Дело № 2-3292/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2014 года г.Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Долговой С.И.,
при секретаре Романовой Ю.А., с участием заявителя Дмитриева В.Н., представителя заинтересованных лиц Головченко Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дмитриева В.Н. об оспаривании решения должностного лица,
установил:
Дмитриев В.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица, в обосновании которого указал, что <дата> заявитель приобрел автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак №. <дата> ФИО1 и ФИО2. похитили принадлежащий заявителю автомобиль, и, скрывшись с места совершения преступления, изменили содержание идентификационной маркировки (номер VIN) с исходного «№ на № По данному делу было возбуждено уголовное дело, в ходе расследования которого автомобиль <данные изъяты> был обнаружен и возращен истцу. Вместе с тем, при изменении ФИО1 и ФИО2 идентификационной маркировки автомобиля, кузову автомобиля были причинены значительные технические повреждения, делающими с технической точки зрения его эксплуатацию невозможной. Более того, согласно действующему законодательству пользование и распоряжение автомобилем с измененной идентификационной маркировкой не допускается.
В ходе рассмотрения Октябрьским районный судом г. Саратова гражданского дела №2- 1203/2014 по иску Дмитриева В.Н. к ООО СК «Согласие» была проведена автотехническая экспертиза, согласно выводам которой для восстановления нарушенных прав требовалась замена поврежденного кузова автомобиля на новый. Так, после двух лет хранения в своем гараже поврежденного преступниками автомобиля заявитель произвел замену старого кузова на новый, и обратился в РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Саратову с заявлением о внесении соответствующих изменений в паспорт транспортного средства и регистрации произведенных изменений в МРЭО ГИБДД с целью эксплуатации принадлежащего автомобиля. Замена кузова производилась у официального дилера - <данные изъяты> (<адрес>). Новый кузов приобретался там же. Решением РЭО УМВД РФ по г. Саратову № № от <дата> г. заявителю было отказано в производстве регистрационных действий по изменению регистрационных данных транспортного средства. Отказ был мотивирован п.24 Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от <дата>. № № (далее - Административный регламент). Считает указанное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Так, по смыслу п. № вышеуказанного Административного регламента данное основание применимо лишь к случаям выявления скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, направленных на затруднение идентификации похищенных транспортных средств, и не может быть применено к случаю добросовестной замены кузова автомобиля.
В то время как на регистрацию заявителем был представлен абсолютно новый кузов, без каких-либо следов подделки, изменения либо уничтожения идентификационной маркировки, а так же все документы, согласно которым автомобиль был поврежден при совершении преступления, в связи с чем был вынужден произвести замену поврежденного кузова на новый.
С <дата> года и до настоящего времени заявитель не может ни пользоваться принадлежащим автомобилем, ни продать его. Оспариваемым решением фактически навсегда лишили права пользования и распоряжения принадлежащим автомобилем, что существенным образом нарушает и права и законоохраняемые интересы.
В связи с изложенным заявитель просит признать незаконным решение № № об отказе в совершении регистрационных действий транспортного средства <данные изъяты> <дата> г.в. регистрационный номер №, вынесенное <дата> г. должностным лицом - временно исполняющим обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову Финашиным А.А. Обязать Регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову произвести регистрационные действия, а именно: в связи с заменой кузова, внести изменения регистрационных данных транспортного средства <данные изъяты> <дата>.в. регистрационный номер № идентификационный номер (V1N) № и внести изменения в регистрационные документы транспортного средства, с правом дальнейшего распоряжения данным транспортным средством по своему усмотрению.
Заявитель в судебном заседании поддержал свое заявление по основаниям, изложенным в нем, пояснив, что он все изменения внес официально через дилера. Более того решением суда на него возложена обязанность по смене поврежденных агрегатов и возврате их страховой компании.
Представитель заинтересованных лиц в ходе судебного заседания возражала против заявленных требований, указав, что ответ дан в рамках действующего законодательства и приказов, действующих на момент рассмотрения обращения заявителя.
Заинтересованное лицо Финашин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Принимая во внимание мнение сторон и, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав заявителя, представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории РФ, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, является паспорт транспортного средства.
Приказом от 7 августа 2013 г. № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или для отказа в предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
неисполнение владельцами транспортных средств установленной законодательством Российской Федерации обязанности по страхованию гражданской ответственности;
наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отсутствие в паспорте транспортного средства отметки об уплате утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», или об основании неуплаты утилизационного сбора, или об обязательстве обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, взятом на себя организацией - изготовителем колесных транспортных средств, включенной на момент выдачи паспорта транспортного средства в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
наличие в паспорте транспортного средства соответствующего колесного транспортного средства отметки о принятии обязательства организацией - изготовителем колесных транспортных средств, не включенной на дату выдачи паспорта в реестр организаций - изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, предусмотренный Правилами принятия организациями - изготовителями колесных транспортных средств обязательства обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением колесных транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств выданы до 1 сентября 2012 года;
если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 года (пункт 24).
В наставлении по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 07.12.2000 г. № 1240 дается пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Тип транспортного средства - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
В ходе судебного заседания установлено и не опровергнуто сторонами и подтверждается письменными доказательствами, что <дата> Дмитриев В.Н. приобрел автомобиль <данные изъяты>, регистрационный знак № (лист дела 5).
Как следует из приговора Ленинского районного суда г.Саратова от 09.08.2013 годаФИО1 и ФИО2 в <дата> похитили принадлежащий Дмитриеву В.Н. автомобиль, и, скрывшись с места совершения преступления, изменили содержание идентификационной маркировки (номер VIN) с исходного №» на «№ Как следует из приговора суда при изменении ФИО1 и ФИО2 идентификационной маркировки автомобиля, кузову автомобиля были причинены значительные технические повреждения, делающими с технической точки зрения его эксплуатацию невозможной.
Решением Октябрьским районный судом г. Саратова гражданского дела №2- 1203/2014 по иску Дмитриева В.Н. к ООО СК «Согласие», установлено, что для восстановления нарушенных прав Дмитриева В.Н. требуется замена поврежденного кузова автомобиля на новый. Также данным решением на Дмитриева В.Н. возложена обязаность в течение месяца после окончания работ по замене кузова автомобиля передать замененные детали ( кузов) автомобиля <данные изъяты>, <дата> года выпуска, двигатель № №, н/з № Обществу с ограниченной ответственность «Страховая компания «Согласие».
В данном случае Дмитриевым В.Н. произведена замена кузова автомобиля марки <данные изъяты>, регистрационный номер № на кузов аналогичного типа. Тем самым изменения в конструкцию транспортного средства не были внесены.
Замена кузова произведена специалистами <данные изъяты>», что подтверждается договором № № от <дата> года, товарной накладной № от <дата> года и характеристикой транспортного средства после внесения изменений в его конструкции (листы дела 12-14).
Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД РФ № 1001 от 24.11.2008 г., содержат перечень оснований, препятствующих регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств.
Согласно п. 8 указанных Правил регистрации автомототранспортных средств, регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.
Из анализа действующего законодательства следует, что основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.
В соответствии с п. 1, пп. «з» п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 г. № 711, Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Основания, по которым с транспортными средствами не проводятся регистрационные действия, указаны в п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД Российской Федерации № 1001 от 24.11.2008 г., и в п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 г. №605. К числу таковых относится, в частности, случай, когда обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями.
На наличие вышеизложенных обстоятельств, являющихся основанием для отказа Дмитриеву В.Н. в проведении регистрационных действий, ссылается заинтересованное лицо.
Однако в силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из ч. 1 ст. 249 ГПК Российской Федерации обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган, принявший нормативно-правовой акт, органы или лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, достоверных и достаточных сведений о том, что на принадлежащем заявителю автомобиле обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организациями-изготовителями, а также что данный автомобиль может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан, в материалах дела не содержится и заинтересованным органом, чьи действия обжалуются, суду не представлено.
При таком положении дел суд приходит к выводу о том, что произведенная заявителем замена номерных агрегатов транспортного средства на аналогичные, того же модельного ряда, в целом сохраняет базовое транспортное средство и изменений в его конструкцию не вносит, что свидетельствует о наличии возможности идентификации автомобиля по представленным на него документам.
Более того, положения п. 4 вышеупомянутых Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России предусматривают прямую обязанность собственника транспортного средства после приобретения и замены номерных агрегатов в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение 10 суток.
Следовательно, отказ органа ГИБДД в предоставлении государственной услуги по основанию, изложенному в абз. 5 п. 3 Правил и абз. 4 п. 24 Административного регламента, является незаконным.
Суд считает необходимым отметить преждевременность заявленного способа восстановления прав в виде возложения на компетентный орган обязанности зарегистрировать транспортное средство с одновременной заменой номерного агрегата (кузова), ПТС и государственных регистрационных номеров, поскольку компетентным органом не проверены все обстоятельства, которые могут повлечь отказ в предоставлении государственной услуги по иным основаниям.
При названных обстоятельствах восстановлению прав будет способствовать возложение на заинтересованное лицо обязанности повторно рассмотреть заявление Дмитриева В.Н.
В остальной части отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным отказа в совершении регистрационных действий транспортного средства <данные изъяты> <дата>. регистрационный номер №, вынесенное должностным лицом - временно исполняющим обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Саратову Финашиным А.А.
Возложить на регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД Управления МВД России по г.Саратову рассмотреть заявление Дмитриева В.Н. о регистрационные действиях.
В остальной части отказать.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Октябрьский районный суд города Саратова.
Судья подпись С.И. Долгова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 03 октября 2014 года