Решение по делу № 2-5231/2015 от 18.05.2015

2-5231/15

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Федеральный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Омаровой М. А., при секретаре Маликовой А. З.

с участием помощника прокурора <адрес> Тагирова М. М., Пыхтуновой С. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры <адрес> в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ

Заместитель Прокурора <адрес> обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления, мотивируя иск тем, что Прокуратурой города проведена проверка по обращению Пыхтуновой С.Н. о нарушениях законодательства в сфере землепользования администрацией <адрес>.

Как усматривалось из обращения, заявитель неоднократно обращалась в орган местного самоуправления по поводу неправомерности уменьшения пло­щади ее земельного участка ввиду увеличения ширины дорог в садоводческих товариществах Кривой балки.

По результатам рассмотрения обращений Пыхтуновой С.Н. должностными лицами администрации <адрес> и МКУ «Управление архитектуры и градо­строительства <адрес>», являющегося структурным подразделением адми­нистрации города, давались ответы со ссылкой на п. 5.7 «СП 53. 13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объе­динений граждан, здания и сооружения», согласно которому на территории са­доводческого, дачного объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть для улиц не менее 15 метров, а для проездов не менее 9 метров. Между тем, проверкой было установлено следующее.

Применение свода правил планировки и застройки территории садоводче­ского объединения граждан, введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ, в данном случае неправомерно, поскольку вышеуказанное некоммерческое товарищество было создано и застроено до его введения в действие.

Кроме того, увеличение ширины дорог за счет уменьшения частей земель­ных участков является одной из формой изъятия земельных участков (частей зе­мельных участков) для муниципальных нужд (в том числе, реконструкция авто­мобильной дороги общего пользования с целью расширения).

Правовое регулирование отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в со­ответствии с положениями Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ и Зе­мельного кодекса РФ.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе, чем по решению суда.

Одним из перечисленных случаев изъятия земельных участков законода­тельством приводится необходимость размещения автомобильных дорог феде­рального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Таким образом, несоблюдением требований вышеуказанного законода­тельства органом местного самоуправления, в том числе и его структурным под­разделением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», были допущены нарушения земельных прав Пыхтуновой С.Н.

Помимо изложенного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечива­ет объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в слу­чае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; принима­ет меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу постав­ленных в обращении вопросов.

В данном случае Пыхтуновой С.Н. дан ответ не по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе рассмотрения его обращения не обеспечено объ­ективное и всестороннее разрешение.

Земельные участки, выделенные гражданам до введения в действие Зе­мельного кодекса Российской Федерации, впервые установившего институт пра­ва собственности граждан на землю, предоставляются в собственность бесплат­но на основании выданных на тот период документов (государственные акты, решения соответствующих органов о выделении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги и др.).

Согласно пункту 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 го­да №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федера­ции» в случае, если земельный участок предоставлен до введения Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяй­ства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строитель­ства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессроч­ного пользования), гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный уча­сток.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливаю­щих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предостав­ленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, индивидуального гаражно­го или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на кото­ром предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоя­щем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предос­тавлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ч.1 ст. 25.2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собст­венности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного под­собного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строи­тельства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бес­срочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, уста­навливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особен­ностей, установленных статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности граж­данина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ.

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, из­данный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный уча­сток, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйствен-ной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот

земельный участок предоставлен для ведения личного подсоб­ного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гра­жданина на данный земельный участок.

В данном случае Пыхтуновой С.Н. земельный участок в садоводче­ском товариществе «Монтажник-2» <адрес> предоставлен свидетельством на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ выдан­ным Махачкалинским городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам (Горкомзем <адрес>), то есть уполномоченным на тот период ор­ганом.

Таким образом, при разрешении обращений Пыхтуновой С.Н. должност­ным лицам органа местного самоуправления полагалось дать ей ответ с разъяс­нением права обращения в органы государственной регистрации прав на недви­жимое имущество либо многофункциональный центр для получения государст­венной услуги «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес и.о. главы администрации <адрес> было внесено представление об устранении нарушений закона.

Между тем, в удовлетворении представления прокурора администрацией <адрес> отказано.

Информация об отказе в удовлетворении акта прокурорского реагирования поступила в прокуратуру города ДД.ММ.ГГГГ

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Россий­ской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образова­ний. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, воз­расту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обра­титься в суд.

Пыхтунова С.Н., ДД.ММ.ГГГГ является пенсионеркой, ветераном труда. Ввиду преклонного возраста и с учетом состояния здоровья не может сама обратиться в суд.

Исходя из характера правоотношений и субъектного состава участников, возникший вопрос подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.

Помощник прокурора <адрес> Тагиров М. М. и Пыхтунова С. Н. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить по указанным в иске основаниям.

Ответчики Администрация муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» будучи надлежащим образом, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, не сообщили об уважительности причин неявки в судебное заседание своего представителя и не просили рассмотреть дело в их отсутствии.

В связи, с чем с согласия представителя истца дело рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Выслушав объяснения представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокуратуры <адрес> подлежат удовлетворению.

Прокуратурой города была проведена проверка по обращению Пыхтуновой С.Н. о нарушениях законодательства в сфере землепользования администрацией <адрес>.

Как следует из ответов на обращения, Пыхтунова С. Н. неоднократно обращалась в орган местного самоуправления по поводу неправомерности уменьшения пло­щади ее земельного участка ввиду увеличения ширины дорог в садоводческих товариществах Кривой балки.

По результатам рассмотрения обращений Пыхтуновой С.Н. Администрацией <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и МКУ «Управление архитектуры и градо­строительства <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ давались ответы со ссылкой на п. 5.7 «СП 53. 13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объе­динений граждан, здания и сооружения», согласно

которому на территории са­доводческого, дачного объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть для улиц не менее 15 метров, а для проездов не менее 9 метров.

Согласно свидетельству на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ Пыхтуновой С.Н. предоставлен для ведения садоводства земельный участок площадью 0,05 га в садоводческом товариществе «Монтажник-2» <адрес>.

Как следует из членской книжки садовода выданной ДД.ММ.ГГГГ Пыхтунова С. Н., ДД.ММ.ГГГГ, работает в Мантажтермоизоел, инженером, с ДД.ММ.ГГГГ была принята в члены садоводческого товарищества с ДД.ММ.ГГГГ, садовый участок , размеров -<данные изъяты>

В соответствии со ст. 283 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда зе­мельный участок, изымаемый для муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным статьями 279-282 настоящего Кодекса, согласно которым земельный участок может быть изъят у собственника для муниципальных нужд путем выкупа муниципальным образованием.

Основания, условия и порядок изъятия земельных участков регламентиро­ван земельным законодательством.

Статьей 11 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления в области земельных отношений предоставлены полномочия по резервированию земель, изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для муници­пальных нужд.

В соответствии со ст.55 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса, которой приводится перечень случаев, когда изъятие является исключительной мерой и осуществляется в связи с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного разме­щения этих объектов.

Одним из перечисленных случаев изъятия земельных участков законода­тельством приводится необходимость размещения автомобильных дорог феде­рального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Таким образом, несоблюдением требований вышеуказанного законода­тельства органом местного самоуправления, в том числе и его структурным под­разделением МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>», были допущены нарушения земельных прав Пыхтуновой С.Н.

Помимо изложенного в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечива­ет объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в слу­чае необходимости с участием гражданина, направившего обращение; принима­ет меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу постав­ленных в обращении вопросов.

В данном случае Пыхтуновой С.Н. дан ответ не по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе рассмотрения его обращения не обеспечено объ­ективное и всестороннее разрешение.

Согласно пункту 9.1. статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 го­да №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федера­ции» в случае, если земельный участок предоставлен до введения Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяй­ства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строитель­ства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессроч­ного пользования), гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный уча­сток.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливаю­щих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предостав­ленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного,

дачного хозяйства, индивидуального гаражно­го или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на кото­ром предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоя­щем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предос­тавлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Согласно ч.1 ст. 25.2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на не­движимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собст­венности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного под­собного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строи­тельства на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бес­срочного) пользования либо в акте, свидетельстве или другом документе, уста­навливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особен­ностей, установленных статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности граж­данина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ.

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, из­данный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный уча­сток, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйствен-ной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсоб­ного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гра­жданина на данный земельный участок.

В данном случае Пыхтуновой С.Н. земельный участок в садоводче­ском товариществе «Монтажник-2» <адрес> предоставлен свидетельством на право пожизненного наследуемого владения на землю от ДД.ММ.ГГГГ выдан­ным Махачкалинским городским комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам (Горкомзем <адрес>), то есть уполномоченным на тот период ор­ганом.

По результатам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес и.о. главы администрации <адрес> было внесено представление об устранении нарушений закона.

Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ, сообщила и. о. заместителю Прокурора <адрес>, что доводы гр. Пыхтуновой С. Н. о нарушении ее законных прав и интересов голословны и не находят объективного подтверждения.

Кроме того, представление прокурора города рассмотрено с нарушением требований ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которой представление об устранении нару­шений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должност­ному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представ­ления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных на­рушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах при­нятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Обязательность безотлагательного рассмотрения представления с участи­ем сотрудника прокуратуры и представителей соответствующих подразделений аппарата администрации предусмотрена Порядком рассмотрения протестов ипредставлений прокурора <адрес>, утвержденным постановлением и.о. гла­вы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. ст. 254-256 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправле­ния, должностного лица, муниципального служащего, если считают, что нару­шены их права и свободы.

На основании изложенного, при разрешении обращений Пыхтуновой С.Н. должност­ным лицам органа местного самоуправления не дан ей ответ с разъяс­нением права обращения в органы государственной регистрации прав на недви­жимое имущество либо многофункциональный центр для получения государст­венной услуги «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По данным основаниям, суд удовлетворяет требования заместителя Прокурора <адрес> в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Прокурора <адрес> к в интересах Пыхтуновой С. Н. к Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства <адрес>» о признании незаконными действий должностных лиц органа местного самоуправления - удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации <адрес> выра­зившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.

Признать незаконными действия Администрации <адрес> и ее структурного подразделения МКУ «Управление архитектуры и градостроитель­ства <адрес>», выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении обращений Пыхтуновой С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Омарова М. А.

Отпечатано в совещательной комнате.

2-5231/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Махачкала
Ответчики
Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкала
Администрация МО "г.Махачкала"
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Омарова Мадина Анаварбековна
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
18.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.05.2015Передача материалов судье
18.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2015Судебное заседание
03.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2015Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
05.07.2015Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
08.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее