Дело №2-209/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 8 июня 2010 года
Вологодский гарнизонный военный суд в составе судьи Нетрусова А.А., при секретаре Шиловой Ю.А, с участием заявителя СМИРНОВА С.В. и его представителя ДЯДЕЧКО В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части 00000 капитана по контракту СМИРНОВА С.В. об оспаривании действий начальника ОМИС, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
СМИРНОВ С.В. обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ОМИС, связанные с не включением его в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по месту прохождения военной службы - БД АИС «Учет», и обязать указанное должностное лицо принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы, внеся данные в БД АИС «Учет».
В обоснование требований СМИРНОВА С.В. в своем заявлении указал, что проходит военную службу в войсковой части 00000. В последний год военной службы с целью участия в программе ГЖС он подал рапорт о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы, и 23 декабря 2009 года жилищной комиссией войсковой части его рапорт был удовлетворен. После этого соответствующие документы были направлены в ОМИС для согласования. Однако по решению начальника ОМИС данные документы реализованы не были, а как следовало из ответа начальника ОМИС они были оставлены без движения, что с учетом длительности нерассмотрения является, по его мнению, отказом в постановке его на учет. При этом начальником ОМИС были затребованы от него сведения о квартирном обеспечении в период учебы в военном училище и по предыдущему месту службы. Несмотря на то, что он в последующем представил в ОМИС справку МУП ЖКХ «Ф.» о сдаче жилого помещения, а также карточку учета жилой площади, предоставляемой военнослужащему, и справку с предыдущего места службы, он не был поставлен на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании СМИРНОВ С.В. и его представитель заявленные требования поддержали, пояснив, что СМИРНОВ С.В. подавал рапорт командованию на участие в подпрограмме ГЖС, который после рассмотрения его на жилищной комиссии вместе с приложенными документами был направлен в ОМИС.
Кроме того, представитель пояснил, что СМИРНОВ С.В., ранее проживавший в квартире, выделенной ему Муниципальным образованием «Ф.», сдал эту квартиру. Однако это обстоятельство, по его мнению, не свидетельствует о намеренном ухудшении им свих жилищных условий, так как осуществлялось в связи с семейными обстоятельствами, а не для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Начальник ОМИС, будучи извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствии. При этом в письменном отзыве он указал, что СМИРНОВЫМ С.В. в ОМИС не были предоставлены сведения о квартирном обеспечении его в период учебы в военном училище и по предыдущему месту военной службы. Предоставленная СМИРНОВЫМ С.В. справка о сдаче квартиры, по его (начальника ОМИС) мнению, не состоятельна, так как указанная квартира СМИРНОВУ С.В. была предоставлена Муниципальным образованием «Ф.» на основании ордера.
Помимо этого начальник ОМИС указал, что сдача СМИРНОВЫМ С.В. в январе 2007 года ранее занимаемой им квартиры, ухудшила его жилищные условия, а поэтому до истечения сроков, указанных в ст. 53 ЖК РФ, оснований для включения СМИРНОВА С.В. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) – не имеется.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, а также исследовав в судебном заседании представленные доказательства, суд установил следующее.
Из справок усматривается, что СМИРНОВ С.В., имеющий выслугу более 19 лет, проходит военную службу в войсковой части 06797, и планируется к увольнению в запас в 2010 году по пп. «а», п.2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно штатными мероприятиями.
Согласно выписного эпикриза ФГУ «0000 Военно-Морской Клинический госпиталь Ф.» СМИРНОВ С.В. признан негодным к военной службе (категория «Д»).
Как видно из выписки из протокола № 8 от 23 декабря 2009 года заседания жилищной комиссии войсковой части СМИРНОВ С.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы.
Согласно письму начальника ОМИС от 12 января 2010 года комплект документов на СМИРНОВА С.В. был оставлен без движения до поступления в адрес ОМИС сведений о квартирном обеспечении заявителя в период учебы в военном авиационно-техническом училище и по предыдущему месту службы.
Из справок районного филиала ГП ВО «Вологдатехинвентаризация» и Управления Федеральной регистрационной службы по Вологодской области усматривается, что жилых помещений на праве собственности у СМИРНОВА С.В. не имеется.
В соответствии со справками МУП ЖКХ «Ф.» СМИРНОВ С.В. в январе 2007 года сдал ранее выделенное ему жилое помещение. Из характеристики указанного жилого помещения усматривается, что это однокомнатная квартира, общей площадью 27,9 кв. м, на 4 этаже пятиэтажного дома, пригодная для постоянного проживания.
Согласно справке СМИРНОВ С.В. за период прохождения военной службы в указанной части с августа 1994 года по август 1999 года жилой площадью от войсковой части не обеспечивался.
Согласно карточке учета жилой площади, предоставляемой военнослужащему, СМИРНОВ С.В. проживал в период учебы в казарме училища, место в которой он освободил 1 октября 1997 года.
Из копии финансового лицевого счета и выписки из домовой книги следует, что СМИРНОВ С.В. проживает по указанному адресу в качестве члена семьи собственника данного жилого помещения, общей площадью 62,8 кв.м. Кроме него в данной квартире зарегистрировано 3 человека.
Давая оценку изложенным обстоятельствам, суд находит, что утверждение СМИРНОВ С.В. и его представителя о том, что его обращение в жилищную комиссию части по вопросу признания нуждающимся в жилом помещении было осуществлено с целью последующего получения государственного жилищного сертификата (далее ГЖС), не нашло своего подтверждения в ходе судебного заседания.
К такому выводу суд приходит, основываясь на положениях п. 1, 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы утверждены постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Согласно пп. «а» п. 5 и пп. «а» п. 19 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № 1, к которому прилагают следующие документы: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
В соответствии с п. 2, 3 Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях вооруженных сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного Приказом МО РФ от 10 июня 2006 года № 215 для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы подают заявление по установленной форме в войсковую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), с приложением документов, указанных в пп. «а» п. 19 вышеуказанных Правил. Документы и содержащиеся в них сведения подлежат проверке жилищной комиссией войсковой части и в довольствующей квартирно-эксплуатационной части района или ОМИС..По итогам проверок жилищной комиссией воинской части принимается решение о включении заявителя либо об отказе ему во включении в число граждан - участников подпрограммы.
Таким образом, СМИРНОВ С.В., как военнослужащий, имеющий выслугу более 10 лет и признанный негодным к прохождения военной службы по состоянию здоровья, по мнению суда, мог претендовать на участие в указанной выше программе. Однако подтверждения тому, что им это было сделано в суде установлено не было.
Так в частности, несмотря на предложения суда, СМИРНОВЫМ С.В. не было предоставлено в судебное заседание ни рапорта (заявления по установленной форме) об его желании стать кандидатом на получение ГЖС, ни решения жилищной комиссии по этому же вопросу, ни утвержденного командованием списка кандидатов на получение ГЖС.
Напротив, из исследованного в суде рапорта СМИРНОВА С.В. и выписки из решения жилищной комиссии части видно, что заявитель просил признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы для последующего обеспечения его жильем.
При таких условиях суд приходит к выводу, что в действительности СМИРНОВ С.В. к командованию по вопросу включения его в число кандидатов на получение ГЖС – не обращался, и соответственно таковым признан не был.
Вместе с этим в судебном заседании было установлено и то, что СМИРНОВ С.В. решением жилищной комиссии части был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту прохождения военной службы, однако начальником ОМИС, представленные из войсковой части документы в течение длительного срока были оставлены без движения.
Данные действия начальника ОМИС с учетом их длительности, по мнению суда, являются, по своей сути, отказом СМИРНОВУ С.В. в принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту военной службы.
Оценивая законность указанных действий, суд основывается на п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которому гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Как указано в пп. «а» п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Вологодской области, утвержденных постановлением Администрации Вологодской области от 11 февраля 1992 г. № 91 нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не более уровня, установленного учетными нормами, который может быть пересмотрен в сторону увеличения постановлением главы администрации области и президиума облсовпрофа.
В соответствии с пп. 1.1. п. 1 Постановления Главы Ф. сельского поселения от 24 августа 2009 года № 54 на территории Ф. сельского поселения установлена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 17 кв. м на одного человека.
Из ст. 53 ЖК РФ следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч.5 ст.5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Таким нормативным правовым актом является приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. № 80, утвердивший Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых Силах РФ, согласно которой именно на КЭЧ (ОМИС) возлагают обязанность учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилья. КЭЧ (ОМИС) имеет непосредственное отношение к учету, согласованию и проверке списков военнослужащих, изъявивших желание реализовать свое право на жилье путем получения государственного жилищного сертификата.
Пункт 26 указанной инструкции предусматривает, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий), с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
В судебном заседании установлено, что СМИРНОВ С.В. ранее проживал в казарме военного училища, которую он освободил в 1997 году, а в последующем жилым помещением от МО РФ он не обеспечивался. В 2000 году ему на основании ордера была предоставлена однокомнатная квартира от Муниципального образования общей площадью 27,9 кв. м.
В январе 2007 года СМИРНОВ С.В. сдал указанную квартиру и зарегистрировался у родственников в трехкомнатной квартире общей площадью 62,8 кв. м, в которой, кроме него зарегистрировано еще 3 человека, следовательно, на каждого члена семьи, с учетом СМИРОНОВА С.В., приходится 15.7 кв. м жилой площади.
Таким образом, СМИРНОВ С.В., будучи обеспеченным жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, по собственному желанию в 2007 году сдал его и, переехав, зарегистрировался у родственников, тем самым ухудшив свои жилищные условия.
Поскольку в судебном заседании СМИРНОВЫМ С.В. не было приведено ни одного довода, указывавшего бы на наличие каких-либо объективным причин, препятствовавших бы его отдельному проживанию в ранее сданной им квартире, то суд приходит к выводу, что эти его действия, с учетом последующего обращения к командованию с соответствующим рапортом, были совершены им с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких условиях суд считает, что в соответствии с изложенными выше положениями нормативных актов СМИРНОВ С.В. может быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения данных действий.
Следовательно отказ начальника ОМИС учесть СМИРНОВА С.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий является обоснованным.
На основании изложенного суд приходит к убеждению о необходимости отказать в удовлетворении требований СМИРНОВА С.В.
Руководствуясь ст.ст. 98, 100, 194–199, 258 ГПК РФ, военный суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований СМИРНОВА С.В. о признании незаконными действий начальника ГУ ОМИС, связанных с невключением СМИРНОВА С.В. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений БД АИС «Учет» по месту службы, и о возложении на начальника ГУ ОМИС обязанности принять СМИРНОВА С.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения военной службы и внести данные в БД АИС «Учет» - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Вологодский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.Нетрусов