РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень «26» августа 2015 года
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Халаевой
при секретаре Т.А. Паршиной,
с участием прокурора А.А. Мкртчян, представителя ответчика Д.П. Ярунова, представителя третьего лица С.С. Сомовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1899/15 по иску прокурора Тюменского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки размещения отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тюменского района Тюменской области действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления.
Свои требования Прокурор Тюменского района мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Тюменского района, в ходе которой выявлены нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории Борковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области: три несанкционированных свалки
отходов производства и потребления, расположенные в 250 метрах на северо-восток от села Борки; в 1900 метрах на северо-восток от села Борки; в 800 метрах на север от села Щербак. Данные свалки сформированы из бытовых отходов, пищевых отходов, иного мусора, более того, к ним имеется доступ бродящих животных, птиц, не исключена возможность присутствия грызунов, имеется опасность самовозгорания, а также загрязнение грунтовых вод.
На основании ст. 42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благополучную окружающую среду.
Статьей 3 ФЗ «об охране окружающей среды» и Основами государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года, утвержденной Президентом РФ 30.04.2012, определены основные принципы охраны окружающей среды. Одним из таких принципов является ответственность органом местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии со ст.ст. 14,15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района. В силу ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Таким образом, в результате проведенной проверки администрацией Борковского МО не принимаются меры по ликвидации свалок, чем допустила бездействие и нарушила конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для не принятия мер по устранению несанкционированной свалки, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органом местного самоуправления наличием финансовой возможности.
Помощник прокурора Мкртчян А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Ярунов Д.П., глава Борковского МО (л.д.92), в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что свалки в указанных местах действительно не санкционированные, но ими предпринимаются все действия по устранению данных нарушений, так администрацией заключен договор на вывоз с территории Борковского МО жидких и твердых бытовых отходов с ООО «Техмонтаж», организация по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органом местного самоуправления муниципальных районов в области обращения отходами и не входит в ведение сельского поселения. Своих средств для ликвидации свалок у администрации нет, возможно в 2016 году им будет предоставлена субсидия на ликвидацию свалок. Проведение работ требует больших затрат денежных средств и времени.
Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района – Сомова С.С., действующая на основании доверенности от 07.07.2015, в судебном заседании с исковыми требования не согласилась. Суду пояснила, что законом предусмотрен порядок для предоставления органам местного самоуправления субсидий на данные мероприятия, администрацией Борковского Мо сданы документы на выделение субсидии, в которых выявлены недостатки в оформлении и документы возвращены для устранения недостатков, до настоящего времени документы в администрацию района не поступили. Также считает, что для проведения работ необходимо определить разумный срок.
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Тюменского района Тюменской области законное, обоснованное и подлежит удовлетворению.
Согласно материалов проведенной проверки и представленных в прокуратуру Тюменского района актов обследования несанкционированных свалок ТБО, подлежащих ликвидации от 12.08.2014, от 12.09.2014, администрацией Борковского МО Тюменского района Тюменской области в лице главы Ярунова Д.П., начальника отдела экологического надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области и первого заместителя генерального директора ООО МП «Нефтегазсервисинвест» были выявлены три несанкционированных свалки отходов производства и потребления, расположенные в 250 метрах на северо-восток от села Борки; в 1900 метрах на северо-восток от села Борки; в 800 метрах на север от села Щербак (л.д. 56-59,67-70,79-82). Данные обстоятельства подтверждаются также фотоснимками (л.д. 60-66,71-78,83-88), не оспариваются ответчиком.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 6 Устава Борковского МО Тюменского района Тюменской области органы местного самоуправления муниципального образования осуществляют полномочия по вопросам местного значения, указанным в ст. 14 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», за исключением полномочий, осуществление которых передано по соглашению органами местного самоуправления Тюменского муниципального района.
В соответствии со ст. 1 Закона Тюменской области от 24.12.2014 №124 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Тюменской области» за сельскими поселениями, входящими в состав Тюменского муниципального района, закреплены вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу названных норм закона, суд находит обоснованными доводы Прокурора о том, что именно Администрация Борковского МО должна осуществлять организацию деятельности по сбору и вывоза бытовых отходов и мусора местного значения в границах своего населенного пункта.
Выявленные в ходе проверки нарушения, создающие угрозу нарушения прав граждан, суд признает как неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области охраны окружающей среды. Данное бездействие Администрацией Борковского МО Тюменского района Тюменской области в решении вопросов местного значения в части ликвидации несанкционированных свалок, либо ее легализации, должны быть устранены, в связи с чем, требования Прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст.45, 254 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, оспорить в суде действие (бездействие) органа местного самоуправления в случае нарушения закона.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Судом установлено, что ответчиком для исполнения исковых требований принимаются необходимые меры, что подтверждается перепиской ответчика с государственными органами и организациями с целью разрешения создавшееся ситуации и объяснениями представителя ответчика в судебном заседании.
Таким образом, принимая во внимание мнение истца, суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 января 2016 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, Федеральными законами от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 04.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12, 45, 56, 194-198, 206, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 250 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░, 1900 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░ 800 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 250 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░, 1900 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░ 800 ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2016 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.