Дело № 2-156/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 мая 2018 г. п. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Великанова Е.Г. при секретаре Фомичевой Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мошниковой С.А. к администрации Пряжинского национального муниципального района, администрации Эссойльского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Мошникова С.А. обратилась в суд с иском к администрации Пряжинского национального муниципального района о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мама истца Г. После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении которого истцом получено свидетельство о праве на наследство по завещанию. Кроме того, как следует из выписки из похозяйственной книги наследодателю при жизни был предоставлен земельный участок общей площадью 1300 кв.м, с кадастровым номером 10:21:080204:19, расположенный по вышеуказанному адресу, для ведения личного подсобного хозяйства, право собственности на который она при жизни надлежащим образом не оформила. В связи с указанным, Мошникова С.А. просила признать за ней право собственности на земельный участок в порядке наследования.
Определением суда от 18 апреля 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Эссойльского сельского поселения. Также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по РК, Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия.
В судебное заседание истец Мошникова С.А. не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель К., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика - администрации Пряжинского национального муниципального района Б. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика – администрации Эссойльского сельского поселения в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Третьи лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств не представили.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Г., ее единственным наследником по завещанию является дочь Мошникова С.А.
Наследственное дело к имуществу умершей Г. открыто нотариусом Пряжинского нотариального округа Ш. 18 февраля 2008 г. по заявлению Мошниковой С.А., которой выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Предметом настоящего спора является земельный участок с кадастровым №, общей площадью 1300 кв.м по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Как разъяснено в абзаце 2 п. 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9, суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок.
Согласно ст. 1181 Гражданского кодекса РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных данным Кодексом.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемый земельный участок, является существование земельного участка в натуре (в установленных в соответствии с требованиями закона границах) и принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок у наследодателя Г. находился в личном пользовании земельный участок общей площадью 1300 кв.м по адресу: <адрес>, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно информации, представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, в настоящее время государственный реестр недвижимости содержит следующие сведения о земельном участке с кадастровым № адрес - <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, площадь 1300 кв. м. Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок отсутствуют. Поставлен на кадастровый учет 01.01.1998, имеет статус «актуальные, ранее учтенные».
Из материалов дела усматривается, что при жизни Г. свои права на спорный земельный участок не оформила, по вопросу регистрации своих прав на него в установленном законом порядке не обращалась. Доказательств, подтверждающих принадлежность спорного земельного участка умершей Г. на праве собственности или на праве пожизненного наследуемого владения, не представлено.
Следовательно, оснований считать, что спорный земельный участок поступил в собственность наследодателя, у суда не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Мошниковой С.А. требований.
При этом суд отмечает, что Мошникова С.А. не лишена возможности оформить права на спорный земельный участок в установленном законом порядке с учетом положений абзаца 3 п. 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которыми граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Мошниковой С.А. к администрации Пряжинского национального муниципального района, администрации Эссойльского сельского поселения о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Великанов
мотивированное решение
составлено 10.05.2018 г.