Дело №12-353/2017
РЕШЕНИЕ
12 декабря 2017 годаг. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Парамонов С. П.,
при секретаре судебного заседания Крутских В. В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, директора Общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Жилкоммунстрой» Ермакова В. В., его представителей Голубевой О. Н., действующей на основании доверенности № 55 от 23 ноября 2017 года, Ермакова А. В. действующего на основании доверенности № 56 от 23 ноября 2017 года
потерпевшей ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Жилкоммунстрой» Ермакова В. В. на постановление № 84 от 10 октября 2017 года и.о. начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО5 о привлечении Ермакова В. В. к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП Российской Федерации и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
директор Общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Жилкоммунстрой» Ермаков В. В. постановлением исполняющего обязанности начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО5 № 84 от 10 октября 2017 года признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, директор ООО ПФ «Жилкоммунстрой» обжаловал данное постановление в суд, считая его незаконным, просил отменить постановление №84 от 10 октября 2017 года о назначении административного наказания виде административного штрафа.
В судебное заседание Ермаков В.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще и своевременно, о причинах неявки суд не известил.
В судебном заседании представители директора ООО ПФ «Жилкоммунстрой» Ермакова В.В. - Голубева О.Н., Ермаков А.В. просили обжалуемое постановление признать незаконным и отменить полностью по основаниям, изложенным в заявлении.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4- лицо, составившее протокол об административном правонарушении и акт проверки, которыми установлено, что директор ООО ПФ «Жилкоммунстрой» Ермаков В.В. не надлежаще осуществлял строительный контроль при производстве работ на объекте капитального строительства, где нарушены требования проектной документации и нормативных документов в области строительства, пояснила, что по результатам проверки фактически было установлено соответствие размещения строящегося дома параметрам, указанным в разрешениях на строительство и градостроительному плану. Вместе с тем, расстояния между строящимся домом и строением, расположенным на земельном участке по адресу <адрес>, с учетом степеней огнестойкости, не соответствуют требованиям, предъявляемым к противопожарным разрывам.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3, ФИО1, показали, что на земельном участке по адресу: <адрес>, находятся фрагменты дома, оставшиеся после пожара. Для проживания, в таком виде, они не пригодны. Коммуникации в данном доме отсутствуют. Замеры расстояний проводились по фрагментам, оставшимся после пожара под завалами. В частности, показал свидетель ФИО3, он за точку отсчета взял остов крыльца сгоревшего дома, который был захламлен после пожара. Не смотря на то, что в его распоряжении была техническая документация на данный дом, и в данной документации отсутствовало то крыльцо, от которого он производил отсчет расстояния, он считает, что это правильно.
Потерпевшая ФИО6 показала, что её дом действительно был уничтожен в результате пожара, но считает, что от строящегося дома, для её дома исходит пожарная опасность, поскольку она намерена восстановить дом.
Заслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность обжалуемого постановления, судья приходит к нижеследующему.
Согласно положениям статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Как установлено статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из совокупности приведенных норм следует, что административное наказание может быть назначено лицу за конкретные виновные действия (бездействие), ответственность за которые предусмотрена статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии доказательств совершения правонарушения.
Судья проверяет дело в полном объеме и, принимая решение по делу об административном правонарушении, должен выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются отношения, связанные с обеспечением безопасности зданий, сооружений или их составных частей, соблюдение требований нормативных документов в области строительства.
Объективной стороной правонарушения является несоблюдение обязательных требований государственных стандартов и других нормативных документов в области строительства при выполнении инженерных изысканий, проектных, строительно-монтажных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций, изделий.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 15 августа 2017 года № 555-ОД в период с 17 августа 2017 года по 18 августа 2017 была проведена проверка соответствия выполнения работ в процессе строительства объекта капитального строительства: «Многоэтажный жилой дом № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Заказчиком строительства вышеуказанного объекта капитального строительства является ООО ПФ «Жилкоммунстрой», которому выдано разрешение на строительство от 07 декабря 2016 года.
Исходя из протокола осмотра № 1 Инспекции Государственного строительного надзора Республики Мордовия от 18 августа 2017 года и протокола об административном правонарушении от 12 сентября 2017 года № 87, составленными консультантом (инспектором) Госстройнадзора Республики Мордовия ФИО4, установлено, что ООО ПФ «Жилкоммунстрой» осуществляет строительство объекта капитального строительства «многоэтажный жилой дом № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>», расположенного по адресу: <адрес> без надлежащего осуществления строительного контроля. В результате ненадлежащего осуществления ООО ПФ «Жилкоммунстрой» строительного контроля, при производстве работ на указанном объекте капитального строительства нарушены требования проектной документации и нормативных документов в области строительства, а именно:
- ближайшим строением относительно строений, по адресу: <адрес>, является жилой дом <адрес>. Анализ конструктивного исполнения строений, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес>, показал, что данные строения имеют деревянные конструкции, что позволяет их отнести к зданиям V степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности С3. Конструктивное исполнение жилого <адрес> позволяет его отнести к зданиям –I-II степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности С0. Таким образом расстояния, от строения жилого дома (от сохранившейся стены дома после пожара) и ближайшей хозяйственной постройки, расположенной на исследуемом земельном участке по адресу: <адрес>, до жилого <адрес> составляют 6,77 м и 1,38 м соответственно, что не соответствуют требованиям пожарной безопасности. Тем самым, нарушены требования пунктов 4.3, 4.13 и табл. 1 СП 4.13130.2013, согласно которым, минимальное расстояние между строениям, расположенными на исследуемом земельном участке, и жилым домом № должно составлять 10 метров.
Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства; а объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 3, 6 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 названной статьи.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без
разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно- технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального
ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно- технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 8 статьи 53 порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями устанавливаются с целью обеспечения требований пожарной безопасности.
Пунктом 4.5 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния между стенами зданий, сооружений без оконных проемов допускается уменьшать на 20% при условии устройства кровли из негорючих материалов, за исключением зданий IV и V степеней огнестойкости и зданий классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.
В пункте 4.6 СП 4.13130.2013 указано, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 допускается уменьшать на 50% при оборудовании каждого из зданий и сооружений автоматическими установками пожаротушения.
В соответствии с пунктом 4.1 вышеуказанных требований, противопожарные расстояния между жилыми и общественными зданиями, а также между жилыми, общественными зданиями и вспомогательными зданиями и сооружениями производственного, складского и технического назначения (за исключением отдельно оговоренных в разделе 6 названного свода правил объектов нефтегазовой индустрии, автостоянок грузовых автомобилей, специализированных складов, расходных складов горючего для энергообъектов и т.п.) в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности принимаются в соответствии с таблицей 1.
Согласно требованиям, указанным в таблице 1 минимальное расстояние между зданиями должно составлять 10 метров.
В соответствии с пунктом 9.4. Устава ООО ПФ «Жилкоммунстрой» руководство текущей деятельностью ООО ПФ «Жилкоммунстрой» осуществляется директором (единоличным исполнительным органом).
Директору ООО ПФ «Жилкоммунстрой» Ермакову В.В. вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением исполняющего обязанности начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО5 от 10 октября 2017 года № 84 о назначении административного наказания директор ООО ПФ «Жилкоммунстрой» Ермаков В.В. признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Судом установлено, что распоряжением Заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 07 февраля 2013 года № 146-рз утвержден градостроительный план земельных участков с кадастровыми номерами 13:23:09100240:18 по <адрес> и 13:23:0910240:19 <адрес>, где в пункте 5 указано, что объектом капитального строительства является «Многоэтажный жилой дом № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>»
После чего Администрацией городского округа Саранск выданы разрешения №ru 13301000-117 от 29 апреля 2014 года, №13-ru13301000-180-2016 от 11 мая 2016 года, №13-ru13301000-511-2016 от 24 ноября 2016 года, №13-ru13301000-534-2016 от 07 декабря 2016 года на строительство многоэтажного жилого дома № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>.
Согласно Положительному заключению государственной экспертизы № 13-1-5-0379-15 от 17 августа 2015 года, проектная документация «Многоэтажный жилой дом № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>», соответствует требованиям технических регламентов. Данное заключение является результатом повторной государственной экспертизы проектной документации «Многоэтажный жилой дом № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>», ранее получившей положительное заключение от 08 мая 2013 года № 13-1-5-0197-14.
Рабочей документацией также подтверждается возведение объекта многоэтажного дома № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>.
Из изложенного следует, что вся разрешительная документация на объект капитального строительства свидетельствует о размещении объекта по <адрес> в строгом соответствии с разрешительной документацией.
Объект размещен на строительной площадке в соответствии с требованиями проектной документации. Правильность размещения объекта на строительной площадке подтверждают освидетельствованные в установленном порядке работы по разбивке осей объекта капитального строительства (акт разбивки осей № 11 от 27 мая 2014 года), выполненные ОАО «Мордовский институт инженерных изысканий проектирования».
Согласно программе проведения проверок объект капитального строительства «Многоэтажный жилой дом № со встроенным блоком обслуживания по <адрес>» ООО ПФ «Жилкоммунстрой» ежемесячно должен проверяться Инспекцией государственного строительного надзора Республики Мордовия на соответствие выполнения строительно-монтажных работ и применяемых материалов, а также результатов этих работ требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов, проектной документации.
Представленная к материалам дела документация свидетельствует о производстве ООО ПФ «Жилкоммунстрой» строительных работ с соблюдением строительных норм и правил, а именно: свидетельство С-092-13-0007-0053 о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства от 11 июня 2015 г., выданное Саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство Межрегиональный союз строителей»; актом проверки 9 при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 04 сентября 2015 г., проведенной по жалобе ФИО6 и ФИО2, которым установлено, что строительство объекта осуществляется в правильных границах, ограждение строительной площадки выполнено в соответствии с требованиями проектной документации, земельный участок домовладения <адрес> находится за пределами строительной площадки и не попадает в зону застройки.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются представленными суду доказательствами, которым дана оценка в совокупности с иными материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, как следует из мотивировочной части обжалуемого постановления (страница 2, абзац 8), расчет пожарного риска для указанных объектов отсутствует, а состояние жилого дома по <адрес>, не позволяет произвести расчет пожарного риска.
Данный вывод позволяет суду утверждать, что обжалуемое постановление основано не на конкретных данных, а на основе общепринятых норм.
Данное обстоятельство лишает суд возможности проверить достоверность таких данных и правильность сделанных на этом основании выводов.
При рассмотрении настоящей жалобы не установлено в действиях Ермакова В.В. бездействия, которое привело к ненадлежащему осуществлению строительства объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, обязательными требованиями технических регламентов, которые, в свою очередь, привели к нарушениям прав третьих лиц.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы выносится одно из решений, в том числе, об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Учитывая изложенное, судья, при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО ПФ «Жилкоммунстрой» Ермакова В.В. усматривает основания для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6–30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности начальника Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия ФИО5 от 10 октября 2017 года № 84 о привлечении к административной ответственности директора Общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Жилкоммунстрой» Ермакова В. В. по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 20000 руб. отменить, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Жилкоммунстрой» Ермакова В. В. – удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью Производственной фирмы «Жилкоммунстрой» Ермакова В. В. о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить по основаниям пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
На решение судьи может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья С.П. Парамонов