Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-683/2023 ~ М-460/2023 от 22.02.2023

Дело №2а-683/2023

УИД 73RS0013-01-2023-000622-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2023 года                                  г. Димитровград

         Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Тудияровой С.В., при секретаре Ермилиной О.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, комитету по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области, обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности заключить концессионное соглашение,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура г.Димитровграда обратились в суд с названным иском к администрации г.Димитровграда Ульяновской области, комитету по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области, в обоснование иска указав, что прокуратурой г.Димитровграда в ходе проверки исполнения законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения на территории МО «г.Димитровград» Ульяновской области в действиях администрации г.Димитровграда, комитета по управлению имуществом г.Димитровграда выявлены нарушения требований законодательства. Так, действующим нормативно-правовым регулированием концессия определена в качестве приоритетной формы государственно-частного партнерства. Целями концессионного механизма является привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, повышение качества обслуживания потребителей. Вместе с тем, анализ сложившейся на территории города ситуации свидетельствует о том, что Администрацией города ненадлежащим образом реализуются полномочий в данной сфере.

22.02.2018 между Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда, представляющего интересы собственника МО «г.Димитровград» Ульяновской области, и ООО «Ульяновскоблводоканал» заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества № 01-18/ДС, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование объекты основных средств инженерных сетей водопроводов и канализации, а также сооружений на них (канализационные сети, водопровод, напорно-самоточный коллектор, сооружения, насосно-канализационные станции, насосная станция, хозяйственно-фекальная и ливневая канализация, пожарный водопровод, водопроводные сети), расположенные в Западном районе города Димитровграда, сроком с 01.02.2018 по 31.01.2028, всего 28 объектов.

Переданные по договору аренды объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в Западном районе г.Димитровграда, должны быть переданы на основании концессионного соглашения, которое в силу п.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Вместе с тем, в нарушение ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006                      № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 13, ст. 21-37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Администрацией города торги в форме конкурса по передаче вышеуказанного имущества по концессионному соглашению в установленном законодательством о концессионных соглашениях порядке не проводились, сторонами заключен договор аренды муниципального имущества без проведения каких-либо конкурентных процедур, а не концессионное соглашение, как того требует закон.

Указанные нарушения были отражены в представлении об устранении нарушений закона, внесенном прокуратурой г.Димитровграда 02.09.2022 Главе г.Димитровграда. Вместе с тем, изложенные в представлении от 02.09.2022 нарушения до настоящего времени не устранены, концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных в Западном районе г.Димитровграда, не заключено. Каких-либо действий, направленных на заключение концессионных соглашений на перечисленные в договоре аренды объекты коммунального хозяйства административными ответчиками не предпринималось, передача объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов. Бездействие органа местного самоуправления мер препятствует обеспечению на территории г.Димитровграда надлежащего водоснабжения и водоотведения, что в свою очередь, способно явиться причиной аварийных ситуаций и причинении вреда неограниченному кругу лиц.

Просил признать незаконным бездействие администрации г.Димитровграда Ульяновской области, комитета по управлению имуществом г.Димитровграда по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом договора аренды муниципального недвижимого имущества № 01-18/ДС, заключенного между комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда, представляющего интересы собственника МО «г.Димитровград» Ульяновской области, и ООО «Ульяновскоблводоканал»;

обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, комитет по управлению имуществом г.Димитровграда в срок не позднее 01.09.2023 заключить концессионное соглашение в отношении следующих объектов водоснабжения и водоотведения:

- Канализационные сети (промплощадка), назначение: нежилое, протяженность 38399, инв. № 010670, лит I-XXVII, адрес (местоположение) объекта: Ульяновская область, г. Димитровград. Условный №*;

- Наружный водопровод, назначение: нежилое, водопровод, протяженность 27 м., адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.<адрес>. Кадастровый №*;

- Напорно-самоточный коллектор, назначение: нежилое, канализация, протяженность 358 м, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г.Димитровград, <адрес>. Кадастровый №*;

- Сооружения, назначение: иное сооружение (водопровод), протяженность 380 м, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г.Димитровград, пр.<адрес>. Кадастровый №*;

- Насосная канализационная станция №*, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 34,1 кв.м, инв.№*, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Насосная канализационная станция №*, назначение: нежилое, 1 – этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 252,7 кв.м, инв.№*, лит. 83, адрес (местонахождение объекта): <адрес>, строен.№*. Условный №*;

- Насосная станция, назначение: нежилое, 1 – этажны (подземных этажей - подвал), общая площадь 405,3 кв. м, инв.№*, лит. А,А1,А2, адрес объекта: <адрес>. Условный №*;

- Канализационные сети (соц. город), назначение: канализационные сети (соц. город), протяженность 59716 м, инв.№*, лит. I, адрес объекта: <адрес>. Условный №*;

- Наружная хозяйственно-фекальная и ливневая канализация к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 264 м, инв.№*, лит. CXXIII, CXXIV, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Хозяйственно-фекальная канализация к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 10 м, инв.№*, лит. CXXVII, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Наружная канализация к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 110,0 м., инв.№*, лит. CXXX, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Наружный водопровод к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 85 м, инв.№*, лит. CXXIX, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Наружная сеть канализации к жилому дому №*, назначение сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность114 м, инв.№*, лит. XIV, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Кадастровый №*;

- Наружный водопровод к жилому дому №*, назначение: нежилое, протяженность 99 м, инв.№*, лит. XII, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Кадастровый №*;

- Насосная станция, назначение: другие сооружения, 1 – этажный, общая площадь 33,7 кв.м, инв.№*, лит. А, адрес объекта: <адрес>, строен. №*. Условный №*;

- Насосная станция, назначение: другие сооружения, 1 – этажный, общая площадь 24,8 кв.м, инв.№*, лит. А, адрес объекта: <адрес>, строен. №*. Условный №*;

- Водопровод от насосной станции, назначение: иное сооружение (водопровод), протяженность 55 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Наружный водопровод, назначение: нежилое, водопровод, протяженность 27 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. №*;

- Канализационная насосная станция, назначение: нежилое, площадь 380,3 кв.м., количество этажей: 2, а также подземных 1, адрес (местонахождения) объекта: Ульяновская область, г. Димитровград, ул. <адрес>. Кадастровый №*;

- Наружная хозяйственная фекальная канализация, назначение: 10.3. сооружения канализации, протяженность 374 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Водопроводная насосная станция второго подъема, здание 208а, назначение: нежилое, 2 – этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 182,8 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г.Димитровград, пр. <адрес>. Кадастровый номер: №*;

- Сеть канализационная, назначение 10.3. сооружения канализации, протяженность 1270 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Канализационная насосная станция на два агрегата, назначение: нежилое, 1 – этажный (подземных этажей – 1), общая площадь 82,8 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Канализация, назначение: канализация, протяженность 148 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Наружный напорный хозяйственно-фекальный коллектор, назначение: коллектор, протяженность 473 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Хозяйственный пожарный водопровод, назначение: водопровод, протяженность 30 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Хозяйственная фекальная канализация, назначение: иное сооружение (хозяйственно фекальная канализация), протяженность 104 м, инв. №* -, адрес (местонахождение объекта): <адрес>. Кадастровый №*;

- Водопроводные сети, назначение: нежилое, протяженность 57951 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*.

Судом по делу в качестве административного ответчика привлечено ООО «Ульяновскоблводоканал», в качестве заинтересованного лица Правительство Ульяновской области.

В судебном заседании помощник прокурора г.Димитровграда Гиматдинова Г.М. поддержала административный иск, суду дала пояснения аналогичные изложенным в иске. Суду пояснила, что спорные объекты, предназначенные для оказания услуг водоснабжения, водоотведения на территории МО «г.Димитровград» переданы в пользование хозяйствующему субъекту необоснованно, вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством. Объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на обеспечение устойчивого водоснабжения и водоотведения. Вместе с тем, ответчиками действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении спорных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, не решен, в связи с чем, со стороны администрации МО «г.Димитровград» Ульяновской области, комитета по управлению имуществом г.Димитровграда имеются бездействие, которое создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, благоприятные и безопасные условия проживания. Просила удовлетворить исковые требования.

В судебное заседание представитель административного ответчика администрации муниципального образования «г.Димитровград» Ульяновской области Шулимова О.В., действующая на основании доверенности, не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. Ранее, участвуя в судебном заседании, административный иск не признала, суду пояснила, что на территории г.Димитровграда уже заключено концессионное соглашение №39-Д от 08.12.2017, где сторонами выступали МО «г.Димитровград», от имени которого выступает администрация города (концедент), ООО «Ульяновскоблводоканал» (концессионер), субъект Российской Федерации, от имени которого выступает Губернатор Ульяновской области (третья сторона). Однако объекты, которые указаны в исковом заявлении прокурором, в состав концессионного имущества не вошли, поскольку были переданы в муниципальную собственность позже в 2018 г. Таким образом, заключение нового концессионного соглашения это трехсторонняя сделка, которая заключается при достижении согласия всех трех сторон. Это сделка не является односторонним волеизъявлением Администрации города. Полагает, что данное требование прокурора заявлено не к надлежащим лицам. Обязанность заключения концессионного соглашения может возникнуть из двух обстоятельств: наличия в муниципальном образовании гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению и бездействия участников соглашения. В настоящее время Администрация города не уклоняется и готова заключить концессионное соглашение, однако договоренности между сторонами не достигнуты. Доказательства наличия бездействия со стороны Администрации города прокурором не доказано. Наоборот, в материалы дела представлены протоколы совместных регулярных заседаний рабочей группы по решению вопроса о включении в концессию сетей Западного района города, о которых просит прокурор. В протоколах заседаний указаны этапы работы по данному вопросу, принятые решения и перспективные цели и задачи. Таким образом, работа в данном направлении ведется и завершена она будет только при достижении согласия все сторон концессионного соглашения. Ссылка прокурора на то обстоятельство, что до сих пор не объявлен конкурс, не основана на положениях действующего законодательства. Постановлением Администрации города от 15.05.2018 №867 гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения г.Димитровграда Ульяновской области определено ООО «Ульяновский областной водоканал». Таким образом, при наличии на территории МО «г.Димитровград» гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, конкурс на заключение нового или внесения изменения в существующее концессионного соглашение не проводится. В связи с этим доводы прокурора о том, что необходимо объявить конкурс, который будет служить доказательством отсутствия бездействия со стороны муниципалитета полностью противоречит требованиям действующего законодательства и нормативно – правовых актов на территории г.Димитровграда. Просила исковые требования прокурора оставить без удовлетворения.

        Представитель ответчика комитета по управлению имуществом г.Димитровграда Кабанкина С.К., действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что комитет по управлению имуществом г.Димитровграда является ненадлежащим ответчиком, поскольку концедентом по концессионному соглашению является МО «г.Димитровград» Ульяновской области, от имени которого выступает Администрация города. Отдельные права и обязанности концедента могут осуществляться уполномоченными Администрацией города отраслевыми (функциональными) органами и юридическими лицами. В связи с чем, комитет по управлению имуществом г.Димитровграда не полномочен заключать концессионные соглашения и быть в них стороной, соответственно на него не может быть возложена обязанность по заключению концессионного соглашения, а также не может считаться не заключение концессионного соглашения – незаконным бездействием. Считает, что по данному делу в качестве соответчика также должен выступать субъект Российской Федерации – Ульяновская область.

        Представитель административного ответчика «Ульяновский областной водоканал» Абельханова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ООО «Ульяновскоблводоканал» не может быть ответчиком по данному делу, поскольку в соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. В случае удовлетворения административных исковых требований к ООО «Ульяновскоблводоканал» как к соответчику будут ущемлены права и законные интересы как ООО «Ульяновскблводоканал» в свободе предпринимательской деятельности, так и органа местного самоуправления, понуждая последнего к сотрудничеству только с ООО «Ульяновскоблводоканал», исключая привлечение иных организаций, что будет являться нарушением принципа конкуренции за пользование муниципальным имуществом. ООО «Ульяновскоблводоканал» эксплуатирует указанные в административном исковом заявлении объекты, расположенные в Западном районе г.Димитровграда на основании договора аренды муниципального недвижимого имущества №01-18/ДС от 22.02.2018. По условиям договора арендатор (ООО «Ульяновскоблводоканал») обязана нести расходы, необходимые для поддержания арендованного имущества в технически исправном, комплектном состоянии, подготовки к безаварийной эксплуатации. Согласно выводам, проведенных в рамках ТО по сетям водоснабжения, доля ветхих сетей составляет 80% от общего количества сетей водоснабжения. При этом средний износ сетей 75,7%. Действующий договор аренды не предусматривает инвестиционные обязательства арендатора, что влечет невозможность осуществления реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. В связи с чем в отношении указанных объектов необходимо заключение концессионного соглашения. ООО «Ульяновскоблводоканал» проводились рабочие совещания с администрацией г.Димитровграда по вопросу заключения концессионного соглашения, но принципиальных решений на данный момент принято не было.

    Представитель заинтересованного лица Правительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв на административное исковое заявление согласно которому просит административный иск прокурора оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в возражениях, которые аналогичны возражениям администрации г.Димитровграда.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4); владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.

    В силу пункта 9 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе и заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

    Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

    На основании пункта 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

      Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов.

      Согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 1 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

      На основании статьи 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона (часть 1).

      Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (часть 2).

      Из содержания части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

    Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектами водоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только посредством заключения концессионного соглашения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 22.02.2018 между комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда, представляющего интересы собственника МО «г.Димитровград» Ульяновской области, и ООО «Ульяновскоблводоканал» заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества № 01-18/ДС, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование объекты основных средств инженерных сетей водопроводов и канализации, а также сооружений на них (канализационные сети, водопровод, напорно-самоточный коллектор, сооружения, насосно-канализационные станции, насосная станция, хозяйственно-фекальная и ливневая канализация, пожарный водопровод, водопроводные сети), расположенные в Западном районе города Димитровграда, сроком с 01.02.2018 по 31.01.2028, всего 28 объектов, по списку, приведенному в исковом заявлении (т.1 л.д.10-16, т.2 л.д.21-26).

02 сентября 2022 г. прокуратурой г.Димитровграда Главе г.Димитровграда было внесено представление об устранении нарушений закона (т.1 л.д.17-20), согласно которому переданные по договору аренды объекты водоснабжения и водоотведения, расположенные в Западном районе г.Димитровграда, должны быть переданы на основании концессионного соглашения, которое в силу п.1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. Вместе с тем, в нарушение ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006                      № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 1 ст. 13, ст. 21-37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Администрацией города торги в форме конкурса по передаче вышеуказанного имущества по концессионному соглашению в установленном законодательством о концессионных соглашениях порядке не проводились, сторонами заключен договор аренды муниципального имущества без проведения каких-либо конкурентных процедур, а не концессионное соглашение, как того требует закон.

Из ответа администрации г.Димитровграда Ульяновской области «О заключении концессионного соглашения» от 27.09.2022 следует, что в настоящее время организована и проводится ревизия муниципального имущества с целью установления объектов недвижимости, которые могут быть переданы в рамках концессионного соглашения. По завершению данных работ, перечень объектов будет утвержден постановлением Администрации города в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (т.1 л.д.21).

В материалы дела представлены протоколы совещаний рабочей группы по определению мероприятий, необходимых для решения вопросов в связи с заключением и реализацией концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Западной части г.Димитровграда от 11.10.2022, от 01.11.202, по вопросу заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения Западной части г.Димитровграда от 19.12.2022, от 08.02.2023 (т.1 л.д.27-32, т.2 л.д.73-88).

Согласно выпискам из ЕГРН собственником объектов, согласно списку, указанному в исковом заявлении, является муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области (т.1 л.д.130-242).

Постановлением администрации г.Димитровграда Ульяновской области от 15.05.2018 №867 «Об определении ООО «Ульяновский областной водоканал» гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения г.Димитровграда Ульяновской области» постановлено: определить ООО «Ульяновский областной водоканал», осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующее водопроводные и канализационные сети статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, с установлением зон ее деятельности на территории г.Димитровграда Ульяновской области (т.2 л.д.98).

Разрешая административный спор и удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд исходит из того, что администрацией г.Димитровграда, комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда допущено бездействие, выразившееся в не заключении концессионного соглашения на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования «г.Димитровград» и находящиеся в муниципальной собственности.

При этом суд принимает во внимание, что административно-распорядительным органом муниципального образования город Димитровград является администрация города Димитровграда, а Комитет по управлению имуществом города Димитровграда является функциональным органом администрации города Димитровграда, исходя из того, что незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом договора аренды муниципального недвижимого имущества № 01-18/ДС от 22.02.2018, допущено администрацией и комитетом, заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению к обоим административным ответчикам.

Кроме того, суд учитывает то, что в нарушение действующего законодательства, 22.02.2018 между Комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда, представляющего интересы собственника МО «г.Димитровград» Ульяновской области, и ООО «Ульяновскоблводоканал», заключен договор аренды муниципального недвижимого имущества № 01-18/ДС, сроком с 01.02.2018 по 31.01.2028.

Довод о том, что при наличии на территории муниципального образования гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, конкурс на заключение консцессионного соглашения не проводится, в связи с чем бездействия администрации города не имеется, не может быть принят во внимание.

Особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, без проведения конкурса предусмотрены ст.51 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

До настоящего времени концессионное соглашение при наличии гарантирующей организации не заключено.

Довод о том, что администрацией г.Димитровграда принимаются действия по заключению концессионного соглашения, что подтверждается представленными проколами совместных регулярных заседаний рабочей группы по решению вопроса о включении в концессию сетей Западного района города, судом не принимается, поскольку данные действия не свидетельствуют о достаточности мер для выполнения требований по заключению концессионных соглашений.

Доводы администрации г.Димитровграда о том, что требование прокуратуры о заключении концессионного соглашения выходит за рамки предоставленных полномочий, нарушают право на самоопределение путем навязывания единственного решения, судом также не принимается, поскольку основан на неверном толковании норм права, решение о проведении проверки принято надлежащим должностным лицом, в соответствии с действующим законодательством, данная обязанность предусмотрена законом.

     Доводы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельными, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

      Таким образом, следует возложить на администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, комитет по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, заключить концессионное соглашение на объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории МО «г.Димитровград» Ульяновской области, находящиеся в муниципальной собственности, указанные в перечне объектов согласно просительной части искового заявления.

     ООО «Ульяновскоблводоканал» является ненадлежащим ответчиком, поскольку является коммерческой организацией, основной целью деятельностью которой является извлечение прибыли, понуждение к заключению договора ущемляет права и законные интересы ООО «Ульяновскоблводоканал» в свободе предпринимательской деятельности, что будет являться нарушением принципа конкуренции за пользование муниципальным имуществом.

    Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

    Признать незаконным бездействие администрации г.Димитровграда Ульяновской области, комитета по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области по не заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, являющихся предметом договора аренды муниципального недвижимого имущества №01-18/ДС от 22.02.2018, заключенного между комитетом по управлению имуществом г.Димитровграда, представляющего интересы собственника – муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области и общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскоблводоканал».

    Обязать администрацию г.Димитровграда Ульяновской области, комитет по управлению имуществом г.Димитровграда Ульяновской области в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу, заключить концессионное соглашение в отношении следующих объектов водоснабжения и водоотведения:

- Канализационные сети (промплощадка), назначение: нежилое, протяженность 38399, инв. №*, лит I-XXVII, адрес (местоположение) объекта: <адрес>. Условный №*;

- Наружный водопровод, назначение: нежилое, водопровод, протяженность 27 м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Напорно-самоточный коллектор, назначение: нежилое, канализация, протяженность 358 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Сооружения, назначение: иное сооружение (водопровод), протяженность 380 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Насосная канализационная станция №*, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 34,1 кв.м, инв.№*, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Насосная канализационная станция №*, назначение: нежилое, 1 – этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 252,7 кв.м, инв.№*, лит. 83, адрес (местонахождение объекта): <адрес>, строен.№*. Условный №*;

- Насосная станция, назначение: нежилое, 1 – этажны (подземных этажей - подвал), общая площадь 405,3 кв. м, инв.№*, лит. А,А1,А2, адрес объекта: <адрес>. Условный №*;

- Канализационные сети (соц. город), назначение: канализационные сети (соц. город), протяженность 59716 м, инв.№*, лит. I, адрес объекта: <адрес>. Условный №*;

- Наружная хозяйственно-фекальная и ливневая канализация к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 264 м, инв.№*, лит. CXXIII, CXXIV, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Хозяйственно-фекальная канализация к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 10 м, инв.№*, лит. CXXVII, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому 41. Условный №*;

- Наружная канализация к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 110,0 м., инв.№*, лит. CXXX, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Наружный водопровод к жилому дому №*, назначение: сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность 85 м, инв.№*, лит. CXXIX, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Условный №*;

- Наружная сеть канализации к жилому дому №*, назначение сооружения коммунальной инфраструктуры, протяженность114 м, инв.№*, лит. XIV, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Кадастровый №*;

- Наружный водопровод к жилому дому №*, назначение: нежилое, протяженность 99 м, инв.№*, лит. XII, адрес объекта: <адрес>, к жилому дому №*. Кадастровый №*;

- Насосная станция, назначение: другие сооружения, 1 – этажный, общая площадь 33,7 кв.м, инв.№*, лит. А, адрес объекта: <адрес>, строен. №*. Условный №*;

- Насосная станция, назначение: другие сооружения, 1 – этажный, общая площадь 24,8 кв.м, инв.№*, лит. А, адрес объекта: <адрес>, строен. №*. Условный №*;

- Водопровод от насосной станции, назначение: иное сооружение (водопровод), протяженность 55 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Наружный водопровод, назначение: нежилое, водопровод, протяженность 27 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. №*;

- Канализационная насосная станция, назначение: нежилое, площадь 380,3 кв.м., количество этажей: 2, а также подземных 1, адрес (местонахождения) объекта: <адрес> №*;

- Наружная хозяйственная фекальная канализация, назначение: 10.3. сооружения канализации, протяженность 374 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Водопроводная насосная станция второго подъема, здание №*, назначение: нежилое, 2 – этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 182,8 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Сеть канализационная, назначение 10.3. сооружения канализации, протяженность 1270 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Канализационная насосная станция на два агрегата, назначение: нежилое, 1 – этажный (подземных этажей – 1), общая площадь 82,8 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Канализация, назначение: канализация, протяженность 148 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Наружный напорный хозяйственно-фекальный коллектор, назначение: коллектор, протяженность 473 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Хозяйственный пожарный водопровод, назначение: водопровод, протяженность 30 м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>. Кадастровый №*;

- Хозяйственная фекальная канализация, назначение: иное сооружение (хозяйственно фекальная канализация), протяженность 104 м, инв. №* -, адрес (местонахождение объекта): <адрес>. Кадастровый №*;

- Водопроводные сети, назначение: нежилое, протяженность 57951 м, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г. Димитровград. Кадастровый №*.

    В удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, 05 мая 2023 года.

Судья                                                                                                           С.В. Тудиярова

2а-683/2023 ~ М-460/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор г.Димитровграда
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г.Димитровграда
Администрация г.Димитровграда Ульяновской области
ООО «Ульяновскоблводоканал»
Другие
Правительство Ульяновской области
Шулимова О.В.
Абельханова А.А.
Кабанкина С.К.
Суд
Димитровградский городской суд Ульяновской области
Судья
Тудиярова С. В.
Дело на странице суда
dimitrovgradskiy--uln.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация административного искового заявления
22.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Судебное заседание
21.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее