Дело № 2а-1779/2021
УИД 13RS0023-01-2021-003644-22
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 октября 2021 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе судьи Парамонова С.П.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Елистратову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее по тексту - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) обратилась с административным иском к Елистратову А.А. о взыскании недоимки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2019 год в размере 29354 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2019 год в размере 250 рублей 49 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6879 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 58 рублей 75 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2017, 2018 год в размере 45 рублей 69 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017, 2018 год в размере 12 рублей 08 копеек, транспортного налога за 2018 год в размере 1291 рубля 60 копеек с учетом частичной оплаты, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 33 рублей 06 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 44 копеек, всего в общем размере 37 925 рублей 11 копеек.
В обоснование заявленных требований указано, что Елистратов А.А. состоит на учёте в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска в качестве адвоката, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Также обязан своевременно оплачивать транспортный налог. Обязанность по уплате взносов и налога добровольно не была исполнена, в связи с чем налоговым органом были направлены требования, которые до настоящего времени не исполнены.
За налогоплательщиком в отчётном периоде было зарегистрировано следующее имущество: автомобиль легковой, марки Лада 217230 Лада Приора, государственный регистрационный знак №, мощностью 97,9 л.с., дата регистрации права собственности – 21.11.2012, дата утраты права собственности – 05.10.2018; автомобиль легковой, марки Фольксваген Джетта, государственный регистрационный знак №, мощностью 105,0 л.с., дата регистрации права собственности – 18.08.208012, дата утраты права собственности – 05.10.2018.
Мировым судьей выдан судебный приказ от 16.04.2020 о взыскании с Елистратова А.А. задолженности по уплате страховых взносов и налогов, Елистратов А.А. представил возражения относительно исполнения судебного приказа. Определением от 16.06.2021 судебный приказ отменен.
Стороны, будучи извещенными, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Согласно пункту 4 статьи 291 КАС Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 292 КАС Российской Федерации в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В части 7 статьи 150 КАС Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.
На основании указанных норм, положений части 2 статьи 289 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК Российской Федерации) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 8 статьи 45 НК Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней.
Согласно пункту 2 статьи 57 НК Российской Федерации при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 72 НК Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.
В соответствии со статьей 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (пункт 6).
В соответствии со статьёй 357 НК Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 358 НК Российской Федерации автомобили, мотоциклы и другие, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства, признаются объектом налогообложения.
На основании пунктом 2 статьи 362 НК Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В судебном заседании установлено, что на имя Елистратова А.А. были зарегистрированы следующие транспортные средства:
- автомобиль легковой, марки Лада 217230 Лада Приора, государственный регистрационный знак №, мощностью 97,9 л.с., дата регистрации права собственности – 21.11.2012, дата утраты права собственности – 05.10.2018;
- автомобиль легковой, марки Фольксваген Джеттта, государственный регистрационный знак №, мощностью 105,0 л.с., дата регистрации права собственности – 18.08.208012, дата утраты права собственности.
Кроме того, Елистратов А.А. с 10.09.2014 зарегистрирован в качестве адвоката и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
Поводом к предъявлению административным истцом указанных выше требований к административному ответчику явилась неуплата своевременно Елистратовым А.А. законно установленных налогов и сборов.
Анализ материалов дела, представленных сторонами доказательств, приводят суд к выводу об обоснованности требований административного истца, соответствии их закону, и необходимости удовлетворения. Вывод суда основан на следующем.
На основании пункта 3 статьи 363 НК Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 359 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК Российской Федерации регламентировано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. На территории Республики Мордовия ставки устанавливаются Законом Республики Мордовия №46-З от 17.10.2002 «О транспортном налоге».
Так, установлено, что за 2018 год Елистратову А.А. был начислен транспортный налог в общей сумме 2252 рубля.
18.08.2020 административным ответчиком произведена частичная оплата транспортного налога в размере 960 рублей 40 копеек, в связи с чем сумма задолженности составила 1291 рубль 60 копеек.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик как физическое лицо является плательщиком транспортного налога, поскольку в требуемые периоды транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, были зарегистрированы за ним, однако соответствующие налоги в установленные законом сроки не были уплачены. Елистратовым А.А. не предоставлено в материалы дела доказательства обратного в обоснования довода о том, что налоговым органом применены незаконные налоговые ставки на указанные транспортные средства.
В связи с изложенным, с Елистратова А.А. подлежит взысканию в доход бюджета задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 1291 рубль 60 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 33 рублей 06 копеек, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 44 копеек.
Кроме того, суд считает возможным взыскать с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации Елистратов А.А., состоящий на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска в качестве адвоката, является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 1 статьи 430 НК Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент начисления страховых взносов) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК Российской Федерации, уплачивают страховые взносы: на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2019 года в фиксированном размере – 29354 рубля, на обязательное медицинское страхование за расчетный период 2019 года в фиксированном размере – 6884 рубля.
Нормами Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» определено, что с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов осуществляют налоговые органы.
В силу положений пунктов 1, 2 статья 18 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в
соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 ФЗ).
По плательщикам, прекратившим деятельность в качестве ИП в течение календарного года и не представившим необходимую отчетность в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы взыскиваются в фиксированном размере, который определяется исходя из восьмикратного размера оплаты труда, тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и количества месяцев дней осуществления деятельности (с начала расчетного периода по дату исключения из ЕГРИП).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Елистратов А.А. состоит на учете в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска с 10.09.2014 в качестве адвоката.
Доказательств, объективно свидетельствующих об исполнении в полном объеме обязанности по уплате взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, или о наличии исключительных обстоятельств, административным ответчиком не представлено.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В связи с неисполнением ответчиком в установленный законом срок обязанности по уплате страховых взносов, на сумму задолженности начислены пени.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью третьей настоящей статьи.
В результате чего задолженность по страховым взносам составила:
- недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2019 год в размере 29 354 рублей;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2019 год в размере 250 рублей 49 копеек;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6879 рублей с учетом частичной оплаты;
- пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 58 рублей 75 копейки;
- пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2017, 2018 год в размере 45 рублей 69 копеек;
-пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017, 2018 год в размере 12 рублей 08 копеек.
Данный расчет судом проверен, является верным.
Требования об уплате транспортного налога, недоимки по страховым взносам, пеней №21470
от 02.07.2020 со сроком уплаты до 02.10.2019, №4159 от 11.02.2020 со сроком уплаты до 23.03.2020, в котором предложено добровольно оплатить сумму недоимки не исполнены.
Частью 5 статьи 22 Федерального закона № 21-ФЗ установлено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В силу части 7 статьи 22, части 4 статьи 38, части 13 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов могут быть вручены уполномоченному лицу лично под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления соответствующих документов по почте заказным письмом они считаются полученными по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Согласно разъяснениям, приведенным в пунктах 63, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 23 июня 15 г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю.
Данные требования направлены Елистратову А.А. через личный кабинет налогоплательщика.
Принимая во внимание, что способ направления требования административным истцом соответствует вышеуказанным положениям действующего законодательства, а, также учитывая, что административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих исполнение данного требования в полном объеме, суд приходит к убеждению, что у истца возникает право на осуществление принудительного взыскания указанной в требовании задолженности.
Нарушений срока для подачи заявления о взыскании недоимки по уплате страховых взносов и пени, установленного положениями статьи 21 Федерального закона № 212-ФЗ, не установлено.
Судом установлено, что судебным приказом исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия от 16.04.2020 взыскана задолженность по налогу и пени, впоследствии отмененным 16.06.2021.
Таким образом, меры ко взысканию страховых взносов и налогов истцом приняты в порядке и в сроки согласно действующему законодательству.
С учетом изложенного, а также своевременного обращения административного истца в суд, иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно части первой статьи 103 КАС Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 61.1, пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственная пошлина взимается в доход бюджета муниципального образования (местный бюджет) по месту нахождения суда, принявшего решение, т.е. в бюджет городского округа Саранск.
С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и исходя из имущественного характера требований, в доход бюджета городского округа Саранск с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1338 рублей, согласно следующему расчету:
800 + (37925 рублей 11 копеек - 20000) х 3% = 1338 рублей, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй указанного кодекса.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 293 КАС Российской Федерации, суд
установил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Саранска к Елистратову А.А. о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Елистратова А.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2019 год в размере 29354 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2019 год в размере 250 рублей 49 копеек, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 6879 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2019 год в размере 58 рублей 75 копеек, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2017, 2018 год в размере 45 рублей 69 копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017, 2018 год в размере 12 рублей 08 копеек, транспортного налога за 2018 год в размере 1291 рубля 60 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 год в размере 33 рублей 06 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 год в размере 44 копеек, а всего в общем размере 37925 (тридцать семь тысяч девятьсот двадцать пять) рублей 11 копеек.
Взыскать с Елистратова А.А. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 1338 (одной тысячи трехсот тридцати восьми) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.П. Парамонов