№ 2-8738/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 октября 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Шириновой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихонович Э. Э. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал,
у с т а н о в и л:
Иск мотивирован тем, что истец имеет дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ Тихонович Э.Э. родила мёртвого ребёнка, о чём ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС г.Петрозаводска произведена соответствующая запись № и выдана справка о рождении. В связи с рождением второго ребёнка истец обратилась в ГУ- Управление пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске Республики Карелия с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в чём ей было отказано решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что вместо свидетельства о рождении была представлена справка о рождении ребёнка мёртвым. С данным решением истец не согласна, считает, что отсутствие свидетельства о рождении ребёнка и факт его смерти, не являются основаниями для отказа в выдаче сертификата. Считая данный отказ незаконным, истец просит обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Истец Тихонович Э.Э. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Ильина О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Новожилова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, считает необходимым в удовлетворении иска отказать.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее Закон) установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии с пунктом 1 сатьи 2 указанного Закона дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учётом особенностей, установленных вышеназванным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребёнка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребёнка начиная с 1 января 2007 года.
В силу части 7 статьи 3 Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребёнка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребёнка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трёх лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребёнка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
На основании части 1, пункта 8 части 2 статьи 4 Закона в целях обеспечения учёта лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
Регистр содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе, сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очерёдность рождения (усыновления), гражданство).
Согласно части 2 статьи 5 Закона правила подачи заявления о выдаче сертификата устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждёнными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18.10.2011 года №1180н (далее - Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата), лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата с обязательным предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей (п.п.4,5).
В заявлении, среди прочих данных, указываются сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, реквизиты свидетельства о рождении, дата и место рождения, гражданство); сведения о ребёнке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, очерёдность рождения (усыновления), в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (п.6 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата).
В силу пункта 1 части 6 статьи 5 Закона, подпункта «а» пункта 9 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» является основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата.
В судебном заседании установлено, что Тихонович Э.Э. имеет ребёнка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ Тихонович Э.Э. родила мёртвого ребёнка, о чём ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС г.Петрозаводска Управления ЗАГС Республики Карелия РФ ей была выдана справка о рождении № (по форме №26), составлена запись акта о рождении ребёнка, родившегося мёртвым, № от ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении Тихонович Э.Э. в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал было отказано в связи с отсутствием у истца права на дополнительные меры государственной поддержки. Отказ мотивирован тем, что в качестве документа, подтверждающего рождение второго ребёнка, заявителем была предоставлена справка о рождении ребёнка, родившегося мёртвым, от ДД.ММ.ГГГГ №, в то время как в качестве документа, подтверждающего рождение ребёнка для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки, является свидетельство о рождении.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, материалами дела.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 09 ноября 2010 года №1441-О-О, анализ положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребёнка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка)
Отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства, осуществление которой является конституционной обязанностью органов публичной власти, - применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей - возникают только тогда, когда существует (появляется) ребёнок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства.
Признание факта рождения ребёнка живым в качестве необходимого условия возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки согласуется с установленными законодателем условиями предоставления основных мер социальной защиты гражданам, имеющим детей. Право на получение соответствующих денежных выплат (государственных пособий), предоставляемых в связи с рождением детей и обеспечивающих гарантируемую государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, граждане приобретают лишь при рождении ребёнка живым.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» свидетельство о рождении ребёнка, родившегося мёртвым, не выдаётся; по просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мёртвого ребенка.
Проанализировав положения действующего законодательства, принимая во внимание правовую позицию суда высшей инстанции, суд считает, что юридически значимым обстоятельством для рассмотрения данного спора по существу является факт рождения ребёнка живым.
С учётом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что у Тихонович Э.Э. отсутствует право на получение дополнительной государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда не имеется, в удовлетворении иска Тихонович Э.Э. о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал суд считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Тихонович Э. Э. отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко