Дело № 2-278/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года <адрес>
<адрес>
Партизанский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П.,
при секретаре Щербаковой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора <адрес> военной прокуратуры гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к производству капитального ремонта здания,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просил обязать последнего провести техническое обследование здания бани - прачечной (инв. №) войсковой части №, расположенного в военном городке № <адрес>, включить его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований законодательства, регламентирующего порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов казарменно – жилищного фонда военного городка №. Проверкой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии. Согласно актам общего осеннего и весеннего осмотров объектов имущественного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, указанному зданию необходим капитальный ремонт. Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Следовательно, обязанность по содержанию здания бани - прачечной войсковой части № (инв. №) связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии, перенесение собственником бремени содержания имущества на других лиц возможна в случаях, указанных в законе или договоре. Министерство обороны РФ несет бремя содержания спорного имущества и обязано производить капитальный ремонт. Доступ в здание бани – прачечной войсковой части № кроме военнослужащих и членов их семей, имеют обслуживающий здание гражданский персонал, сотрудники контролирующих ведомств МО РФ, прибывающие в здание бани - прачечной.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. Направил возражения на иск, в которых просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований, либо прекратить производство по делу.
Представитель третьего лица войсковой части № в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Жилищно – коммунальная служба <адрес> Минобороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, при этом направил отзыв на исковое заявление, в котором просил возложить обязанность по проведению капитального ремонта на Минобороны России в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Компетенция военного прокурора осуществлять надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления и должностными лицами воинских частей, учреждений и организаций Министерства обороны РФ закреплена пунктом 6 Приказа Генпрокуратуры России от 7 мая 2008г. №84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур".
В судебном заседании установлено, что <адрес> военной прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части № требований законодательства, регламентирующих порядок комплексного обслуживания, технической эксплуатации и проведения ремонтных работ объектов казарменно – жилищного фонда военного городка №, расположенного в <адрес>. В ходе проверки было установлено, что здание бани - прачечной (инв. №) войсковой части № находится в неудовлетворительном состоянии. Необходим ремонт фасада 230 кв. метра, покраска, 368 кв. метра; частичный ремонт кровли 30 кв. метров; замена конька 34 м.; обработка деревянных конструкций огнезащитным составом; восстановление отмостки 92 кв. метра; замена оконных блоков в количестве 10 штук; замена внутренней отопительной системы, радиаторов, лежака; замена входных дверей в количестве 3 штук; ремонт вентиляционных вытяжек; ремонт крыльца 6 кв. метра; установка козырька 2 шт.; замена внутренней системы водопровода в моечной 56 метров; установка системы автоматической пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения; установка системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре, и другие виды работ.
Таким образом, требуется проведение капитального ремонта.
Данный вывод подтверждается актами осеннего, весеннего осмотров объекта бани - прачечной инв. № от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг., утвержденных командиром войсковой части № и подписанных председателем и членами комиссии ЖКС № <адрес>.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента РФ от 16 августа 2004г. №1082 утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.
Минобороны России является уполномоченным федеральным органом. В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Министерство обороны РФ осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (подпункт 68 пункта 7 Положения).
Подпунктом 33 пункта 10 Положения на Министерство обороны РФ возложена обязанность по утверждению планов и программ по видам обеспечения Вооруженных Сил, планов капитального строительства в Вооруженных Силах.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер (ст. 216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 02 марта 2017г. №155 «О создании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны РФ путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения «Жилищно - эксплуатационная контора № Жилищно – коммунального отдела Квартирно – эксплуатационного управления <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГг. создана указанная организация.
Пунктом 2 данного Приказа определено, что функции и полномочия учредителя ФКБУ «Центральное жилищно – коммунальное управление» Минобороны России (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) осуществляет Министерство обороны РФ.
В соответствии с п. 3 данного Приказа и пп. 12. и 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для обслуживания объектов Министерства обороны РФ Восточного военного округа определен филиал ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, подразделением которого является жилищно – эксплуатационный (коммунальный) отдел № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу, обслуживающий, в том числе казарменно – жилищный фонд войсковой части №.
Неудовлетворительное техническое состояние и нуждаемость указанного объекта в капитальном ремонте подтверждены в ходе проведения проверки, о чем представлены акты осенних, весенних осмотров в период ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что здание бани – прачечной (инв. №), расположенное на территории войсковой части №, находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечает установленным требованиям, представленными актами подтверждается необходимость проведения капитального ремонта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.
Суд считает обоснованными исковые требования о возложении на Министерство обороны РФ обязанности по проведению технического обследования указанного здания и включению его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
В соответствии с частью 3 статьи 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее заявление подано прокурором в суд в интересах неопределенного круга лиц - военнослужащих, гражданского персонала обслуживающего данное здание, сотрудников контролирующих ведомств Минобороны РФ, прибывающих в данное здание, поэтому прокурор действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Ненадлежащее исполнение Министерством обороны Российской Федерации обязанностей собственника, вытекающих из бремени содержания принадлежащего ему здания бани - прачечной, влечет существенное нарушение условий хранения федеральной собственности, создает реальную угрозу жизни и здоровью военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и гражданских лиц, осуществляющих свою деятельность в указанном здании, а также предпосылки к наступлению тяжких последствий. Таким образом, в настоящее время, в целях обеспечения сохранности федеральной собственности, безопасности военной службы, имеется необходимость проведения технического обследования бани - прачечной и включении ее в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования военного прокурора <адрес> военной прокуратуры гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к производству капитального ремонта здания – удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации провести техническое обследование здания бани - прачечной (инв. №) войсковой части №, расположенной в военном городке № <адрес>, включить его в титул капитального ремонта, с последующим его проведением.
Решение в течение месяца с момента изготовления его в окончательном виде может быть обжаловано в <адрес> суд путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд <адрес>.
Судья Н. П. Савельева