Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 января 2019 года с. Кинель-Черкассы
Кинель–Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Иноземцевой Е.И.
при секретаре Проскуриной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–108/2019 по иску Андреева <данные изъяты> к Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района Самарской области, третьими лицам: Управлению Росреестра по Самарской области, кадастровому инженеру Халявину <данные изъяты>, Хуснутдинову <данные изъяты>, Никитиной <данные изъяты>, Поповой <данные изъяты> об уточнении местоположения границ и площади земельного участка,
у с т а н о в и л:
Истец обратился с иском в суд, указав в заявлении, что является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ.
С целью уточнения местоположения границ и площади указанного земельного участка обратился к кадастровому инженеру Халявину С.В. за подготовкой межевого плана земельного участка. В результате выполнения кадастровых работ, после выезда специалистов на местность и замера фактических границ земельного участка расположенных на местности 15 и более лет, а также смежных земельных участков ранее поставленных на государственный кадастровый учет, уточненная площадь земельного участка составила <данные изъяты> и является фактической.
Истец обратился в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости №, в соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 года№218-ФЗ «О государственном регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> приостановлено, так как не имеется достаточных сведений о расположении границ земельного участка, границы земельного участка фактически расположенные на местности частично отличаются от границ, указанных в инв. № от 05.02.1999 года, полученном в ответе на запрос из Государственного Фонда данных (Росреестра), также фактическая площадь уточняемого земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> что на <данные изъяты> меньше, чем площадь, указанная в свидетельстве о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, но больше на <данные изъяты> чем указана в плане земельного участка входящего в состав ответа на запрос из государственного фонда данных (Росреестра) № от 10.12.2018 г.
Истец просит определить местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, согласно приложенной план-схеме от 11.01.2019 г., изготовленной кадастровым инженером Халявиным С.В.
В судебном заседании представитель истца Андреев А.Н. просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что спора с соседями не имеется.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, возражений на иск не представлено.
Представители 3 лиц Управления Росреестра по Самарской области, 3 лицо кадастровый инженер Халявин С.В., в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве.
Третьи лица Хуснутдинов А.Т., Никитина Л.В., Попова Л.А. в судебное заседание не явились, по телефону просили требований истца удовлетворить поскольку спора по границам не имеется, рассмотреть дело без их участия.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Статья 9 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в статье 22 указывает, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В статье 43 указанного выше Закона указано, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В ч.3,9 п. 4 ст. 8 Закона № 218 указано, что в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе описание местоположения объекта и площадь, если объектом является земельный участок.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (который до 01.01.2017года Закон назывался «О государственном кадастре недвижимости») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В ч. 2,3 указано, что предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу ст. 40 указанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с федеральным законом для земель соответствующих целевого назначения и разрешенного использования; больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
В судебном заседании установлено, что истцу Андрееву Н.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> В свидетельстве о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ площадь участка указана <данные изъяты> Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Из уведомления Управления Росреестра по Самарской области от 26.12.2018 г. следует, что согласно сведениям кадастра недвижимости, а также правоустанавливающим документам на объект недвижимости площадь учитываемого земельного участка составляет <данные изъяты> Согласно материалу инвентаризации площадь земельного участка составляет <данные изъяты> Вместе с тем, согласно представленному к заявлению межевому плану площадь учитываемого земельного участка составила <данные изъяты> однако в данном случае отсутствуют основания для уточнения сведений о земельном участке площадью <данные изъяты> так как земельный участок с кадастровым номером № не существует в таких границах. Таким образом, представленный межевой план по содержанию не соответствует требованиям ч. 10 ст. 22 Закона.
Согласно материалам инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ. Андрееву принадлежал участок площадью <данные изъяты>
В заключении кадастрового инженера указано, что в результате проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, по уточнению границ и площади земельного участка был выезд на местность и производился замер границ земельного участка по фактически сложившимся границам, которые не изменялись в течение 15 лет и более. Сложившиеся границы земельного участка обозначены на местности частично забором. Уточненная площадь земельного участка составляет <данные изъяты> и является фактической. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, и кадастровому плану территории № от 10.10.2018 г., площадь земельного участка составляет <данные изъяты> Фактическая площадь земельного участка на <данные изъяты> меньше площади указанной в свидетельстве о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровом плане территории № от 10.10.2018 г. При подготовке межевого плана были использованы документы:- кадастровый план территории № от 10.10.2018 г., свидетельство о государственной регистрации права серия <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого не возможно определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ст.38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" №221-ФЗ от 24.07.2011 г. (далее - Закон о кадастре) при уточнении местоположения границ земельного участка, их местоположение устанавливается исходя из сведений, содержащихся в право устанавливающих документах. Поскольку свидетельство не содержит информации о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, для дополнительной информации по сложившейся ситуации согласно п.67 в веденого приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ был запрошен графический материал из государственного фонда данных Росреестра, в котором содержится копия инвентаризации земель н. п. Красногорской сельской администрации Кинель-Черкасского района Самарской области. Конфигурация уточняемого земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, частично соответствует конфигурации из инвентаризации земель полученных из государственного фонда данных Росреестра № от 10.12.2018 года. Так же в материалах из государственного фонда данных Росреестра имеется план земельного участка, который определяет местоположения границ на местности. Конфигурация границ данного плана частично соответствует фактическому расположению границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Границы земельного участка истца согласованы с начальником отдела земельных отношений Комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, собственниками смежных земельных участков с кадастровыми номерами № и № (Никитиной, ФИО12 и Хуснутдиновым), что отражено в акте согласования, существует более 15 лет, при уточнении границ земельного участка площадь уменьшается, что допускается земельным законодательством. В представленном истцом плане-схеме от 11.01.2019 г. земельного участка имеются сведения о характерных точках границ уточняемого земельного участка. Права третьих лиц не нарушены. Представленный истцом план-схема границ уточняемого земельного участка не противоречит сложившемуся порядку пользования, суд находит возможным удовлетворить исковые требования.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> согласно план – схеме от 11.01.2019г., выполненной кадастровым инженером Халявиным С.В, которую считать неотъемлемой частью решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кинель-Черкасский районный суд в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 23.01.2019 г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>