<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05.02.15 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Гороховик О. В.,
при секретаре Волковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Бликова Е. В. об оспаривании действий администрации г. о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением об оспаривании действий администрации г. о. Самара, указав, что 27.10.14 г. им было поданы заявления в комиссию по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самара о рассмотрении на публичных слушаниях вопроса изменения зонирования земельных участков площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, д. б/н с территориальных зон <данные изъяты>. Письмом Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары был дан ответ об отказе в рассмотрении заявлений, поскольку они ранее были рассмотрены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары от 31.01.4 г. в рассмотрении заявлений Бликова Е. В. от 27.10.14 г. на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары, признать незаконным бездействие Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары, выразившееся в не предоставлении Бликову Е. В. ответа на заявления от 27.10.14 г., обязать Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары рассмотреть на заседании Комиссии заявления Бликова Е. В. о внесении изменений в Карту правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес> в части, касающейся изменения зонирования следующих земельных участков: площадью <данные изъяты> кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> реки волги, д<данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <данные изъяты>, обязать Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самара предоставить Бликову Е. В. ответ на заявление от 27.10.14 г. о внесении изменений в Карту правового зонирования правил застройки и землепользования в городе Самаре в части, касающейся изменения зонирования земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок № с <данные изъяты>
В последующем заявитель уточнил требования, просил признать незаконным отказ Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары от 31.01.4 г. в рассмотрении заявлений Бликова Е. В. от 27.10.14 г. на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары, признать незаконным бездействие Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары, выразившееся в не предоставлении Бликову Е. В. ответа на заявления от 27.10.14 г., обязать Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары рассмотреть на заседании Комиссии заявления Бликова Е. В. о внесении изменений в Карту правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре в части, касающейся изменения зонирования следующих земельных участков: площадью <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, обязать Главу г. о. Самары поручить Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самары рассмотреть на заседании Комиссии заявления Бликова Е. В. о внесении изменений в Карту правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес> в части, касающейся изменения зонирования следующих земельных участков: площадью <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес>, Поляна им. Фрунзе, <адрес>, <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> реки волги, <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Бликов Е. В. обратился также с заявлением о признании незаконным отклонения предложения о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской Губернской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 61, просил признать незаконным решение Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г. о. Самара, изложенное в заключении Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № №, содержащее рекомендацию Главе г. о. Самара отказать в рассмотрении на публичных слушаниях предложения Бликова Е. В. о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части, касающейся изменения зонирования земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, участок № с <данные изъяты>, признать незаконным Постановление Главы г. о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ № в части, содержащей отклонения предложения Бликова Е. В. от внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, в отношении изменения зонирования земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, участок № с <данные изъяты> обязать Главу г. о. Самара принять Постановление Главы г. о. Самары о подготовке проекта о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре по предложению Бликова Е. В. в отношении изменения зонирования земельного участка площадью <данные изъяты>
Определением Ленинского районного суда г. Самары от 14.01.15 г. указанные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Главы администрации г. о. Самара в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 10.02.09 г. указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (статья 36 названного Кодекса).
Частью 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 9 указанной статьи при подготовке проекта правил землепользования и застройки орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Изменение градостроительного регламента в силу пункта 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Таким образом, положения Правил землепользований и застройки должны соответствовать положениям генерального плана городского округа или поселения.
Частью 1 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. При этом одним из оснований для рассмотрения главой администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 33 настоящего Кодекса предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, а также процедура публичных слушаний урегулированы статьей 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, согласно частям 5 и 6 указанной нормы решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации; одновременно утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки.
Глава муниципального образования при получении названного проекта принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 4 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ Комиссия в
течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении
изменения в правила землепользования и застройки осуществляет
подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в
соответствии с поступившим предложением изменения в правила
землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с
указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной
администрации.
Из материалов дела следует, что заявитель обратился в Комиссию с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Правила в части, касающейся изменения зонирования земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> р. <адрес>ю <данные изъяты>
<данные изъяты>
На заседании Комиссии указанное обращение фактически по существу не было рассмотрено, согласно протоколу заседания Комиссии от 11.07.2014 № заявителю рекомендовано обратиться в Комиссию по вопросу изменения зонирования указанных земельных участков на зону Р-5 для дальнейшего получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ вх. № и от ДД.ММ.ГГГГ №
заявитель повторно обратился в Комиссию по вопросу изменения зонирования указанных земельных участков, а также земельного участка, расположенного по
адресу: <адрес>, <адрес>
На заседании Комиссии 05.09.2014 данное обращение было рассмотрено,
согласно Заключению по результатам заседания Комиссии от 08.09.2014
№ Комиссией рекомендовано отклонить вышеуказанные предложения
заявителя и отказать в их рассмотрении на публичных слушаниях, в связи с нахождением земельных участков в зонах рекреации.
Согласно приложению № Постановлению Администрации городского
округа Самара от 02.10.2014 № в рассмотрении на публичных слушаниях предложений заявителя о внесении изменений в Правила в части, касающейся изменения зонирования земельных участков, расположенных по адресу: г.
Самара, <адрес>, Поляна им. Фрунзе, берег <адрес>, <данные изъяты> № отказано в связи с нахождением земельных участков в зоне центра
рекреационных территорий (<данные изъяты>
Заявлениями от 27.10.2014 (№) заявитель снова
обратился в Комиссию по вопросу внесения изменений в Правила в части,
касающейся изменения зонирования расположенных по адресу: <адрес>,
<адрес><данные изъяты>
Письмом от 31.10.2014 № <адрес>-0бр заявителю направлен
мотивированный ответ о том, что указанные в заявлениях от 27.10.2014
предложения уже были предметом рассмотрения на заседаниях Комиссии, по
результатам которых они были отклонены.
Указанное письмо нельзя рассматривать как отказ, оно носит информационный характер и не порождает для заявителя никаких прав и обязанностей.
Судом установлено, что указанное письмо было подготовлено руководителем Департамента строительства и архитектуры г. о. Самары по поручению первого
заместителя Главы городского округа Самара, являющегося председателем
Комиссии в соответствии с постановлением Администрации городского округа
Самара от ДД.ММ.ГГГГ N2 858 (в ред. от 08.07.2013) «Об утверждении состава
Комиссии по застройке и землепользованию при Главе городского округа
Самара».
Учитывая, что письмо Департамента носит информационный характер, не налагает на заявителя никаких прав и обязанностей, оснований для признания незаконным письма от 31.10.14 г. не имеется.
Принимая во внимание, что заявления Бликова Е. В. от 27.10.14 г. об изменении зонирования расположенных по адресу: г. Самара,
<адрес> <адрес>, земельных участков
площадью <данные изъяты>
<данные изъяты> не были рассмотрены по существу на заседании Комиссии как того требует градостроительный кодекс, требования Бликова Е. В. о признании незаконным бездействия Комиссии по не рассмотрению заявлений от ДД.ММ.ГГГГ и об обязании рассмотреть заявления являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что Бликов Е.В. обратился в Администрацию
городского округа Самара с просьбой рассмотреть вопрос о внесении
изменений в Правила в части изменения зонирования земельного участка
площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Барбошина
поляна, берег <адрес>, участок N 53.
Согласно протоколу заседания Комиссии от 05.09.2014 № по вопросу
о рассмотрении заявок о внесении изменений в карту правового
зонирования Правил и заключению Комиссии от 08.09.2014 № № по
земельному участку площадью <данные изъяты> <данные изъяты> Комиссией
принято решение отклонить предложение физического лица о внесении
изменений в Правила и отказать в рассмотрении на публичных слушаниях,
поскольку данный земельный участок находится в зоне рекреации.
В соответствии с требованиями закона обязанности главы местной
администрации в любом случае принять решение о подготовке проекта о
внесении изменений в правила землепользования и застройки не предусмотрено
(в соответствии со СТ. 33 Градостроительного кодекса РФ).
Заявителем не указаны правовые основания, по которым орган местного
самоуправления обязан принять решение о внесении изменений в Правила в
части, касающейся изменения зонирования вышеуказанных земельных участков.
Кроме того, в судебном заседании не установлено нарушение прав заявителя указанным решением Комиссии.
Довод заявителя о том, что указанный отказ создает препятствия для дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка является ошибочным.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ и статьи 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований,, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Положениями части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Данной нормой права прямо предусмотрена возможность продолжения прежнего использования земельных участков.
Следовательно, решение Комиссии не исключает возможность использования заявителями спорного земельного участка по целевому назначению.
Поскольку в судебном заседании не установлена совокупность нарушения закона и прав заявителя, в связи с чем, требования Бликова Е. В. в указанной части не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Бликова Е.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Комиссии по застройке и землепользованию при Главе администрации г. о. Самары, выразившееся в не рассмотрении на заседании Комиссии заявлений от 27.10.14 г.
Обязать Комиссию по застройке и землепользованию при Главе администрации г. о. Самары рассмотреть на заседании Комиссии заявления Бликова Е. В. о внесении изменений в Карту правового зонирования Правил застройки и землепользования в <адрес> в части, касающейся изменения зонирования следующих земельных участков: площадью <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес> зон <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> реки волги, д. <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий О. В. Гороховик