Дело № 2-511/2020
33RS0010-01-2020-000916-37
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«15» октября 2020 года город Киржач
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Вавильченковой Г.И.,
при секретаре Пинчук Е.Д.,
с участием помощника владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Семенова М.Г.,
представителей ответчиков Пискуновой –Водопьяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №8» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Владимирской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службы исполнения наказаний России об обязании устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, провести ремонт в помещениях штрафного изолятора,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области, с учетом уточнения требований в редакции от 03.09.2020 года, обратился с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение № 8» УФСИН России по Владимирской области (далее – ФКУ «ЛИУ-8», Учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (далее – УФСИН России по Владимирской области, Управление), Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФСИН России) об обязании устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, провести ремонт в помещениях штрафного изолятора, а именно: обязать ФКУ «ЛИУ-8» в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу привести помещения штрафного изолятора: адвокатскую комнату, помещение для мойки посуды, комнату для личных вещей осужденных, этапную, баню, камер; 1 ПКТ, 1л ПКТ, 2п ПКТ, 3л ПКТ, 4л ПКТ, 5п ПКТ, 6л ПКТ, 7п ПКТ, 1л ШИЗО, 2п ЩИЗО, 4П ШИЗО, 3л ШИЗО, 5л ШИЗО, 6п ШИЗО, 8п ШИЗО) в соответствии с требованиями пункта 4.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» РФ от 18.05.2010 №58, устранить дефекты внутренней отделки стен, полов, потолков, дверных и оконных откосов, обеспечить легкодоступность для влажной уборки и устойчивость к обработке моющими и дезинфецирующими средствами.
При недостаточности у ФКУ «ЛИУ-8» области денежных средств на выполнение вышеперечисленных работ по устранению нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства возложить субсидиарную ответственность по финансированию работ на УФСИН по Владимирской области и ФСИН России.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенных проверок прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области (далее спецпрокуратурой) в мае 2019 года и апреле 2020 года выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в ФКУ «ЛИУ-8». После вынесенных актов прокурорского реагирования должных мер к устранению выявленных нарушений ответчиками не принято. Функции главного распорядителя средств федерального бюджета осуществляет ФСИН России, которое в силу полномочий, предоставленных ему ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечения деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Владимирской области.
В судебном заседании помощник прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Владимирской области Семенов М.Г. просил суд уточненные исковые требования удовлетворить по основания, изложенным в иске.
Представитель Пискунова-Водопьянова Н.В., представляющая по доверенностям, в судебном заседании интересы ответчиков - ФКУ «ЛИУ-8», УФСИН России по Владимирской области, ФСИН России, пояснила, что наличие выявленных нарушений требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства ФКУ «ЛИУ-8» не оспаривает, помещения штрафного изолятора требуют ремонта. В настоящее время согласовывается с Управлением вопрос о переоборудовании помещений в штрафном изоляторе и помещениях камерного типа под строгие условия содержания, подготовлен сметный расчет на ремонт на сумму 411000,43 рублей. Не согласны с утверждением истца, что отслоившаяся штукатурка и потеки на стенах могут служить основанием для распространения туберкулеза, поскольку проводится влажная уборка с дезинфицирующими средствами, что не позволяет привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, поэтому Учреждение просит в иске отказать. Управление и ФСИН России возражают против удовлетворения иска, поскольку Учреждение является самостоятельным юридическим лицом, отвечающим по своим обязательствам. Управление осуществляет бюджетные полномочия в пределах лимитов бюджетных обязательств, доводимых ФСИН России. Понуждение Управления и ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, реализацию возложенных на них функций, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей. Отсутствие финансирования, исключает исполнение требований прокуратуры по независящим от ответчика обстоятельствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В соответствии с частью 2 статьи 101 УИК РФ в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы).
Согласно части 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно- гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Так, пунктом 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295 (далее - Правила) установлено, что данные Правила устанавливают, в том числе, правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях.
В соответствии с пунктом 126 Правил в исправительных учреждениях обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать охрану здоровья осужденных.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федерального закона № 52) - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором, отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона № 52 санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнениясанитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Положением статьи 11 Федерального закона № 52 установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно частей 1 и 3 статьи 3,9 Федерального закона № 52 на территории Российской Федерации действуют федеральные Санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно- эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10), санитарно- эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими санитарными правилами.
В соответствии с п. 4.2 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58, поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
В силу пунктов 1.2 и 1.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 13 «Профилактика туберкулеза», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.10.2013 № 60 (далее - СП 3.1.2.3114-13), санитарные правила устанавливают требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических), дезинфекционных мероприятий, полное и своевременное проведение которых обеспечивает раннее выявление, предупреждение распространения заболеваний туберкулезом среди населения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 2.6, 9.1, 9.2 СП 3.1.2.3114-13 места пребывания больного туберкулезом вместе с окружающими его людьми и предметами внешней среды в тех пределах пространства, в которых возможно возникновение новых заражений и заболеваний считаются очагами туберкулеза. В очагах туберкулеза проводится текущая и заключительная дезинфекция. Дезинфекции подвергается, в том числе, белье больного, воздух и поверхности в помещениях.
Согласно приказу Минюста России от 30.07.2019 № 150 «Об изменении вида режима, создании, ликвидации изолированных участков, установлении лимитов наполнения исправительных учреждений, следственных изоляторов и утверждении перечня исправительных учреждений, на территориях которых созданы помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов, управления федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области», ФКУ «ЛИУ-8» является лечебным исправительным учреждением для содержания и амбулаторного лечения осужденных больных активной формой туберкулеза на 491 место, включая изолированный участок, функционирующий как колония-поселение на 19 мест, т.е. является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц.
Пунктом 1.1 Устава ФКУ «ЛИУ-8», утвержденного приказом ФСИН России от 18.02.2011 № 87 (далее - Устав ФКУ ЛИУ-8), установлено, что ФКУ ЛИУ-8 является, лечебным исправительным учреждением для содержания осужденных мужского пола, больных туберкулезом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы на период их лечения, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
На основании пункта 2.1 Устава ФКУ «ЛИУ-8», предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, а также создание осужденным условий- содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Устава ФКУ «ЛИУ-8» для достижения целей указанных в уставе, учреждение осуществляет выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, подозреваемых и обвиняемых.
Согласно пункту 4.3 Устава УФСИН России по Владимирской области в отношении ФКУ ЛИУ-8 осуществляет доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 5.1 Устава установлено, что имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями ФСИН России и назначением имущества.
В ходе проверки, проведенной спецпрокуратурой в мае 2019 года в помещениях штрафного изолятора (далее - ШИЗО) ФКУ «ЛИУ-8», предусмотренных для содержания осужденных больных туберкулезом, являющихся очагами туберкулеза, выявлены следующие нарушения п. 4.2 СанПин 2.1.3.2630-10, п. 9.2 СП 13 «Профилактика туберкулеза»: внутренняя отделка всех помещений ШИЗО учреждения находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, деревянные полы имеют щели, т.е. целостность деревянных полов нарушена, на потолке и стенах наблюдаются следы от потеков и отслоившаяся штукатурка, требуется проведение косметического ремонта стен, потолка и напольного покрытия.
Вышеперечисленные нарушения установленных санитарно- гигиенических и противоэпидемических требований законов и санитарных правил, обеспечивающих охрану здоровья осужденных, затрудняет проведение их дезинфекции и негативно сказывается на санитарно-эпидемиологической обстановке на территории учреждения, а также создает условия для распространения туберкулеза.
По данным фактам 31.05.2019 года заместителем Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ «ЛИУ-8» внесено представление (л.д.32-33).
В апреле 2020 года спецпрокуратурой повторно проведена проверка помещений ШИЗО ФКУ «ЛИУ-8», предусмотренных для содержания осужденных больных туберкулезом, являющихся очагами туберкулеза, выявлены следующие нарушения п. 4.2 СанПин 2.1.3.2630-10, п. 9.2 СП 13 «Профилактика туберкулеза», в ходе которой установлено, что внутренняя отделка помещений камерного типа в помещении ШИЗО ФКУ ЛИУ-8 находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, на стенах имеются отслоившиеся слои краски и незакрашенная штукатурка, требуется проведение косметического ремонта стен помещений камерного типа.
13.04.2020 года Владимирским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ «ЛИУ-8» внесено представление (л.д.117-119).
Согласно акту от 21.07.2020 года комиссия ФКУ «ЛИУ-8», проведя санитарно-технический обход помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа, одиночных камер, установила, что в нарушении санитарных правил 2.1.3.2630-10 п 4.2 камеры ПКТ 1л, 2п, 3л, 4л, 5л, 6л, 7п, камеры ШИЗО: 1л, 3л, 5л, 7л, 6п, 4п, 2п, 8п требуют косметического ремонта, нарушена целостность покраски стен, пола, потолков. Требуется замена чаш «Генуя» на унитазы и замена самодельных раковин с установкой сифонов. Отсутствует принудительная вентиляция. В одноместных камерах требуется покраска стен и потолка, отсутствует принудительная вентиляция. Комната хранения вещей осужденных требует покраски пола, стен, потолка. Душевая комната требует косметического ремонта стен, потолка, замены смесителей, установки принудительной вентиляции. Коридор требует косметического ремонта, нарушена целостность покраски стен, пола, потолков (л.д.120).
В материалах дела имеются фотографии на л.д.49-56,177-196, которые подтверждают доводы стороны истца о том, в помещениях штрафного изолятора нарушена целостность покраски стен, пола, потолка, требуется проведение ремонта.
В судебном заседании представитель ответчиков Пискунова –Водопьянова Н.В., не отрицала, что помещения штрафного изолятора ФКУ ЛИУ -8 : адвокатская комната, помещение для мойки посуды, комната для личных вещей осужденных, этапная, баня, камеры: 1 ПКТ, 1л ПКТ, 2п ПКТ, 3л ПКТ, 4л ПКТ, 5п ПКТ, 6л ПКТ, 7п ПКТ, 1л ШИЗО, 2п ЩИЗО, 4П ШИЗО, 3л ШИЗО, 5л ШИЗО, 6п ШИЗО, 8п ШИЗО требуют ремонта.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ФКУ «ЛИУ-8» допущено нарушение требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доказательств устранения перечисленных выше нарушений требований законодательства уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиками в материалы дела не представлено.
Факт наличия выявленных нарушений уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства не оспаривался представителем ответчиков в судебном заседании, указывал об отсутствии в достаточном объеме выделяемых бюджетных денежных средств для проведения ремонта.
Вместе с тем, ФКУ «ЛИУ-8» является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц, выявленные нарушения создают опасность для жизни и здоровья людей (как осужденных, посетителей, так и сотрудников учреждения) может привести к распространению туберкулеза и заражению им здоровых лиц.
Также судом установлено, что здание и помещения, в которых выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, переданы в оперативное управление ФКУ «ЛИУ-8» УФСИН по Владимирской области, что следует из сведений о государственной регистрации права собственности, собственником является ФСИН России (л.д.110-115).
Учитывая установленные обстоятельства в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами с учетом их оценки, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд исходит из того, что ответчик ФКУ «ЛИУ-8» несоблюдением требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, нарушает права осужденных, содержащихся в Учреждении, а также сотрудников и иных лиц, посещающих его, на личную безопасность. Выявленные нарушения не устранены на день рассмотрения дела, следовательно, возложение обязанности по устранению нарушения требований законодательства уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, путем выполнения перечисленных в уточненном иске прокурора работ должно быть возложено на ФКУ «ЛИУ-8» с установлением срока в соответствии со ст. 206 ГПК РФ - не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Данный срок суд считает достаточным, в связи с чем не видит необходимым его увеличивать по ходатайству представителя ответчиков.
Положением ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1) установлено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
На основании ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. При этом согласно п. 5 данного Указа ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно п. 1 Положения об Управлении ФСИН России по Владимирской области (далее – Положение) Управление является территориальным органом ФСИН России и в силу п. 4 Положения - юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств.
Из пункта 5.12 Устава ФКУ «ЛИУ-8» УФСИН России по Владимирской области следует, что при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 при недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные органы, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы.
На основании п. 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Исходя из положений ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
В силу ст. 9 данного Закона РФ финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2014 № 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
В силу пункта 14 Положения основными задачами Управления являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Поскольку ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе УФСИН России по Владимирской области.
В соответствии с п. 5 Положения Федеральная служба исполнения наказаний осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Согласно Положению УФСИН России по Владимирской области является распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Как определено в п. 5.8 Устава ФКУ «ЛИУ-8» УФСИН России по Владимирской области, источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета. В соответствии с п. 5.12 Устава при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Владимирской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, проведение ремонта в помещениях штрафного изолятора ФКУ ЛИУ-8 осуществляется за счет средств ФКУ «ЛИУ-8» УФСИН России по Владимирской области, а при их недостаточности - субсидиарную ответственность по данным обязательствам несут УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России, учитывая, что в силу ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ данные соответчики являются лицами, ответственными за соблюдение требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства в подведомственных учреждениях, а также являются главными распорядителями средств федерального бюджета, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам федерального казенного учреждения при их недостаточности (п. 36 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11).
При таких обстоятельствах, заявленные истцом к трем ответчикам уточненные исковые требования суд находит законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
С учетом изложенного, доводы представителя ответчиков, что отслоившаяся штукатурка, потеки на стенах не могут служить основанием для распространения туберкулеза, поскольку проводится влажная уборка с дезинфицирующими средствами, что не приведет к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки судом отклоняются, поскольку данные дефекты покрытия стен, полов, потолков в помещениях указанных прокурором, препятствуют проведению дезинфекции с соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Доводы возражений представителя ответчиков, что наличие УФСИН России по Владимирской области и ФСИН России, что субсидиарная ответственность наступает только при недостаточности денежных средств у Учреждения, а также о неисполнимости решения суда, что понуждение Управления и ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя федерального бюджета, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа, нарушает установленный ст.10 Конституции РФ принцип разделения властей, являются несостоятельными и не могут повлечь отказ прокурору в иске, поскольку основаны на неверном применении и толковании приведенного выше законодательства, определен порядок привлечения ФСИН России и Управления к субсидиарной ответственности - при недостаточности у ФКУ «ЛИУ-8» денежных средств на выполнение работ по выполнению требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательств, порядок привлечения их к субсидиарной ответственности соответствует установленному законодательством), доказательств невозможности исполнения решения суда ответчиками не представлено, а также приведенные доводы не освобождают ответчиков от исполнения обязанности по соблюдению требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательств.
Согласно пп. 3 п. 3 Положения о ФСИН России одна из основных задач ФСИН России – обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу пп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.
Правовых оснований для отказа прокурору в иске ответчиками не приведено, как не представлено и доказательств устранения нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательств, выделения денежных средств для их устранения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Владимирского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное исправительное учреждение №8» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Владимирской области», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области, Федеральной службы исполнения наказаний России об обязании устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, провести ремонт в помещениях штрафного изолятора удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 8» УФСИН России по Владимирской области (ИНН 3316420215, ОГРН 1023300997940) юридический и фактический адрес: Владимирская область, г.Киржач, ул. Чайкиной, д.2а) в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: привести помещения штрафного изолятора: адвокатскую комнату, помещение для мойки посуды, комнату для личных вещей осужденных, этапную, баню, камеры: 1 ПКТ, 1л ПКТ, 2п ПКТ, 3л ПКТ, 4л ПКТ, 5п ПКТ, 6л ПКТ, 7п ПКТ, 1л ШИЗО, 2п ЩИЗО, 4П ШИЗО, 3л ШИЗО, 5л ШИЗО, 6п ШИЗО, 8п ШИЗО в соответствии с требованиями пункта 4.2 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» РФ от 18.05.2010 №58, устранить дефекты внутренней отделки стен, полов, потолков, дверных и оконных откосов, обеспечить легкодоступность для влажной уборки и устойчивость к обработке моющими и дезинфицирующими средствами.
При недостаточности у Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение №8» УФСИН России по Владимирской области денежных средств на выполнение вышеперечисленных работ по устранению нарушения требований уголовно-исполнительного и санитарно-эпидемиологического законодательства возложить субсидиарную ответственность по финансированию работ на Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Владимирской области (ИНН3329011844, ОГРН 1033303401295 юридический адрес: г.Владимир, пер. Воронцовский, д.2, фактический адрес: г.Владимир, ул.Диктора Левитана, д.41) и Федеральную службу исполнения наказаний (ИНН 7706562710, ОГРН 1047797031479, юридический и фактический адрес: г.Москва, ул.Житная, д.14).
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий Г.И.Вавильченкова
Мотивированное решение составлено 20 октября 2020 года
Председательствующий Г.И.Вавильченкова