2-5231/15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Федеральный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Омаровой М. А., при секретаре Маликовой А. З.
с участием помощника прокурора <адрес> Тагирова М. М., Пыхтуновой С. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры <адрес> в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ
Заместитель Прокурора <адрес> обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления, мотивируя иск тем, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению Пыхтуновой С.Н. о нарушениях законодательства в сфере землепользования администрацией <адрес>.
Как усматривалось из обращения, заявитель неоднократно обращалась в орган местного самоуправления по поводу неправомерности уменьшения площади ее земельного участка ввиду увеличения ширины дорог в садоводческих товариществах Кривой балки.
По результатам рассмотрения обращений Пыхтуновой С.Н. должностными лицами администрации <адрес> и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», являющегося структурным подразделением администрации города, давались ответы со ссылкой на п. 5.7 «СП 53. 13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», согласно которому на территории садоводческого, дачного объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть для улиц не менее 15 метров, а для проездов не менее 9 метров. Между тем, проверкой было установлено следующее.
Применение свода правил планировки и застройки территории садоводческого объединения граждан, введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае неправомерно, поскольку вышеуказанное некоммерческое товарищество было создано и застроено до его введения в действие.
Кроме того, увеличение ширины дорог за счет уменьшения частей земельных участков является одной из формой изъятия земельных участков (частей земельных участков) для муниципальных нужд (в том числе, реконструкция автомобильной дороги общего пользования с целью расширения).
Правовое регулирование отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда.
Одним из перечисленных случаев изъятия земельных участков законодательством приводится необходимость размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, несоблюдением требований вышеуказанного законодательства органом местного самоуправления, в том числе и его структурным подразделением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», были допущены нарушения земельных прав Пыхтуновой С.Н.
Помимо изложенного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В данном случае Пыхтуновой С.Н. дан ответ не по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе рассмотрения его обращения не обеспечено объективное и всестороннее разрешение.
Земельные участки, выделенные гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, впервые установившего институт права собственности граждан на землю, предоставляются в собственность бесплатно на основании выданных на тот период документов (государственные акты, решения соответствующих органов о выделении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги и др.).
Согласно пункту 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок предоставлен до введения Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного пользования), гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно ч.1 ст. 25.2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ.
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйствен-ной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот
земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В данном случае Пыхтуновой С.Н. земельный участок № в садоводческом товариществе «Монтажник-2» <адрес> предоставлен свидетельством на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ выданным Махачкалинским городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам (Горкомзем <адрес>), то есть уполномоченным на тот период органом.
Таким образом, при разрешении обращений Пыхтуновой С.Н. должностным лицам органа местного самоуправления полагалось дать ей ответ с разъяснением права обращения в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо многофункциональный центр для получения государственной услуги «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес и.о. главы администрации <адрес> было внесено представление об устранении нарушений закона.
Между тем, в удовлетворении представления прокурора администрацией <адрес> отказано.
Информация об отказе в удовлетворении акта прокурорского реагирования поступила в прокуратуру города ДД.ММ.ГГГГ
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Пыхтунова С.Н., ДД.ММ.ГГГГ является пенсионеркой, ветераном труда. Ввиду преклонного возраста и с учетом состояния здоровья не может сама обратиться в суд.
Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший вопрос подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Помощник прокурора <адрес> Тагиров М. М. и Пыхтунова С. Н. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Ответчики Администрация муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» будучи надлежащим образом, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, не сообщили об уважительности причин неявки в судебное заседание своего представителя и не просили рассмотреть дело в их отсутствии.
В связи, с чем с согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выслушав объяснения представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокуратуры <адрес> подлежат удовлетворению.
Прокуратурой города была проведена проверка по обращению Пыхтуновой С.Н. о нарушениях законодательства в сфере землепользования администрацией <адрес>.
Как следует из ответов на обращения, Пыхтунова С. Н. неоднократно обращалась в орган местного самоуправления по поводу неправомерности уменьшения площади ее земельного участка ввиду увеличения ширины дорог в садоводческих товариществах Кривой балки.
По результатам рассмотрения обращений Пыхтуновой С.Н. Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № давались ответы со ссылкой на п. 5.7 «СП 53. 13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», согласно
которому на территории садоводческого, дачного объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть для улиц не менее 15 метров, а для проездов не менее 9 метров.
Согласно свидетельству на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ Пыхтуновой С.Н. предоставлен для ведения садоводства земельный участок № площадью 0,05 га в садоводческом товариществе «Монтажник-2» <адрес>.
Как следует из членской книжки садовода выданной ДД.ММ.ГГГГ № Пыхтунова С. Н., ДД.ММ.ГГГГ, работает в Мантажтермоизоел, инженером, с ДД.ММ.ГГГГ была принята в члены садоводческого товарищества с ДД.ММ.ГГГГ, садовый участок №, размеров -<данные изъяты>
В соответствии со ст. 283 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый для муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279-282 настоящего Кодекса, согласно которым земельный участок может быть изъят у собственника для муниципальных нужд путем выкупа муниципальным образованием.
Основания, условия и порядок изъятия земельных участков регламентирован земельным законодательством.
Статьей 11 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления в области земельных отношений предоставлены полномочия по резервированию земель, изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд.
В соответствии со ст.55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса, которой приводится перечень случаев, когда изъятие является исключительной мерой и осуществляется в связи с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Одним из перечисленных случаев изъятия земельных участков законодательством приводится необходимость размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Таким образом, несоблюдением требований вышеуказанного законодательства органом местного самоуправления, в том числе и его структурным подразделением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», были допущены нарушения земельных прав Пыхтуновой С.Н.
Помимо изложенного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В данном случае Пыхтуновой С.Н. дан ответ не по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе рассмотрения его обращения не обеспечено объективное и всестороннее разрешение.
Согласно пункту 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок предоставлен до введения Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного пользования), гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного,
дачного хозяйства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Согласно ч.1 ст. 25.2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ.
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйствен-ной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В данном случае Пыхтуновой С.Н. земельный участок № в садоводческом товариществе «Монтажник-2» <адрес> предоставлен свидетельством на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ выданным Махачкалинским городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам (Горкомзем <адрес>), то есть уполномоченным на тот период органом.
По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес и.о. главы администрации <адрес> было внесено представление об устранении нарушений закона.
Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ, сообщила и. о. заместителю Прокурора <адрес>, что доводы гр. Пыхтуновой С. Н. о нарушении ее законных прав и интересов голословны и не находят объективного подтверждения.
Кроме того, представление прокурора города рассмотрено с нарушением требований ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Обязательность безотлагательного рассмотрения представления с участием сотрудника прокуратуры и представителей соответствующих подразделений аппарата администрации предусмотрена Порядком рассмотрения протестов ипредставлений прокурора <адрес>, утвержденным постановлением и.о. главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №
В соответствии со ст. ст. 254-256 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании изложенного, при разрешении обращений Пыхтуновой С.Н. должностным лицам органа местного самоуправления не дан ей ответ с разъяснением права обращения в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество либо многофункциональный центр для получения государственной услуги «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
По данным основаниям, суд удовлетворяет требования заместителя Прокурора <адрес> в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Прокурора <адрес> к в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления - удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации <адрес> выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать незаконными действия Администрации <адрес> и ее структурного подразделения МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении обращений Пыхтуновой С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Омарова М. А.
Отпечатано в совещательной комнате.