с 28 июля 2009 года является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м. В качестве основания для государственной регистрации указаны: свидетельство о праве на наследство по завещанию от 5 апреля 2001 года, а также договор дарения от 5 апреля 2001 года.
Из сообщения Острогожского филиала ГУЮ «Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость» от 25 мая 2004 года усматривается, что по состоянию на 24 мая 2004 года за Суменко и членами его семьи (супругой и двумя несовершеннолетними детьми) жилых помещений на территории Острогожского района Воронежской области на праве собственности не зарегистрировано. При этом указано, что Острогожский филиал ГУЮ «Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость» проводит государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Острогожского района Воронежской области с 1 февраля 2000 года.
В соответствии со справкой директора бюро технической инвентаризации Хохольского района Воронежской области от 20 февраля 2020 года, общая площадь принадлежащего Суменко жилого помещения, распложенного по адресу: <адрес> по состоянию на 17 февраля 2020 года, уменьшилась и составляет 79,5 кв.м., в том числе жилая 53,2 кв.м., в связи с исключением площади цокольного этажа, фактически являющегося подвалом.
Как усматривается из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 4 марта 2020 года, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 79,5 кв.м., согласно внесенным изменениям.
Согласно сообщению специалиста 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 27 марта 2020 года №, у ответчика Суменко установлено наличие права собственности, с 5 апреля 2001 года, на 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 162,5 кв.м. Однако, по состоянию на 17 февраля 2020 года, действительная общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 79,5 кв.м., а жилая 53,2 кв.м., в связи с исключением площади подвала. На момент принятия решения жилищной комиссией войсковой части № от 18 октября 2004 года о предоставлении Суменко и его членов семьи жилищного сертификата, последний был обеспечен 26,6 кв.м. жилой площади. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при этом у Суменко на момент вынесения решения жилищной комиссией имелась в собственности доля жилого помещения, общей площадью 39,75 кв.м., в связи с чем, последнему излишне выплачены денежные средства в размере 930 150 рублей.
Согласно постановлению старшего следователя-криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета России по Воронежскому гарнизону майора юстиции Дружинина от 17 апреля 2020 года, в возбуждении уголовного дела в отношении Суменко по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, отказано в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Этим же постановлением установлено, что Суменко с 2001 года являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, но при подаче документов должностным лицам в войсковую часть №, а также в ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Российской Федерации об этом не сообщал, в связи с чем, Российской Федерации причинен ущерб в размере 930 150 рублей.
В соответствии с п.п. 1 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 20.07.2004), военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации; военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства; порядок предоставления льгот и возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно абзацам 6, 11 раздела 2 и абзацам 1, 2 раздела 4 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 20 января 1998 № 71 (ред. от 08.08.2003, действовавшая до 22.10.2004 - даты вступления в законную силу Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 № 522 «О некоторых вопросах по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы»), право на получение безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются: отсутствие жилого помещения, проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; участие в Программе добровольное, граждане - участники Программы должны быть полностью проинформированы об условиях реализации Программы и дать письменное согласие на участие в Программе на указанных условиях.
Из ч. 1 ст. 29 и ч. 3 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР усматривается, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с п.п. 4, 8, пп. «г» п. 11 и пп. «в» п. 12 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (действовавших с 22.10.2004 по 12.04.2006), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 года № 522, право на получение сертификата имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 3 человек и более; для участия в подпрограмме граждане подают в органы местного самоуправления или соответствующие воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявление (рапорт) на участие в подпрограмме по форме с приложением, помимо иных документов, выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; основаниями для отказа во включении заявителя в число граждан - участников подпрограммы является недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
Из п.п. 16, 25, 27, 28, 30 и 31 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 (с изм. от 06.10.2004) усматривается, что военнослужащие, увольняемые с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения; в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации; для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие, удерживающие жилые помещения по предыдущему месту военной службы, представляют копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справки бюро технической инвентаризации о наличии жилья на праве личной собственности по прежнему месту жительства. При рассмотрении вопроса об улучшении жилищных условий лиц, имеющих в данном гарнизоне жилое помещение, к рапорту прилагаются: копии финансового лицевого счета и домовой книги (поквартирной карточки), справка о проверке жилищных условий и, при необходимости, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации или КЭЧ района и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса; военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей; ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца направляют в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), и два раза в год до 20 января и 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). КЭЧ района вправе возвратить представленные списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) для повторного рассмотрения жилищной комиссией воинской части, если в них включены военнослужащие с нарушением жилищного законодательства; военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случае улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения, а также выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с пп. «а» п. 5, пп. «а» п.п. 8, 30, 43 и пп. «ж», «з» п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище на 2002 - 2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (ред. от 15.10.2007), право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений); применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; граждане - участники подпрограммы, имеющие жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или им и членам их семей на праве общей собственности, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство о безвозмездной передаче принадлежащих им на праве собственности и свободных от обязательств жилых помещений в государственную или муниципальную собственность. Граждане - участники подпрограммы, проживающие в жилых помещениях по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, под роспись уведомляются, что сертификат будет выдан им только в случае, если они и члены их семей примут на себя обязательство освободить и сдать занимаемое жилое помещение; при получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату; для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, помимо иных необходимых документов, обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания; справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Согласно ч. 2 ст. 51, ст. 55, п. 6 ч. 1 ст. 56 и п. 7 ст. 57 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений; право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета; граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет; при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
В соответствии с ст. 546 ГК РСФСР (ред. от 26.01.1996), для приобретения наследства наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства.
Как усматривается из ч.ч. 3, 4 и 5 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав); государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Воронежской области, утвержденных решением Исполкома Воронежского областного Совета народных депутатов и Президиума облсовета профсоюзов Воронежской обл. от 27 сентября 1989 года № 425/53-21, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью 7 кв. м и менее на одного члена семьи.
Доводы военного прокурора о том, что ответчик Суменко при подаче заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилья от Министерства обороны Российской Федерации, предоставил недостоверные сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности ему и членам его семьи, нашли свое подтверждение в судебном заседании в следующих исследованных судом доказательствах.
Так, при подаче рапорта и соответствующего заявления о включении в состав участников президентской программы государственные жилищные сертификаты, усматривается, что ответчик Суменко собственноручно указывал об отсутствии у него и членов его семьи жилых помещений в собственности.
При этом, согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 5 апреля 2001 года, ответчик Суменко с 5 апреля 2001 года являлся собственником 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 79,5 кв.м., в том числе жилой 53,2 кв.м., тем самым был обеспечен 26,6 кв.м. жилой площади, что являлось основанием для признания последнего составом семьи 4 человека нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченность жилой площадью менее 7 кв.м. на одного члена семьи.
Таким образом, как на момент подачи сведений должностным лицам войсковой части №, так и на момент подачи рапорта в ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации о включении в состав участников президентской программы государственные жилищные сертификаты, ответчик Суменко предоставлял сведения, не соответствующие действительности, так как имел в собственности 1/2 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью общей площадью 79,5 кв.м. (состоянию на дату последнего обследования - 17 февраля 2020 года), тем самым был обеспечен 39,75 кв.м. общей площади, при этом норматив предоставления жилого помещения на состав семьи 4 человека составлял 72 кв.м., в связи с чем, предоставленная субсидия на приобретение жилья составила 1 684 800 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из п. 1 ст. 1104 ГК РФ следует, что имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
При этом данных, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ и позволяющих ответчику не возвращать сумму неосновательного обогащения, судом не установлено.
Правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения необходима совокупность следующих обстоятельств: обогащение приобретателя; указанное обогащение должно произойти за счет потерпевшего; указанное обогащение должно произойти без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой.
При этом, указание в сообщениях Острогожского филиала ГУЮ «Воронежский областной центр государственной регистрации прав на недвижимость» от 25 мая 2004 года об отсутствии у Суменко и членов его семьи жилых помещений, существенного значения не имеет, поскольку действительности не соответствовало.
Не влияет на этот вывод и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ответчика, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, поскольку гражданско-правовая ответственность за противоправные действия, повлекшие причинение государству ущерба, в данном случае, наступает независимо от его привлечения к уголовной ответственности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении иска военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации и необходимости взыскания с ответчика Суменко денежных средств, в размере 930 150 рублей.
В п. 9 ч.1 ст. 333.36. НК РФ (ч. 2) указано, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Таким образом, исходя из цены иска - 930 150 рублей, размер подлежавшей уплате государственной пошлины составлял 12 501 рубль 50 копеек (730 150х0,01+5 200=12 501).
Таким образом, исходя из того, что рассматриваемое исковое заявление подано освобожденным от уплаты государственной пошлины прокурором в защиту интересов Российской Федерации, иск удовлетворен в полном объеме, ответчик не освобожден от уплаты судебных расходов, суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ ч. 2 и ст. 98 ГПК РФ приходит к выводу о том, что с ответчика Суменко подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12 501 рубль 50 копеек, в бюджет городского округа город Воронеж.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
решил:
Исковое заявление военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации к бывшему военнослужащему войсковой части № Суменко ФИО13 о взыскании денежных средств, удовлетворить.
Взыскать с Суменко ФИО14 в пользу федерального бюджета денежные средства в размере 930 150 (девятьсот тридцать тысяч сто пятьдесят) рублей.
Взыскать с Суменко ФИО15 в пользу бюджета городского округа город Воронеж государственную пошлину в размере 12 501 (двенадцать тысяч пятьсот один) рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-ой Западный окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.