17 декабря 2013 года г. Очёр
Очёрский районный суд Пермского края в составе судьи Пименовой И.С.
при секретаре Шардаковой В.А.
с участием прокурора Портнова Э.Ю.
представителя администрации Спешковского сельского поселения Очёрского муниципального района Пермского края Чечкина А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Очёрского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Спешковского сельского поселения Очёрского муниципального района о возложении обязанности по выполнению мероприятий по организации обеспечении безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Очёрского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Спешковского сельского поселения Пермского края о возложении на администрацию Спешковского сельского поселения Очёрского муниципального района Пермского края, обязанности провести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на <адрес>. Просит обязать администрацию Спешковского сельского поселения Пермского края устранить просадку дорожного полотна возле домов №, № по <адрес> и привести покрытие дорожного полотна по <адрес> в надлежащее состояние в соответствии с требованиями п.3.1.3 ГОСТа Р 50597-93.
В судебном заседании прокурор Портнов Э.Ю. пояснил, что в ходе обследования <адрес> на проезжей части установлены просадки дорожного полотна, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью. У дома № - длиной 1,2 м, шириной 4,5 м, глубиной 6 см; у дома № - просадки дорожного полотна длиной 2,2 м, шириной 2,5 м, глубиной 16 см. Тем самым нарушен п.3 ГОСТа Р 50597-93. В ходе обследования <адрес> состояние дорожного покрытия по ровности не соответствует требованиям, установленным п.3.1.3 ГОСТа Р 50597-93, а именно, число просветов под 3-метровой рейкой составляет более 20%. Прокурор считает, что в связи с зимним временем года и наличием на дорогах снежного покрова администрация Спешковского сельского поселения может произвести указанные выше действия в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - глава Спешковского сельского поселения Чечкин А.М. в судебном заседании исковые требования не признал. Считает, что прокурор не вправе распоряжаться хозяйственной деятельностью поселения, которое само принимает решения о необходимости производства работ и осуществления расходов денежных средств. Кроме того, прокурором не представлены достоверные и достаточные доказательства наличия повреждений дорожного полотна. Из-за непрекращающихся дождей в ДД.ММ.ГГГГ. не смогли произвести ремонт дорог, сейчас дороги покрыты снегом, регулярно чистятся, претензий от жителей нет. Ямочный ремонт на <адрес> включен в смету на 2014 г.
Свидетель ФИО4 пояснил, что он работает государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД МО МВД России «Очёрский». По указанию прокурора Очёрского района в связи с жалобой гражданина Токарева вместе с помощником прокурора ДД.ММ.ГГГГ выезжали для осмотра состояния дорог в <адрес> обнаружили нарушения нормативов ГОСТа, а именно, ямы, то есть просадку дорожного полотна, и просветы под 3-метровой рейкой свыше 20 %. На свой сотовый телефон он лично делал фотографии и сам составлял акт выявленных недостатков с приложением фототаблиц. Правильность имеющихся в них сведений подтверждает.
Заслушав стороны, исследовав доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» (далее: Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении и соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.24 Федерального закона № 196-ФЗ, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.
В силу ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ), дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно п.п. 6, 12 ч.1 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 257-ФЗ), под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьёй 34 Федерального закона № 257-ФЗ, установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Пунктом 4 ст.6 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документом, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, в соответствии с данным стандартом, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью.
Решением Совета депутатов Спешковского сельского поселения от 20.12.2005 г. № 8 утвержден Устав Муниципального образования «Спешковское сельское поселение», согласно пункту 5 части 1 статьи 6 Устава - к вопросам местного значения Спешковского сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что состояние дорог <адрес> не соответствует правилам и техническим нормам «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ Р 50597-93», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221, а именно:
- на <адрес> у дома № на проезжей части имеются просадки дорожного полотна, затрудняющие движение транспортных средств, размерами: длина -1,2 м, ширина – 4,5 м, глубина – 6 см;
- на <адрес> у дома № на проезжей части имеются просадки дорожного полотна, размерами: длина -2,2 м, ширина – 2,5 м, глубина – 16 см, т.е. нарушение п.3 ГОСТа Р 50597-93.
- состояние дорожного покрытия <адрес> по ровности не соответствует требованиям, установленным п.3.1.3 ГОСТа Р 50597-93, а именно, число просветов под 3-метровой рейкой составляет более 20%.
Доводы представителя ответчика о недостаточности и недостоверности представленных прокурором в обоснование заявленных требований доказательств несостоятельны.
Факт выявленных недостатков подтвержден соответствующим актом с приложением фототаблиц. Данный акт ничем не опорочен. Достоверность имеющихся в них сведений подтверждена свидетелем ФИО4. Оснований не доверять должностному лицу ГИБДД, ответственному за дорожный надзор, у суда не имеется.
Из пояснений представителя ответчика установлено бездействие поселения по ремонту дорог в ДД.ММ.ГГГГ из-за дождливой погоды и планирование ямочного ремонта <адрес> на весну 2014 года. Тем самым представитель фактически признал не устранение до настоящего времени выявленных ДД.ММ.ГГГГ недостатков.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Наличие повреждений дорожного полотна на территории Спешковского сельского поселения и их не устранение в нарушение требований Федерального закона №196-ФЗ подтверждает бездействие поселения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц– населения <адрес> и иных лиц, передвигающихся по вышеуказанным дорогам общего пользования.
Заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Возложить на администрацию Спешковского сельского поселения Очёрского муниципального района Пермского края обязанность произвести работы по организации и обеспечению безопасности дорожного движения на улицах <адрес>, а именно:
привести покрытие дорожного полотна на <адрес> в соответствие с требованиями п.3 ГОСТа Р 50597-93, а именно, устранить провалы размером 1,2 м х 4,5 м х 0,06 м возле дома № и размером 2,2 м х 2,5 м х 0,16 м возле дома №,
привести покрытие дорожного полотна по <адрес> в состояние, соответствующее требованиям п.3.1.3 ГОСТа Р 50597-93.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения.
Судья. Подпись.
- Судья И.С. Пименова