Дело № 2-5609/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2020 года г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:председательствующего судьи Колесниковой О.Д.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Медведевой ФИО4 к ООО «Вива Фарм» о взыскании задолженности по выплате заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
Медведева Л.И. обратилась в суд с иском к ООО «Вива Фарм» о взыскании задолженности по выплате заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов.
В обоснование требований указала, что состояла в трудовых отношениях с 14.03.2017 года в должности фармацевта в ООО «Вива Фарм».
09.06.2018 года Трудовой договор, заключенный между Медведевой Л.И. и ООО «Вива Фарм», был расторгнут.
Однако, в день увольнения, истцу не была выплачена заработная плата за апрель 2018 года в размере 35 000 рублей, за май 2018 года в размере 25663 рубля.
На основании изложенного, Медведева Л.И. просит суд взыскать с ответчика – ООО «Вива Фарм» в ее пользу:
- задолженность по выплате заработной платы за апрель 2018 года и май 2018 года в размере 60 663 рубля
- компенсацию за неиспользованные отпуска в размере 52500 рублей
- пособие по временной нетрудоспособности в размере 4832, 88 рублей
- компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 43052,67 рублей
- денежную компенсацию морального вреда в размере 40 000 рублей
- судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 50600 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика, действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила применить сроки исковой давности, в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив предоставленные сторонами доказательства по заявлению ответчика о пропуске срока для обращения в суд, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет, что заработной платой признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Согласно ст.136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ.
Согласно положениям ст. 127 ТК РФ, при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
Указанная норма права представляет собой гарантию реализации закрепленного статьями 2, 21, 22, 56 Трудового кодекса РФ права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы и направлена на обеспечение согласования интересов сторон трудового договора при определении правил выплаты заработной платы, на создание условий беспрепятственного ее получения лично работником удобным для него способом, что соответствует положениям Конвенции Международной Организации Труда № 95 от 01 июля 1949 года "Относительно защиты заработной платы".
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность по доказыванию отсутствия неправомерных действий лежит на работодателе, а не на работнике; при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм; суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Из материалов дела усматривается, что истец состояла в трудовых отношениях с 14.03.2017 года в должности фармацевта в ООО «Вива Фарм».
09.06.2018 года Трудовой договор, заключенный между Медведевой Л.И. и ООО «Вива Фарм», был расторгнут.
При увольнении истцу не была выплачена заработная плата за апрель 2018 года в размере 35 000 рублей, за май 2018 года в размере 25663 рубля.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
(часть вторая введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ)
Из материалов дела следует, что за разрешением индивидуального трудового спора Медведева Л.И. обратилась в суд 05.10.2020 года.
Между тем Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 мая 2018 г. N 15 разъяснил следующее: "Судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Пленум Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 г. N 15, Пленум ВАС РФ от 15 ноября 2001 г. N 18 в п. 26 Постановления "О некоторых вопросах, связанных с применением норм гражданского кодекса РФ об исковой давности" разъяснил, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Разрешая заявление представителей ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст. 392 ТК РФ, судом установлено, что Медведева Л.И. состояла в трудовых отношениях с ответчиком с 14.03.2017 года, трудовой договор был расторгнут 09.06.2018 года по инициативе работника на основании заявления Медведевой Л.И.
Данный факт в судебном заседании истцом не оспаривался.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд, по исковым требованиям о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и морального вреда истцом пропущен.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих в установленный срок с момента получения трудовой книжки подать в установленном порядке исковое заявление в суд, истцом не представлено.
Если требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, то на него в силу статьи 208 ГК Российской Федерации исковая давность не распространяется, кроме случаев, предусмотренных законом.
В случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".
Поскольку исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда вытекают из нарушения трудовых прав истца, на указанные требования также распространяется специальный срок для обращения в суд.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Медведевой ФИО5 к ООО «Вива Фарм» о взыскании задолженности по выплате заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов
- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца.
Судья О.Д. Колесникова