КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2015 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Куц Е.В.,
при секретаре Безбриловой В.С.,
с участием помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Федько В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Тюкановой О.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Томска в интересах Тюкановой О.В. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, указав в обоснование исковых требований, что Тюканова О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Тюканова С.В. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец – Тюканов В.В. решением Зырянского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав. В соответствии с постановлением Главы администрации Зырянского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Тюканова О.В. определена в детский дом. На основании распоряжения Главы администрации Октябрьского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ Тюканова О.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томска», однако до настоящего времени она жилым помещением не обеспечена. На праве собственности Тюкановой О.В. объектов недвижимости не имеет. Истец, ссылаясь на ст. 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», просит обязать администрацию г. Томска предоставить Тюкановой О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, в соответствии с нормой предоставления - не менее 17 кв.м. общей площади.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Федько В.А исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Тюканова О.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации г. Томска, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика указала, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению, т.к. обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти Томской области. Финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. Ответчик свои обязательства по постановке на учет и включение истца в список детей-сирот исполнил надлежащим образом. Полагает, что Томская область ненадлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по финансированию переданных ею государственных полномочий. Администрация города Томска несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции. Поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет муниципального образования «Город Томск» в качестве субвенции, расходуются по целевому назначению, администрация города Томска надлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции.
Представитель третьего лица Администрации Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя ответчика администрации г. Томска, представителя третьего лица администрации Томской области.
Заслушав представителя процессуального истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Тюкановой О.В. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении Тюкановой О.В. серии №, выданного Дубровским с/с Зырянского района Томской области, следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью является Т.С.В, отцом – Тюканов Т.В.В..
Т.С.В умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I№.
Решением Зырянского районного суда Томской области от ДД.ММ.ГГГГ Т.В.В лишен родительских прав в отношении Тюкановой О.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Следовательно, Тюканова О.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Социальный статус Тюкановой О.В. ответчиком не оспаривался.
На основании постановления Главы администрации Зырянского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № за истцом закреплена жилая площадь в <адрес>, где проживала Тюканова О.В. до определения в детский дом.
Постановлением Главы администрации Зырянского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление Главы администрации Зырянского района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, исключив п.2: закреплена жилая площадь в <адрес>, где проживала Тюканова О.В. до определения в детский дом.
Распоряжением Главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № Тюканова О.В. принята на учет граждан, принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томска». Из ответа заместителя Главы администрации Октябрьского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что Тюканова О.В. состоит на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томска». В настоящее время Тюканова О.В. жилым помещением не обеспечена, ее порядковый номер в списке – 292.
По сведениям Управления Росреестра по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ № Тюканова О.В. не имеет на праве собственности объектов недвижимости.
Частью 1 статьи 5 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1, 7 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 15 Закона Томской области № 28-ОЗ (в ред. от 06.01.2013) «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.
В силу пункта 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - органы опеки муниципальных районов, городских округов).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (п. 4.1).
Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в ред. от 30.12.2014) администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным (ч. 1 ст. 1 Закона). Следовательно, муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации г. Томска является надлежащим ответчиком по иску.
Согласно частям 1, 2, статьи 6 указанного закона финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в соответствии с настоящим Законом осуществляется путем предоставления из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Указанные субвенции выделяются в соответствии со сводной бюджетной росписью местным бюджетам муниципальных районов, городских округов из областного фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
В силу статьи 8 Закона № 188-ОЗ Закон вводится в действие ежегодно законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, определенных настоящим Законом.
Законом Томской области от 30.12.2014 № 193-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» настоящий Закон введен в действие с 01.01.2015. В соответствии с приложением № 16 (таблица № 46) к Закону муниципальному образованию «Город Томск» выделена субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на 2015 год.
Частью 3 статьи 3 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (в ред. от 06.01.2013) предусмотрено, что в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, в частности, формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа; по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанным лицам жилые помещения, общая площадь которых составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Жилищным кодексом РФ установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (части 1 и 2 статьи 50 ЖК РФ).
Как установлено в судебном заседании, у Тюкановой О.В. на праве собственности жилых помещений не имеется. В установленном порядке Тюканова О.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск».
Таким образом, Тюканова О.В., как лицо, отнесенное к категории детей, оставшихся без попечения родителей, приобрела право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, т.к. в установленном порядке поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд считает, что соблюдены все условия предоставления Тюкановой О.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, следовательно, исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Тюкановой О.В. к администрации г. Томска о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-ОЗ «О жилищном фонде социального использования в Томской области» жилые помещения в жилищном фонде социального использования предоставляются по нормам предоставления, установленным статьей 6 настоящего Закона.
Частью 2 статьи 6 названного закона предусмотрено, что жилые помещения в жилищном фонде социального использования предоставляются по договорам социального найма исходя из следующих норм предоставления: 17 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего.
Кроме того, согласно решению Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» Тюканова О.В. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в размере 17, 0 кв. м. общей площади на одиноко проживающего гражданина.
С доводами представителя ответчика о том, что муниципальному образованию «Город Томск» не предоставлена субвенция именно на обеспечение Тюкановой О.В. жилым помещением, суд согласиться не может, поскольку реализация Тюкановой О.В. конституционного права на жилище, закрепленного на уровне законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения, не поставлена в зависимость от бюджетного финансирования, либо от надлежащего или ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления предусмотренных действующим законодательством полномочий. Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не освобождает ответчика от исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению жилым помещением и не является основанием для отказа в иске, поскольку нарушает гарантированное право истца на предоставление жилого помещения и препятствует реализации данного права.
Таким образом, доводы ответчика на указание в решении суда на источник исполнения органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий в виде обеспечения жильем именно истца, не основаны на законе.
Кроме того, согласно абз. 5 ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в интересах Тюкановой О.В. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить.
Обязать администрацию г. Томска предоставить Тюкановой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории муниципального образования «Город Томск» благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 17, 0 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья: Е.В.Куц
Секретарь: В.С. Безбрилова
Решение вступило в законную силу ________________2015 г.
Судья:
Секретарь:
Оригинал находится в деле № 2-3004/2015
Советского районного суда г. Томска