судья Кочегарова Д.Ф.
дело № 7-1700/2018 (12-725/2018)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 19 сентября 2018 года
Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., при секретаре Нициевской Л.Н., с участием С., защитника Бачерикова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы С., защитника Бачерикова А.А. на постановление судьи Свердловского районного суда г.Перми 03.09.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении С.,
у с т а н о в и л а:
постановлением судьи Свердловского районного суда г.Перми от 03.09.2018 гражданин Республики Беларусь С. привлечён к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, С. просит указанное постановление изменить, исключив назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. Указав, что на территории Российской Федерации имеет устойчивые семейные связи, состоит в фактических брачных отношениях с гражданской Российской Федерации, они ведут совместное хозяйство и имеют несовершеннолетнего ребенка. В Республике Беларусь родственников нет, все родственники - братья, сестры, родители проживают на территории Российской Федерации.
Защитник Бачериков А.А. в жалобе, поданной в Пермский краевой суд просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. Указав, что С. не является субъектом административного правонарушения, поскольку родился в г. *** Пермской области, служил в рядах советской армии, имел паспорт гражданина СССР, данных об отказе им от российского гражданства не имеется.
В судебном заседании в краевом суде С., защитник Бачериков А.А. доводы жалоб поддержали.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, допросив свидетеля Н., исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Согласно статье 25.10 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В силу части 1 статьи 14 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" граждане государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства.
В силу части 5 статьи 14 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства", граждане Союзного государства пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории другого государства-участника, если иное не предусмотрено законодательными актами государств-участников, договорами между ними.
В силу статьи 1 Соглашения между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 24.01.2006), гражданам одной Стороны, пребывающим на законных основаниях на территории другой Стороны, гарантируются равные права с гражданами этой другой Стороны на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Соглашением.
В силу статьи 2 Соглашения между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны независимо от места пребывания (проживания) имеют право свободно въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом, передвигаться и выбирать место жительства на территории другой Стороны, за исключением мест, для посещения которых в соответствии с законодательством Сторон требуется специальное разрешение, по действительным документам, указанным в приложениях N 1 и 2 к настоящему Соглашению, без миграционной карты.
Документами граждан Республики Беларусь, необходимыми для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Российской Федерации, являются в частности - паспорт гражданина Республики Беларусь.
В силу статьи 3 Соглашения между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства", граждане одной Стороны, прибывшие на территорию другой Стороны, в течение 90 дней с даты въезда освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания.
Таким образом, в отношении граждан Белоруссии установлен особый правовой режим, предусматривающий исключения из общих правил.
Из материалов дела усматривается, что 01.09.2018 в 12:50 часов по адресу: г.Пермь, ул. Героев Хасана, 92, выявлен гражданин Республики Беларусь С. допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Установлено, что С. въехал в Российскую Федерацию при невыясненных обстоятельствах, на миграционном учете не состоял, патент, разрешение на работу, разрешение на временное проживание, вид на жительство не получал. С заявлением о приобретении гражданства не обращался. Уведомления от работодателей о заключении трудового (гражданско-правового) договора не поступало. Документы, подтверждающие право пребывания на территории Российской Федерации у С. отсутствуют (срок действия паспорта истек 16.08.2014).
Факт совершения С. указанного административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении 03.09.2018; письменными объяснениями С. от 03.09.2018; сведениями из ЦБДУИГ ГУ МВД России по Пермскому краю; сведениями из базы данных мигрант; паспортом С., срок действия которого истек 16.08.2014; протоколом об административном задержании от 01.09.2018, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, учитывая, что необходимым документом для пребывания на территории Российской Федерации, являются паспорт гражданина Республики Беларусь, который у С. отсутствует (срок действия истек 16.08.2014), С. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия С. по нарушению иностранным гражданином режима пребывания (проживания), выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1. статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности С. в совершении инкриминируемого ему деяния по делу не усматривается.
Ссылка в жалобе защитника о том, что С. не является субъектом административного правонарушения, поскольку родился в г. **** Пермской области, служил в рядах советской армии, имел паспорт гражданина СССР, не является основанием для отмены или изменения постановления судьи районного суда. Материалами дела достоверно установлено, что С. является гражданином Республики Беларусь.
Следует отметить, что в силу п. «г» ст.18 Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (действовавшего с 06.02.1992 по 01.07.2002) в порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 06.02.1992, если они до 31.12.2000 заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Вместе с тем, доказательств того, что С. изъявил желание приобрести гражданство Российской Федерации в дело не представлено, напротив, как следует из копии паспорта, на имя С. 15.03.2001 выдан паспорт гражданина Республики Беларусь.
Довод С. жалобы о наличии на территории Российской Федерации устойчивых родственных и семейных связей, не свидетельствует о невозможности назначения С. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное статьей 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Между тем относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно отмечал, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначая административное наказание С., судья районного суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учел конкретные обстоятельства дела, характер совершенного С. административного правонарушения, личность виновного, наличие смягчающих вину обстоятельств – раскаяние в содеянном. Назначенное С. административное наказание соответствует принципам справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, назначено в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств устойчивых семейных отношений С. с гражданкой Российской Федерации материалы дела не содержат, оснований утверждать, что выдворением С. будут затронуты интересы его семьи, не имеется.
При этом следует учесть, что проживание в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации не узаконивает пребывание иностранного гражданина на территории Российской Федерации, и не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Доказательств, подтверждающих наличие у С. несовершеннолетнего ребенка, участие его в воспитании и материальном несовершеннолетнего, материалы дела не содержат, с настоящей жалобой не представлены.
То обстоятельство, что родители С. проживают на территории Российской Федерации, не является основанием для изменения постановления судьи районного суда.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют о том, что С. длительное время, с 2003 года, пребывает на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет, в этот период, вплоть до задержания, никаких мер по легализации своего нахождения на территории Российской Федерации не предпринимал, законных источников дохода не имеет, официально не трудоустроен, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
В целом доводы жалобы С. не опровергают установленных судьей обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу актов.
Оснований, исключающих назначенное С. наказание в виде выдворения по делу не установлено.
Назначение судьей административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к С. такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении С. допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
постановление судьи Свердловского районного суда г.Перми 03.09.2018 оставить без изменения, жалобы Смирнова С.Г., защитника Бачерикова А.А. - без удовлетворения.
Судья – подпись-