Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4734/2022 (2-14992/2021;) ~ М-12045/2021 от 13.12.2021

Копия                          дело № 2-4734/2022

24RS0048-01-2021-019315-06

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 апреля 2022 года                         г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего – судьи Заверуха О.С.,

при секретаре – Каледа Д.О.,

истца – Барабанцевой Н.А., ее представителя – Бауэр В.В., доверенность от 09.01.2022г.,

представителей ответчика – Будриной Е.В., доверенность от 18.01.2022г., Давыдовой Д.А., доверенность от 10.01.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барабанцевой Натальи Анатольевне к УФНС России по Красноярскому краю о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Барабанцева Н.А. обратилась в суд с иском к УФНС России по Красноярскому краю о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что истец работает в должности старшего государственного налогового инспектора отдела камерального контроля № 2 в УФНС России по Красноярскому краю. 30.07.2021г. ответчиком издан приказ «Об организации проведения в УФНС России по Красноярскому краю профилактических прививок по эпидемическим показаниям», в котором указан период прохождения вакцинации не позднее 15.09.2021г. С указанным приказом истец не была ознакомлена. 14.09.2021г. Барабанцевой Н.А. предъявлено уведомление об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в котором содержалось требование по предоставлению в срок до 15.09.2021г. документального подтверждения прохождения вакцинации либо медицинского заключения о наличии противопоказаний к вакцинации. В случае не предоставления данных документов указано на отстранение от работы без сохранения денежного содержания с 16.09.2021г. до окончания периода эпиднеблагополучия. Считает указанный приказ незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством, перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Так, указанный перечень работ утвержден Постановлением Правительства РФ № 825 от 15.07.1999г., исходя из должностных обязанностей истца, работы, которые входят в названный перечень Барабанцева Н.А. не выполняет. Кроме того, в приказе об отстранении истца от работы ответчик ссылается на постановление главного санитарного врача по Красноярскому краю, однако главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников. У ответчика отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие то, что истец является носителем возбудителей инфекционных заболеваний и может являться источником распространения инфекционных заболеваний. Также указывает на то, что в настоящее время вакцина от новой коронавирусной инфекции, прошедшая все этапы клинических испытаний, отсутствует, участие в прививочной кампании является медицинским экспериментом, служебным контрактом истца не предусмотрена ее обязанность участвовать в медицинских исследованиях. Незаконным отстранением от работы нарушены трудовые права истца, в связи с чем, просит признать приказ № от 15.09.2021г. об отстранении Барабанцевой Н.А. от работы незаконным, начислить и выплатить истцу заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 16.09.2021г. до дня отмены приказа от 15.09.2021г., выплатить компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Истец Барабанцева Н.А., ее представитель Бауэр В.В., действующий на основании доверенности от 09.01.2022г., в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивали на их удовлетворении. Истец Барабанцева Н.А. суду пояснила, что после издания работодателем приказа от 30.07.2021г. она не была отстранена от работы, продолжала выполнять должностные обязанности до 16.09.2021г., в указанное время ей выплачивалась заработная плата. До настоящего времени у нее отсутствует сертификат о вакцинации и медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации, также она не проходила лабораторные исследования для определения наличия/отсутствия антител к новой коронавирусной инфекции.

Представители ответчика – Будрина Е.В., действующая на основании доверенности от 18.01.2022г., Давыдова Д.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022г., в судебном заседании возражали против удовлетворения требований. Суду пояснили, что отстранение от работы Барабанцевой Н.А. при отказе от прохождения вакцинации от новой коронавирусной инфекции не нарушает действующего законодательства. Поскольку постановление санитарного врача по субъекту является обязательным и подлежит исполнению гражданами, подлежащими иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции, при этом установленный процент количества вакцинированных в размере 60% и 80% является рекомендательным. Учитывая то, что до настоящего времени истцом не представлены документы, подтверждающие ее вакцинацию против новой коронавирусной инфекции либо медицинское заключение о противопоказаниях к вакцинации, просят отказать в удовлетворении требований.

Выслушав истца, ее представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (пункты 1, 2, 5, 6, 8 статьи 4 названного закона).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).

В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В силу ст. 73 Федерального закона от 27.07. 2004г. №79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

Из указанных положений закона следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

В соответствии со ст.76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В силу ст. 32 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего, в том числе, по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 32 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей).

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет, в частности, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1867-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гунтаишвили Валентины Захаровны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" установление указанного правила обусловлено необходимостью сохранения здоровья работников, трудовая деятельность которых связанна с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ) и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (аз. 2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»).

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825.

Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCo V).

Правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения закреплены в Федеральном законе от 03.08.2018 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В силу ст. 11 данного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Статьей 35 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с требованиями ст. 10 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Из приведенных законоположений следует, что обязательной вакцинации подлежат не только граждане, выполняющие работы, предусмотренные перечнем работ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 №825, но и категории граждан, включенные в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №608 Министерство здравоохранения РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа.

На основании п.п. 5.2, 5.2.90, 5.2.93 Минздрав России наделен полномочиями самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок; календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок, категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, перечень инфекционных болезней, при угрозе возникновения которых гражданам проводятся профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Соответственно, определение перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, относится к компетенции Минздрава России.

Во исполнение данных полномочий, Минздравом России вынесен приказ от 09.12.2020 №1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н» и приказ от 03.02.2021 №47Н «О внесении изменения в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 №125н».

Перечисленными приказами Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н (далее - Календарь профилактических прививок), дополнен позицией, касающейся вакцинации против новой коронавирусной инфекции, к лицам, подлежащим обязательной вакцинации отнесен ряд категорий граждан, в том числе по принципу выполнения работ в определенной сфере деятельности.

Согласно действующей редакции Календаря профилактических прививок в указанной части к приоритету 3-го уровня относятся государственные гражданские и муниципальные служащие.

Соответственно, для государственных гражданских и муниципальных служащих, вакцинация против новой коронавирусной инфекции является обязательной при наличии эпидемических показаний.

Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 № 152-п с 16.03.2020 г. введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Красноярского края.

В соответствии с п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 г. № 696, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения).

Руководитель Управления является главным государственным санитарным врачом по Красноярскому краю (пункт 11 Положения).

Пунктом 8.34.3 Положения предусмотрено, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю № 43 от 23.07.2021 года «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60 % от общей численности к 15.09.2021 года, в том числе государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы Красноярского края, работникам органов государственной власти Красноярского края и подведомственных им организаций. Для государственных гражданских служащих вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной.

Согласно п. 6 письма по разъяснению организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных Минтруда России и Роспотребнадзора России от 23.07.2021 №14-4/10/П-5532 в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения сотрудником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).

В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Как установлено ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В соответствии со ст.234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Данное правило введено ст.237 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, с 24.05.2007г. Барабанцева (Лихарева) Н.А. проходила государственную гражданскую службу РФ в УФНС России по Красноярскому краю в различных должностях, с 09.02.2021г. переведена на должность старшего государственного налогового инспектора отдела камерального контроля № 2, что подтверждается служебными контрактами, дополнительными соглашениями к ним, приказами о назначении и переводе (л.д. 61-98).

30.07.2021г. руководителем УФНС по Красноярскому краю издан приказ № ДБ-2.1-02/140 «Об организации проведения в УФНС по Красноярскому краю профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (л.д. 99-101).

В соответствии с п. 1 данного приказа, сотрудникам Управления в целях исполнения требований санитарного законодательства обеспечить прохождение вакцинации против коронавирусной инфекции, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания и перечисленных в п. 2 разъяснений по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах и порядку учета процента вакцинированных, направленных письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.07.2021г. № 14-4/10/П-5532 « О направлении Разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах».

Установить сроки для прохождения вакцинации сотрудниками Управления не позднее 15.09.2021г., в том числе 1 этапа вакцинации – не позднее 25.08.2021г. (п. 2).

Начальникам структурных подразделений Управления организовать разъяснительную работу среди сотрудников отдела о необходимости вакцинации, обеспечить уровень вакцинации не менее 80 % от списочного состава сотрудников структурного подразделения, с учетом лиц, переболевших COVID-19 (не более 6 месяцев назад) и вакцинированных.

14.09.2021г. истцу вручено уведомление об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, согласно которому, Барабанцева Н.А. уведомлена о том, что в случае непредставления ею документального подтверждения прохождения вакцинации, либо наличия у нее медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к вакцинации в срок до 15.09.2021г., она будет отстранена от работы без сохранения денежного содержания с 16.09.2021г. до окончания эпиднеблагополучия, либо документального подтверждения прохождения вакцинации, или наличия медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к вакцинации.

Данное уведомление вручено истцу, кроме того, Барабанцева Н.А. в нем указала о том, что отказывается от прохождения вакцинации (л.д. 103).

15.09.2021г. УФНС России по Красноярскому краю издан приказ № об отстранении от работы Барабанцевой Н.А., в связи с непрохождением вакцинации против новой коронавирусной инфекции и непредоставлением документального подтверждения прохождения вакцинации, либо медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к вакцинации, с 16.09.2021г. до окончания периода эпиднеблагополучия или прохождения вакцинации, либо предоставления сведений об имеющихся противопоказаниях к вакцинации.

В соответствии с приказом, Барабанцева Н.А. отстранена от работы без сохранения денежного содержания. С указанным приказом истец ознакомлена 15.09.2021г.

Согласно сведениям, предоставленным ответчиком, по состоянию на 15.09.2021г. фактическая численность Управления составляла 361 человек, в том числе: вакцинированные – 322 чел.; иные (переболевшие менее 6 месяцев назад, имеющие медицинский отвод) – 38 чел.; непривитые без уважительной причины – 1 чел.

Принимая во внимание указанные нормы права, суд исходит из того, что в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса, в связи с чем, она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной. Отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы.

Оценив представленных доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021г., учитывая то, что Управление ФНС России по Красноярскому краю отнесено к организациям, к которым законодательством установлены повышенные требования в части обеспечения охраны здоровья и труда работников, являющихся государственными гражданскими служащими, приходит к выводу о правомерности отстранения Барабанцевой Н.А. от работы с 16.09.2021г., как государственного гражданского служащего, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции и не предоставившего документ, подтверждающий медицинские противопоказания к вакцинации, исходя из требований статьи 76 Трудового кодекса РФ, в связи с чем, данные обстоятельства не свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца.

Каких-либо нарушений при издании оспариваемого приказа от 15.09.2021г. об отстранении истца работы ответчиком не допущено и судом не установлено, следовательно, оснований для удовлетворения иска о взыскании невыплаченной заработной платы за период отстранения от работы, а также взыскании компенсации морального вреда, принимая во внимание то, что данные требования являются производными от основного требования о признании приказа от отстранении от работы незаконным, в удовлетворении которого отказано, у суда не имеется.

При этом, судом учитывается то, что вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан. Как указано в Разъяснениях Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных для стабилизации эпидситуации нужно обеспечить достижение следующих показателей: Должны быть устойчивы к новой инфекции не менее 80% списочного состава персонала. К ним относятся сотрудники, переболевшие и вакцинированные не более 6 мес. назад. Оставшийся 20 % сотрудников могут составлять те, у кого есть медицинские противопоказания к прививке и длительно отсутствующие работники. Таким образом, вакцинация сотрудников Управления не освобождает истца Барабанцеву Н.А., которая не относится к числу лиц, переболевших и вакцинированных не более 6 месяцев назад, при отсутствии медицинского заключения о противопоказаниях к вакцинации, от необходимости проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, что согласуется с изложенными нормативными актами в их единстве и взаимосвязи между собой, так как Барабанцева Н.А., являющаяся государственным гражданским служащим, была обязана сделать прививку против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поэтому издание оспариваемого приказа и действия работодателя по отстранению ее от работы, как лица, не выполнившего возложенную на нее специальным Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» обязанность, в полной мере соответствуют требованиям действующего законодательства, являются законными и обоснованными. Также суд отмечает, что УФНС России по Красноярскому краю не имело полномочий исключать кого-либо из работников из состава лиц, участвующих в вакцинации, поскольку постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23.07.2021г. № 43 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» устанавливалась ее обязательность для всех государственных гражданских служащих. При этом действий по принудительной вакцинации ни главным санитарным врачом, ни ответчиком допущено не было.

Доводы истца и ее представителя о том, что оспариваемый приказ от 15.09.2021г. является незаконным ввиду того, что Барабанцева Н.А. не была ознакомлена с приказом от 30.07.2021г. об организации в Управлении вакцинации, судом отклоняется, поскольку в силу ст. 76 ТК РФ на работодателя не возложена обязанность по предупреждению работников о необходимости прохождения обязательной вакцинации, кроме того, из пояснений истца следует, что Барабанцева Н.А. отказалась от прохождения вакцинации в связи с тем, что имеющиеся вакцины против новой коронавирусной инфекции до конца не прошли клинические испытания, в связи с чем, отсутствует информация об их эффективности. При этом, судом учитывается то, что на дату судебного разбирательства истцом не представлен сертификат о вакцинации либо медицинское заключение о противопоказаниях к вакцинации. Более того, в случае не ознакомления Барабанцевой Н.А. с приказом от 30.07.2021г., данный приказ не повлек для истца каких-либо негативных последствий, поскольку до сентября 2021г. Барабанцева Н.А. осуществляла трудовую деятельность, ей в полном объеме выплачивалась заработная плата, при этом ей было известно об обязательной вакцинации для государственных гражданских служащих, в том числе из открытых источников – информации, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора, что подтверждается пояснениями истца, данными в ходе судебного разбирательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Барабанцевой Натальи Анатольевне к УФНС России по Красноярскому краю о признании приказа об отстранении от работы незаконным, возложении обязанности по начислению и выплате заработной платы за время незаконного отстранения от работы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий      О.С. Заверуха

Решение изготовлено в окончательной форме 11.05.2022г.

Копия верна.

Судья         О.С. Заверуха

2-4734/2022 (2-14992/2021;) ~ М-12045/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Барабанцева Наталья Анатольевна
Ответчики
УФНС России Красноярского края
Другие
Бауэр Виктор Владимирович
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
sovet--krk.sudrf.ru
13.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.12.2021Передача материалов судье
16.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2022Предварительное судебное заседание
20.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Судебное заседание
11.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее