РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2023 года г.Октябрьск Самарской области
Октябрьский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Филатовой О.Е.
при секретаре судебного заседания Лекаревой О.А.
с участием представителя административного истца Авхутской М.М.,
представителя административного ответчика Шальновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора г.Октябрьска Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Октябрьск Самарской области о возложении обязанности оборудовать остановочные павильоны,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Октябрьск Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Октябрьск Самарской области о возложении обязанности оборудовать остановочные павильоны в районе в районе домов № и № по <адрес> г.о.<адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Октябрьск Самарской области проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения администрацией г.о.Октябрьск Самарской области, в ходе которой установлено, что по <адрес> г.о.Октябрьск в районе домов № и № отсутствуют остановочные автопавильоны. Выявленные нарушения могут повлечь за собой нарушения прав жителей г.о.Октябрьск, а также иных лиц на безопасные условия проживания, в том числе, безопасное использование транспортной инфраструктуры г.о.Октябрьск. По указанному факту прокуратурой в адрес администрации г.о.Октябрьск внесено представление об устранении допущенных нарушений, которое в настоящий момент рассмотрено и удовлетворено, однако допущенные нарушения фактически не устранены. Бездействие администрации г.о.Октябрьск, выраженное в неустранении допущенных нарушений, влечет нарушение прав граждан на безопасное пользование транспортной инфраструктурой городского округа.
В судебном заседании представитель административного истца - заместитель прокурора г.Октябрьск Самарской области Авхутская М.М. уточнила заявленные требования и просила обязать администрацию г.о.Октябрьск устранить выявленные нарушения в срок до 01.03.2024.
Представитель административного ответчика администрации г.Октябрьск Самарской области - Шальнова Е.В., действующая на основании доверенности от 10.01.2023, в судебном заседании с уточненными административными исковыми требованиями согласилась и с учетом длительной процедуры формирования бюджета на 2024-2026 г.г. просила предоставить срок для выполнения требований прокурора г.Октябрьск до 01.07.2024.
Представитель заинтересованного лица, привлеченного судом (л.д.19), муниципального казенного учреждения г.о.Октябрьск Самарской области «Комитет по архитектуре, строительству и транспорту администрации г.о.Октябрьск» в судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела без его участия (л.д.26).
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в числе прочих, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Аналогично, согласно пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 37 указанного законодательного акта, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Минтранса от 23 мая 2003 г. ИС-460-р № Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 N 1245-ст утвержден стандарт отрасли 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", устанавливающий общие технические требования к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3.6 данного стандарта при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог, когда переходно-скоростная полоса одновременно используется как автобусами, так и транспортными средствами, въезжающими на дорогу с автобусным сообщением, - устраивают заездной карман, который состоит из остановочной площадки и участков въезда и выезда на площадку. Размеры остановочной площадки принимают в соответствии с требованиями п. 3.2, а длину участков въезда и выезда принимают равной 15 м.
Пункт 3.10 ГОСТ 218.1.002-2003 предписывает установку автопавильона, предназначенного для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов.
Согласно пункту 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования" остановочные пункты общественного пассажирского транспорта ( остановочные пункты) для организации ожидания, высадки, посадки пассажиров маршрутных транспортных средств оборудуются на дорогах с регулярным движением маршрутных транспортных средств в местах промежуточных остановок на маршруте следования. Остановочный пункт на участках дорог в пределах населенных пунктов должен состоять, в том числе из: остановочной площадки, посадочной площадки, автопавильона, заездного «кармана» и т.д. Также в остановочных пунктах должны быть установлены освещение, скамья и урна для мусора.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона на административного истца в силу ст. 226 КАС РФ возложена обязанность доказать нарушение прав административного истца оспариваемыми действиями, а также соблюдение сроков на обращение в суд.
Как предусмотрено ч. 2 ст. 227 КАС РФ, решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, судом принимается в случае, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что прокуратурой г.Октябрьск Самарской области 25.11.2022 при проведении проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на территории г.Октябрьск Самарской области были выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, установлено отсутствие остановочных автопавильонов в районе домов № и № по <адрес> в <адрес>.
По результатам проведенной проверки 25.11.2022 прокуратурой г.Октябрьск Самарской области в адрес главы г.о.Октябрьск Самарской области было внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения (л.д.7-9).
22.12.2022 указанное представление было рассмотрено и дан ответ, в котором указано, что для устранения выявленных нарушений необходимо дополнительное финансирование из средств городского бюджета на 2023 год, в том числе, на приобретение остановочных павильонов в количестве 2 штук. Руководителю Финансового управления рекомендовано сформировать проект бюджета на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г. для принятия Думой г.о.Октябрьск во втором чтении с учетом представленных заявок (л.д.10-11).
Согласно акту выездной проверки от 07.08.2023, проведенной прокуратурой г.Октябрьск, установлено, что остановочные павильоны в районе домов № и № по <адрес> в <адрес> отсутствуют (л.д.17).
Таким образом, установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения устранены не были.
Непринятие органом местного самоуправления своевременных мер, направленных на оборудование остановочных павильонов, создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Принимая во внимание, что прокурором обжалуется длящееся бездействие, суд полагает, что сроки обращения с административным исковым заявлением, определенные ст.219 КАС РФ, прокурором соблюдены.
Пунктом 6 статьи 7 Устава г.о.Октябрьск Самарской области, утвержденного решением Думы г.о.Октябрьск Самарской области от 31.03.2021 года № 50, к вопросам местного значения г.о.Октябрьск относится в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времениотсутствую остановочные павильоны в районе домов № и № по <адрес> в <адрес>. Данные нарушения подтверждены, как пояснениями сторон, так и исследованными судом материалами. В суд не поступило сведений об устранении нарушения законодательства в этой области, в связи, с чем суд приходит к выводу, что до настоящего времени нарушения не устранены. Принимая во внимание, что вопрос по оборудованию остановочных павильонов относится к вопросам местного значения городского округа Октябрьск, которое несет ответственность по надлежащему содержанию указанной территории, учитывая признание административных исковых требований административным ответчиком, что на момент рассмотрения дела выявленное в ходе проверки нарушение требований законодательства в указанной части не устранено, суд приходит к выводу о том, что отсутствие остановочных павильонов по указанным адресам может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение.
Исходя из обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать администрацию г.о.Октябрьск Самарской области оборудовать остановочные павильоны в районе домов № и № по <адрес> в <адрес>, в связи с чем административный иск подлежит удовлетворению.
Учитывая объемы и сложность работ, длительность процесса формирования бюджета г.о.Октябрьск Самарской области, мнение административного истца и административного ответчика, суд считает разумным и достаточным установить административному ответчику срок для оборудования двух остановочных павильонов в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора г.Октябрьска Самарской области удовлетворить.
Обязать администрацию г.о.Октябрьск Самарской области в течение семи месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу оборудовать места остановки автобусов остановочными павильонами в районе домов № и № по <адрес> г.о.Октябрьск Самарской области.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 20.09.2023.
Председательствующий судья О.Е. Филатова