Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4063/2016 ~ М-3871/2016 от 22.07.2016

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

16 сентября 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4063/16 по иску по иску Латышевой О. В. и Тарахтиенко С. А. к Администрации г.о. Самара о признании права общей долевой собственности на земельный участок,

Руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Латышевой О. В. и Тарахтиенко С. А. право общей долевой собственности с равными размерами долей на земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, занимаемый жилым домом с прилегающей территорией, в границах, описанных в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , изготовленном кадастровым инженером А.. ДД.ММ.ГГГГ, задаваемых характерными точками

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 сентября 2016 г.                            г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Латышевой О. В. и Тарахтиенко С. А. к Администрации г.о. Самара о признании права общей долевой собственности на земельный участок,

установил:

Латышева О.В. и Тарахтиенко С.А. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Администрации г.о. Самара о признании права общей долевой собственности на земельный участок. В обоснование иска указывают, что являются участниками общей долевой собственности с равными размерами долей на жилой дом по адресу: <адрес>, на основании соответственно договора, удостоверенного заместителем старшего государственного нотариуса Первой Куйбышевской государственной нотариальной конторы Т. ДД.ММ.ГГГГ, по реестру , и свидетельства о праве на наследство по закону, выданного нотариусом <адрес> К. ДД.ММ.ГГГГ, по реестру . Жилой дом расположен на земельном участке площадью <данные изъяты>. Они приобрели право на получение земельного участка в силу ст. 37 ЗК РСФСР. Они обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, на что получили отказ распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>», поскольку часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования. Просят признать за ними право общей долевой собственности с равными размерами долей на земельный участок, площадью <данные изъяты>, относящийся к землям населенных пунктов, согласно схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, выполненной индивидуальным предпринимателем А., по адресу: <адрес>.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени разбирательства дела извещен, представил письменный отзыв (л.д. 40-46).

Третье лицо Департамент управления имуществом г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени разбирательства дела извещалось, отзыва на иск не представило.

Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Истицам принадлежит на праве общей долевой собственности в равных долях жилой дом площадью 83,5 м2, по адресу: <адрес>, с кадастровыми номером (л.д. 9, 10).

Как следует из материалов дела, истица Латышева О.В. приобрела свою долю в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному государственным нотариусом Первой куйбышевской городской нотариальной конторы Т., по реестру , зарегистрированному Бюро инвентаризации горжилуправления <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации 508 (л.д. 13).

Истица Тарахтиенко С.А. приобрела свою долю в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования по закону за Яшниковым А.С. (л.д. 12), который, в свою очередь, приобрел эту долю по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному государственным нотариусом Первой куйбышевской городской нотариальной конторы Захаровой Е.Е., по реестру , зарегистрированному Бюро инвентаризации горжилуправления <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации 103 (л.д. 11).

Между тем, из представленных суду доказательств явствует, что сведения о принадлежности земельного участка к территориям общего пользования являются недостоверными.

Судом установлено, что истицы обращались в Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность безвозмездно земельного участка площадью <данные изъяты> занимаемого указанным выше жилым домом и прилегающей территорией (л.д. 14-15). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21) Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка на основании пп.1 п.8 ст.39.15, п.12 ст.85 ЗК РФ, указав, что часть земельного участка принадлежит к территории общего пользования, испрашиваемый земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки (5-16 этажей) по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые ими были совершены до вступления в силу Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст.20 ЗК РФ. Земельный участок находится в фактическом пользовании истиц, границы его описаны в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 63:01:0515003 (л.д. 19), изготовленном кадастровым инженером А. По заключению кадастрового инженера А. (л.д. 73), пересечение границ испрашиваемого истцами земельного участка с границами существующих земельных участков отсутствует.

К правопредшественнику истицы Тарахтиенко С.А. право на жилой дом перешло в порядке универсального правопреемства. Согласно п.1 ст.1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Аналогичным образом наследование понималось и ранее действовавшим гражданским законодательством. Правопредшественник истицы Тарахтиенко С.А., Яшников А.С., обладал предусмотренным п.4 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» правом на бесплатную приватизацию занятого жилыми домом земельного участка, соответственно, это право с его смертью перешло к истице.

Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на указанных выше земельных участках, и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В правоустанавливающих документах отражено, что дом расположен на земельном участке мерою

Таким образом, право истиц на бесплатную приватизацию земельного участка основывается также и на положениях п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Расхождение площади фактически используемого истцами земельного участка и площади, указанной в правоустанавливающих документах на жилой дом, является незначительным и объясняется уточнением площади при проведении обмеров с использованием спутникового координирования.

В соответствии с п.2 ст.15 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В частности, законодателем установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (п.12 ст.85 ЗК РФ).

Часть испрашиваемого истицами земельного участка находится в пределах территории, ограниченной красными линиями. По мнению Департамента управления имуществом г.о. Самара, соответствующая часть земельного участка и является территорией общего пользования.

Между тем, данная позиция не основана на законе.

Согласно пп.11, 12 ст.1 ГрК РФ, красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Таким образом, не любая территория, ограниченная красными линиями, является территорией общего пользования. В пределах красных линий могут находиться также земельные участки, занимаемые линейными объектами, а также территории, в отношении которых планируется отнесение их в общее пользование.

В силу п.12 ст.85 ЗК РФ, к территориям общего пользования относятся земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, т.е. территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

Как с очевидностью следует из графических материалов, спорный земельный участок застроен находящимся в частной собственности индивидуальным жилым домом (который не является самовольной постройкой), и, следовательно, заведомо не может относиться к территории общего пользования.

Таким образом, обстоятельство, на основании которого Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истицам в предварительном согласовании приватизации земельного участка, заведомо не имеет места.

Проходящая через земельный участок красная линия (если только её положение не внесено в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара произвольным образом, помимо установленной законодателем процедуры), может, по смыслу ст.1 ГрК РФ, ограничивать территорию, планируемую к выделению в общее пользование. Однако запрета на приватизацию земельного участка, на котором находится принадлежащий лицу на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть планируемого отнесения его к земельным участкам общего пользования, законодатель не установил.

Земельным законодательством установлен институт резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В силу ст.70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст.49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем 7 лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Согласно пп.13 п.5 ст.27 ЗК РФ, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте. Таким образом, резервирование территории, входящей в состав земельного участка, для государственных или муниципальных нужд влечет ограничение оборотоспособности земельного участка и, как следствие, препятствует его предоставлению в частную собственность.

Однако решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд территории, входящей в состав испрашиваемого истицей земельного участка не принималось. Следовательно, ограничения оборотоспособности данного земельного участка не установлены.

Кроме того, в соответствии со ст.26, 41, 42, 45, 46 ГрК РФ, документами, устанавливающими прохождение красных линий, являются проекты планировки территории. Последние разрабатываются в целях реализации документов территориального планирования (применительно к городскому округу – генерального плана городского округа) в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. Органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории (в том числе, проектов планировки территории) и обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. По результатам проверки указанный орган принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Орган местного самоуправления городского округа направляет главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Сведений о том, что в отношении территории, входящей в испрашиваемый истицами земельный участок, разработаны и утверждены проекты планировки территории в соответствии с описанными выше правилами суду не представлено. Таким образом, положение красной линии, проходящей через испрашиваемый земельный участок, не имеет должного обоснования.

Что же касается информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самары, то она не является сводом нормативно-правовой документации. Она представляет собой электронный топографический материал, на который нанесены, в том числе, красные линии. Система позволяет рассчитать координаты любой нанесенной на электронную карту точки. Когда в систему вводятся координаты характерных точек границ интересующего объекта, этот объект наносится на электронную карту, и можно увидеть, проходят ли по нему красные линии. При создании указанной информационной системы было проведено сканирование бумажных планшетов. Все планшеты имеют четыре угловые точки, координаты которых определены, по этим точкам результаты сканирования были «посажены» на топографическую основу. Планшеты, на основе которых создавалась указанная информационная система, заводились в начале 1950-х гг.

Между тем, как усматривается из технического паспорта (л.д. 52-70), <адрес> возведен ранее 1900 г. (точно год постройки не указан), т.е. заведомо до создания информационной системы на базе планшетов, и тем более, до утверждения схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры генерального плана г.о. Самара. Следовательно, на момент определения прохождения красной линии через спорный земельный участок, кем бы и каким бы образом оно ни осуществлялось, соответствующая территория уже была занята частным жилым домом и не являлась территорией общего пользования.

Действующие градостроительные регламенты в <адрес> установлены Правилами застройки и землепользования от ДД.ММ.ГГГГ Согласно п.4 ст.85 ЗК РФ разрешается продолжать использование земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, не соответствующих установленному градостроительному регламенту, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. По смыслу данной правовой нормы в её связи с п.3 ст.85 ЗК РФ, речь идет об использовании, начавшемся до установления градостроительных регламентов. Поскольку принадлежащий истицам объекта недвижимости возведен ранее 1900 г., ограничения, вводимые действующими градостроительными регламентами, заведомо не являются препятствием для использования занимаемого этим объектом земельного участка. Следовательно, отнесение соответствующей территории к зоне многоэтажной жилой застройки (5-16 этажей) не препятствует осуществлению истицами исключительного права на приватизацию земельного участка.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

    

решил:

Исковые требования удовлетворить.

Признать за Латышевой О. В. и Тарахтиенко С. А. право общей долевой собственности с равными размерами долей на земельный участок из состава земель населенных пунктов площадью , по адресу: <адрес>, занимаемый жилым домом с прилегающей территорией, в границах, описанных в проекте схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала , изготовленном кадастровым инженером Араслановой И.А. ДД.ММ.ГГГГ, задаваемых характерными точками н1-.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2-4063/2016 ~ М-3871/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарахтиенко С.А.
Латышева О.В.
Ответчики
Администрация г.о.Самара
Другие
ДУИ г.о.САмара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
22.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2016Передача материалов судье
27.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2016Подготовка дела (собеседование)
08.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2016Судебное заседание
16.09.2016Судебное заседание
21.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее