Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-286/2018 от 17.01.2018

Судья Самойлова Ю.С.                         Дело №33-286/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2018г.                                  город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.

судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.

при секретаре Паршиковой М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рогачева Сергея Викторовича к администрации г.Орла о признании права на получение единовременной денежной выплаты,

по апелляционной жалобе Рогачева С.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2017г., которым исковые требования Рогачева С.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав дело по докладу судьи Курлаевой Л.И., выслушав объяснения Рогачева С.В. и его представителя Зыкова Ю.К., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации г. Орла по доверенности Фомушкиной Е.Н., считавшей решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Рогачев С.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о признании права на жилище по нормам предоставления площади жилого помещения, восстановлении в списках принятых на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указывал, что постановлением администрации г.Орла от 29 сентября 1992 г. истец с семьей 4 человека (он, жена и две дочери) был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, в администрации Советского района г.Орла. В 1997 г. УВД Орловской области истцу была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес> путем взаимозачета с администрацией г. Орла без снятия с очереди.

Ссылался на то, что с 2000 года по настоящее время проживает со второй супругой Р.Л.В., сыном Р.В.С. и пасынком А.Р.Ю. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

18 мая 2011г., рассмотрев заявление, администрация г. Орла включила истца в список граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на улучшение жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005г. Поскольку сдавать жилое помещение истец не планировал, поэтому на состав семьи 3 человека (он, жена и сын) ему должна быть предоставлена денежная выплата согласно площади 18,2 кв.м. на каждого члена семьи.

Однако в последующем он был незаконно исключен из списков принятых на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения, окончательно просил признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. №76-ФЗ и Законом Орловской области от 09 сентября 2011г.     № 1272-ФЗ «Об обеспечении граждан, уволенных с военной службы…» на приобретение жилого помещения на состав семьи 4 человека исходя из норматива общей площади жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи на правах собственности, без обязательства о сдаче жилого помещения.

Обязать ответчика включить истца в списки граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. №76-ФЗ и Законом Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272 - ФЗ «Об обеспечении граждан, уволенных с военной службы.. .» на приобретение жилого помещения на состав семьи 4 человека, без обязательства о сдаче жилого помещения с момента подачи первого заявления.

Обязать ответчика выплатить единовременную денежную выплату истцу на состав семьи 4 человека на площадь 23,8 кв.м. без обязательства о сдаче жилого помещения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Рогачев С.В. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что суд необоснованно применил срок исковой давности, поскольку к праву на жилище он не применяется.

Ссылается на то, что дело рассмотрено в его отсутствие, при наличии ходатайства об отложении слушания дела по уважительной причине.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Из материалов дела следует, что Рогачев С.В. является ветераном боевых действий, проходил военную службу в войсковой части и приказом от 16 декабря 1991г. уволен в запас с 31 декабря 1991г. по п. «г» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет на день увольнения составляла 08 лет 05 мес.; льготная – 05 мес. 29 дней; всего – 08 лет 10 мес. 29 дней.

При увольнении Рогачеву С.В. было выдано удостоверение, согласно которому он имеет право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989г. №237-74, от 20 января 1960г. №74 и постановления Совета Министров ССР от 17 февраля 1981г. №193.

Постановлением администрации Советского района г. Орла от 29 сентября 1992г. Рогачев С.В. с составом семьи 4 человека был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилой площади, в администрации Советского района г. Орла.

Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Рогачева С.В. с военной службы был урегулирован Законом СССР от 12 октября 1967г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975г. № 285, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960г. № 74 «О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР», Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981г. № 193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 декабря 1980г. № 1131 «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы».

С 22 февраля 1993г. порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, был урегулирован Законом Российской Федерации от 22 января 1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», в соответствии со ст.15 которого предоставление жилых помещений гражданам, из числа уволенных военнослужащих, осуществлялось органами местного самоуправления по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.

С 01 января 1998г. Закон Российской Федерации № 4338-1 «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06 сентября 1998г.

На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005г., которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В этой связи в законодательные акты внесены соответствующие изменения.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Согласно п. 5 ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинский обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» утратил силу с 01 января 2011г., статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010г. № 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий по обеспечению граждан, указанных в абз.1 п. 2.1 ст. 15, абз.3 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Закона, жилыми помещениями.

В соответствии с Законом Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан и о наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан» указанные полномочия были переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области.

Согласно ст. 5 Закона Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272-ОЗ органы местного самоуправления Орловской области были наделены государственными полномочиями, в том числе по предоставлению гражданам, указанным в ст. 3 Закона, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Для обеспечения жилыми помещениями или единовременной денежной выплаты граждане обязаны были предоставить соответствующие документы в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся, в т.ч. обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения, в случае предоставления единовременной денежной выплаты помимо иных документов- заключенный договор с застройщиком или продавцом, договор участия в долевом строительстве, прошедший государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо договор строительного подряда. На основании таких документов органы местного самоуправления принимали решение о предоставлении единовременной денежной выплаты и перечислении ее в безналичной форме на именной блокированный счет получателя или об отказе в ее предоставлении (ст. 4 Закона Орловской области № 1272-ОЗ).

В связи с изданием Закона Орловской области от 1 июля 2016 г. №1998-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан на территории Орловской области» Закон Орловской области № 1272-ОЗ утратил свою силу.

В настоящее время предоставление гражданам из числа уволенных военнослужащих единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2016 г. № 351 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения».

В соответствии с п. 20 указанного Порядка в случае принятия гражданином решения не расторгать договор социального найма жилого помещения (специализированного найма жилого помещения) и не отчуждать находящееся в собственности у него или членов его семьи жилое помещение (жилые помещения) в государственную (муниципальную) собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера единовременной денежной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам общей площади (18 кв.м. на человека), и общей площадью жилого помещения, оставленной для дальнейшего проживания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз.2 п. 27 Постановления от 29 мая 2014г. № 8 «О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Советского района г. Орла «О предоставлении гражданам жилой площади» от 25 июля 1997 г. Рогачеву С.В. с семьей 4 человека (он, жена Р.Л.В., дочь Р.О.С., дочь Р.Т.С.) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 51,5 кв.м.

Из сообщения УВД по Орловской области от 14 февраля 2011г. следует, что с 07 июля 1997г. Рогачев С.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по Орловской области. В 1997г. Рогачев С.В. был обеспечен двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, путем взаимообмена с администрацией г. Орла без снятия с очереди. В 2002г. Рогачев С.В. был снят с жилищного учета в связи с увольнением. Из материалов дела следует, что последний проходил службу в органах внутренних дел до 25 мая 2004 года, уволен по ограниченному состоянию здоровья.

В 2000 г. брак между Рогачевым С.В. и Р.Л.В. был расторгнут.

В 2005г. квартира по адресу: <адрес>, была приватизирована Р.Л.В., Р.О.С. и Р.Т.С. в равных долях на основании договора на передачу квартиры в собственность от 20 октября 2005г. и 23 июля 2012г. продана Ч.М.В. по договору купли-продажи.

15 сентября 2000г. Рогачев С.В. вступил в брак с Р.Л.В. С указанного момента и до настоящего времени истец зарегистрирован и проживает с Р.Л.В. сыном Р.В.С., <дата> года рождения, и пасынком А.Р.Ю., <дата> года рождения, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м.

Указанная квартира была передана в собственность Р.Л.В. и Р.В.С. в равных долях на основании договора на передачу квартиры в собственность от 23 января 2014г., Рогачевым С.В. и пасынком А.Р.Ю. оформлено нотариальное согласие на приватизацию и отказ от участия в ней.

Из материалов дела также усматривается, что супруге истца Р.Л.В. принадлежит ? доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 28 ноября 2014г.

Судом первой инстанции установлено, что во исполнение постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в ОВД, а так же военнослужащих и сотрудников ГПС, нуждающихся в получении или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Рогачев С.В. был включен в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. в администрации г. Орла на 2011г.

Вместе с тем, 24 декабря 2012г. решением общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Орла Рогачев С.В. с семьей 4 человека был снят с очереди уволенных военнослужащих, поскольку им не было представлено обязательство о сдаче жилого помещения, в котором проживал вместе со своей семьей на условиях договора социального найма. В связи с чем Рогачев С.В. был переведен на общую очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов учетного дела усматривается, что Рогачевым С.В. документы в соответствии с перечнем установленным положениями ст.4 Закона Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан и о наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан» на получение единовременной денежной выплаты на дату принятия комиссией указанного решения, представлены не были.

В суде апелляционной инстанции Рогачев С.В. пояснил, что о данном решении комиссии ему стало известно в январе 2013г. Также указал, что намерений сдавать занимаемое его семьей жилое помещение на условиях социального найма на тот момент не имел.

Не оспорив решение жилищной комиссии, впоследствии Рогачев С.В., реализуя свои права на получение меры социальной поддержки на обеспечение жилым помещением как участник боевых действий, 05 марта 2015г. обращался в администрацию г. Орла с соответствующим заявлением.

В настоящее время Рогачев С.В. включен в общую очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как участник боевых действий, на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 04 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов на территории Орловской области».

С заявлением в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2016 г. № 351 на получение единовременной денежной выплаты, Рогачев С.В. в администрацию г. Орла не обращался.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на пропуск заявителем срока исковой давности для оспаривания решения жилищной комиссии, в суде апелляционной инстанции ссылались на то, что последний и члены его семьи в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в жилом помещении не являются, права на получение единовременной денежной выплаты по нормам специального законодательства в связи этим не имеют.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. При этом также учитывает, что Рогачев С.В. как лицо, уволенное с военной службы, был однократно обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>. В связи с изменением семейного положения от прав на ранее предоставленное за счет средств бюджета жилого помещения отказался. Приобрел право пользования на условиях социального найма другим жилым помещением. В 2012 году от сдачи занимаемого жилого помещения отказался. Состав семьи Рогачева С.В. и уровень обеспеченности жилой площадью изменился. В настоящее время в собственности членов семьи истца - Р.Л.В. и Р.В.С. находятся жилые помещения, общей площадью 69,2 кв.м. (48,2 кв.м.+1/2 от 42 кв.м.).

Доводы истца о том, что суд необоснованно применил срок исковой давности, поскольку к праву на жилище он не применяется, основаны на неправильном толковании норм права.

На основании п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Однако истец не реализовал своего права на судебную защиту в рамках установленного законом срока.

Из материалов дела следует, что в январе 2013г. истец узнал о своем нарушенном праве на улучшение жилищных условий, а в суд с требованиями основанных на доводах о незаконности решения жилищной комиссии обратился 13 сентября 2017г., т.е. с пропуском срока исковой давности, предусмотренного п. 1 ст. 196 ГК РФ, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности не представил.

Доводы жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие Рогачева С.В., не свидетельствуют о нарушении закона.

Из материалов дела следует, что Рогачев С.В. и его представитель Зыков Ю.К. были надлежащим образом извещены о слушании дела 02 ноября 2017г., о чем свидетельствует расписка, однако в судебное заседание не явились.

От Рогачева С.В. в суд поступило ходатайство о переносе слушания дела в связи с плохим самочувствием и отъездом его представителя в санаторий на лечение, однако доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, им представлено не было.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие Рогачева С.В.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рогачева С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий             

Судьи            

Судья Самойлова Ю.С.                         Дело №33-286/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2018г.                                  город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Старцевой С.А.

судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.

при секретаре Паршиковой М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рогачева Сергея Викторовича к администрации г.Орла о признании права на получение единовременной денежной выплаты,

по апелляционной жалобе Рогачева С.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2017г., которым исковые требования Рогачева С.В. оставлены без удовлетворения.

Заслушав дело по докладу судьи Курлаевой Л.И., выслушав объяснения Рогачева С.В. и его представителя Зыкова Ю.К., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя администрации г. Орла по доверенности Фомушкиной Е.Н., считавшей решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия

установила:

Рогачев С.В. обратился в суд с иском к администрации г. Орла о признании права на жилище по нормам предоставления площади жилого помещения, восстановлении в списках принятых на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленных требований указывал, что постановлением администрации г.Орла от 29 сентября 1992 г. истец с семьей 4 человека (он, жена и две дочери) был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, в администрации Советского района г.Орла. В 1997 г. УВД Орловской области истцу была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес> путем взаимозачета с администрацией г. Орла без снятия с очереди.

Ссылался на то, что с 2000 года по настоящее время проживает со второй супругой Р.Л.В., сыном Р.В.С. и пасынком А.Р.Ю. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

18 мая 2011г., рассмотрев заявление, администрация г. Орла включила истца в список граждан, уволенных с военной службы, имеющих право на улучшение жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005г. Поскольку сдавать жилое помещение истец не планировал, поэтому на состав семьи 3 человека (он, жена и сын) ему должна быть предоставлена денежная выплата согласно площади 18,2 кв.м. на каждого члена семьи.

Однако в последующем он был незаконно исключен из списков принятых на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

По изложенным основаниям, с учетом уточнения, окончательно просил признать за ним право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. №76-ФЗ и Законом Орловской области от 09 сентября 2011г.     № 1272-ФЗ «Об обеспечении граждан, уволенных с военной службы…» на приобретение жилого помещения на состав семьи 4 человека исходя из норматива общей площади жилого помещения, занимаемого истцом и членами его семьи на правах собственности, без обязательства о сдаче жилого помещения.

Обязать ответчика включить истца в списки граждан, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. №76-ФЗ и Законом Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272 - ФЗ «Об обеспечении граждан, уволенных с военной службы.. .» на приобретение жилого помещения на состав семьи 4 человека, без обязательства о сдаче жилого помещения с момента подачи первого заявления.

Обязать ответчика выплатить единовременную денежную выплату истцу на состав семьи 4 человека на площадь 23,8 кв.м. без обязательства о сдаче жилого помещения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Рогачев С.В. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении исковых требований.

Полагает, что суд необоснованно применил срок исковой давности, поскольку к праву на жилище он не применяется.

Ссылается на то, что дело рассмотрено в его отсутствие, при наличии ходатайства об отложении слушания дела по уважительной причине.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Из материалов дела следует, что Рогачев С.В. является ветераном боевых действий, проходил военную службу в войсковой части и приказом от 16 декабря 1991г. уволен в запас с 31 декабря 1991г. по п. «г» ст. 59 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет на день увольнения составляла 08 лет 05 мес.; льготная – 05 мес. 29 дней; всего – 08 лет 10 мес. 29 дней.

При увольнении Рогачеву С.В. было выдано удостоверение, согласно которому он имеет право на льготы, предусмотренные Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989г. №237-74, от 20 января 1960г. №74 и постановления Совета Министров ССР от 17 февраля 1981г. №193.

Постановлением администрации Советского района г. Орла от 29 сентября 1992г. Рогачев С.В. с составом семьи 4 человека был поставлен на учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилой площади, в администрации Советского района г. Орла.

Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Рогачева С.В. с военной службы был урегулирован Законом СССР от 12 октября 1967г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975г. № 285, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960г. № 74 «О трудоустройстве и материально-бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР», Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981г. № 193, а также совместным Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 08 декабря 1980г. № 1131 «О переселении из закрытых военных городков лиц, утративших связь с Вооруженными Силами СССР и органами Комитета государственной безопасности СССР, и о порядке обеспечения жилой площадью прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы».

С 22 февраля 1993г. порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, был урегулирован Законом Российской Федерации от 22 января 1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих», в соответствии со ст.15 которого предоставление жилых помещений гражданам, из числа уволенных военнослужащих, осуществлялось органами местного самоуправления по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством.

С 01 января 1998г. Закон Российской Федерации № 4338-1 «О статусе военнослужащих» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Пунктом 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, устанавливалось что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья был урегулирован в соответствующих Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 06 сентября 1998г.

На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ в п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005г., которыми с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.

В этой связи в законодательные акты внесены соответствующие изменения.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г. в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Согласно п. 5 ст.2 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинский обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

В связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» абз. 2 п. 2 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998г. «О статусе военнослужащих» утратил силу с 01 января 2011г., статья 15 дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

При этом статьей 2 Федерального закона от 08 декабря 2010г. № 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 2010г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления полномочий по обеспечению граждан, указанных в абз.1 п. 2.1 ст. 15, абз.3 п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Закона, жилыми помещениями.

В соответствии с Законом Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан и о наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан» указанные полномочия были переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области.

Согласно ст. 5 Закона Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272-ОЗ органы местного самоуправления Орловской области были наделены государственными полномочиями, в том числе по предоставлению гражданам, указанным в ст. 3 Закона, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Для обеспечения жилыми помещениями или единовременной денежной выплаты граждане обязаны были предоставить соответствующие документы в органы местного самоуправления, в которых состоят на учете в качестве нуждающихся, в т.ч. обязательство о сдаче занимаемого жилого помещения, в случае предоставления единовременной денежной выплаты помимо иных документов- заключенный договор с застройщиком или продавцом, договор участия в долевом строительстве, прошедший государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо договор строительного подряда. На основании таких документов органы местного самоуправления принимали решение о предоставлении единовременной денежной выплаты и перечислении ее в безналичной форме на именной блокированный счет получателя или об отказе в ее предоставлении (ст. 4 Закона Орловской области № 1272-ОЗ).

В связи с изданием Закона Орловской области от 1 июля 2016 г. №1998-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Орловской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан на территории Орловской области» Закон Орловской области № 1272-ОЗ утратил свою силу.

В настоящее время предоставление гражданам из числа уволенных военнослужащих единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2016 г. № 351 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения».

В соответствии с п. 20 указанного Порядка в случае принятия гражданином решения не расторгать договор социального найма жилого помещения (специализированного найма жилого помещения) и не отчуждать находящееся в собственности у него или членов его семьи жилое помещение (жилые помещения) в государственную (муниципальную) собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера единовременной денежной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам общей площади (18 кв.м. на человека), и общей площадью жилого помещения, оставленной для дальнейшего проживания.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз.2 п. 27 Постановления от 29 мая 2014г. № 8 «О практике применения законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Советского района г. Орла «О предоставлении гражданам жилой площади» от 25 июля 1997 г. Рогачеву С.В. с семьей 4 человека (он, жена Р.Л.В., дочь Р.О.С., дочь Р.Т.С.) была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 51,5 кв.м.

Из сообщения УВД по Орловской области от 14 февраля 2011г. следует, что с 07 июля 1997г. Рогачев С.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в УВД по Орловской области. В 1997г. Рогачев С.В. был обеспечен двухкомнатной квартирой по адресу: <адрес>, путем взаимообмена с администрацией г. Орла без снятия с очереди. В 2002г. Рогачев С.В. был снят с жилищного учета в связи с увольнением. Из материалов дела следует, что последний проходил службу в органах внутренних дел до 25 мая 2004 года, уволен по ограниченному состоянию здоровья.

В 2000 г. брак между Рогачевым С.В. и Р.Л.В. был расторгнут.

В 2005г. квартира по адресу: <адрес>, была приватизирована Р.Л.В., Р.О.С. и Р.Т.С. в равных долях на основании договора на передачу квартиры в собственность от 20 октября 2005г. и 23 июля 2012г. продана Ч.М.В. по договору купли-продажи.

15 сентября 2000г. Рогачев С.В. вступил в брак с Р.Л.В. С указанного момента и до настоящего времени истец зарегистрирован и проживает с Р.Л.В. сыном Р.В.С., <дата> года рождения, и пасынком А.Р.Ю., <дата> года рождения, в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 48,2 кв.м.

Указанная квартира была передана в собственность Р.Л.В. и Р.В.С. в равных долях на основании договора на передачу квартиры в собственность от 23 января 2014г., Рогачевым С.В. и пасынком А.Р.Ю. оформлено нотариальное согласие на приватизацию и отказ от участия в ней.

Из материалов дела также усматривается, что супруге истца Р.Л.В. принадлежит ? доля в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 42 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 28 ноября 2014г.

Судом первой инстанции установлено, что во исполнение постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в ОВД, а так же военнослужащих и сотрудников ГПС, нуждающихся в получении или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и Федерального закона от 08 декабря 2010 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Рогачев С.В. был включен в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г. в администрации г. Орла на 2011г.

Вместе с тем, 24 декабря 2012г. решением общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Орла Рогачев С.В. с семьей 4 человека был снят с очереди уволенных военнослужащих, поскольку им не было представлено обязательство о сдаче жилого помещения, в котором проживал вместе со своей семьей на условиях договора социального найма. В связи с чем Рогачев С.В. был переведен на общую очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов учетного дела усматривается, что Рогачевым С.В. документы в соответствии с перечнем установленным положениями ст.4 Закона Орловской области от 09 сентября 2011г. № 1272-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан и о наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых категорий граждан» на получение единовременной денежной выплаты на дату принятия комиссией указанного решения, представлены не были.

В суде апелляционной инстанции Рогачев С.В. пояснил, что о данном решении комиссии ему стало известно в январе 2013г. Также указал, что намерений сдавать занимаемое его семьей жилое помещение на условиях социального найма на тот момент не имел.

Не оспорив решение жилищной комиссии, впоследствии Рогачев С.В., реализуя свои права на получение меры социальной поддержки на обеспечение жилым помещением как участник боевых действий, 05 марта 2015г. обращался в администрацию г. Орла с соответствующим заявлением.

В настоящее время Рогачев С.В. включен в общую очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как участник боевых действий, на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 04 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов на территории Орловской области».

С заявлением в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2016 г. № 351 на получение единовременной денежной выплаты, Рогачев С.В. в администрацию г. Орла не обращался.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик ссылался на пропуск заявителем срока исковой давности для оспаривания решения жилищной комиссии, в суде апелляционной инстанции ссылались на то, что последний и члены его семьи в соответствии с действующим законодательством нуждающимися в жилом помещении не являются, права на получение единовременной денежной выплаты по нормам специального законодательства в связи этим не имеют.

Проанализировав указанные нормы права, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом исходил из того, что истцом пропущен срок исковой давности для предъявления иска.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований. При этом также учитывает, что Рогачев С.В. как лицо, уволенное с военной службы, был однократно обеспечен жилым помещением по адресу: <адрес>. В связи с изменением семейного положения от прав на ранее предоставленное за счет средств бюджета жилого помещения отказался. Приобрел право пользования на условиях социального найма другим жилым помещением. В 2012 году от сдачи занимаемого жилого помещения отказался. Состав семьи Рогачева С.В. и уровень обеспеченности жилой площадью изменился. В настоящее время в собственности членов семьи истца - Р.Л.В. и Р.В.С. находятся жилые помещения, общей площадью 69,2 кв.м. (48,2 кв.м.+1/2 от 42 кв.м.).

Доводы истца о том, что суд необоснованно применил срок исковой давности, поскольку к праву на жилище он не применяется, основаны на неправильном толковании норм права.

На основании п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Однако истец не реализовал своего права на судебную защиту в рамках установленного законом срока.

Из материалов дела следует, что в январе 2013г. истец узнал о своем нарушенном праве на улучшение жилищных условий, а в суд с требованиями основанных на доводах о незаконности решения жилищной комиссии обратился 13 сентября 2017г., т.е. с пропуском срока исковой давности, предусмотренного п. 1 ст. 196 ГК РФ, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности не представил.

Доводы жалобы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие Рогачева С.В., не свидетельствуют о нарушении закона.

Из материалов дела следует, что Рогачев С.В. и его представитель Зыков Ю.К. были надлежащим образом извещены о слушании дела 02 ноября 2017г., о чем свидетельствует расписка, однако в судебное заседание не явились.

От Рогачева С.В. в суд поступило ходатайство о переносе слушания дела в связи с плохим самочувствием и отъездом его представителя в санаторий на лечение, однако доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, им представлено не было.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие Рогачева С.В.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Орла от 02 ноября 2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рогачева С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий             

Судьи            

1версия для печати

33-286/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рогачев Сергей Викторович
Ответчики
Администрация г. Орла
Суд
Орловский областной суд
Судья
Курлаева Лада Игоревна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
31.01.2018Судебное заседание
21.02.2018Судебное заседание
02.03.2018Судебное заседание
19.03.2018Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее