УИД 10RS0010-01-2021-000259-77
Дело № 2а-162/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года г. Олонец
Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Петровой С.А.,
при секретаре Востряковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Олонецкого района Республики Карелии, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной,
установил:
истец прокурор Олонецкого района РК обратился с иском о признании информации запрещенной по тем основаниям, что прокуратурой Олонецкого района РК проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что владельцем сайта: .... предлагается оказание слуг по приобретению .... в обход процедур, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. На момент проверки указанная страница сайта в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» отсутствует. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора. В целях установления владельцев сайта прокуратурой района проведен мониторинг ...., в ходе которого установить местонахождение регистратора сайта и администратора (владельца) сайта и его местонахождение не представилось возможным. Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о приобретении за плату .... в обход процедур, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, может способствовать совершению преступлений и повлечь негативные социальные и экономические последствия, что нарушает публичные интересы Российской Федерации. На основании изложенного прокурор просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу ...., информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор Олонецкого района РК Королев П.А. заявленные требования поддержал.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РК своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. В представленном отзыве указало, что интернет-ресурс с сетевым адресом .... в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет не включен.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Олонецкого района РК проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет». В ходе мониторинга установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу .... владельцем сайта предлагается оказание услуг по приобретению .... в обход процедур, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. В ходе мониторинга .... установить местонахождение регистратора сайта и администратора (владельца) сайта и его местонахождение не представилось возможным.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу правового регулирования ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом .... для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
На основании п. 3, 3.1 ст. 78 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Медицинская организация имеет право выдавать: медицинские заключения, справки, рецепты на лекарственные препараты и медицинские изделия на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; листки нетрудоспособности в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений (далее - Порядок), в силу п. 3 которого справки и медицинские заключения выдаются пациентам на бумажном носителе при их личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Согласно п. 10 Порядка справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
Частью 1 ст. 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Частью 1 ст. 327 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков.
В заявлении прокурор указал, что целью его обращения в интересах неопределенного круга лиц является ограничение доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» по сетевому адресу ...., где пропагандируются такие противоправные действия, как продажа .... в обход процедур, предусмотренныхдействующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, наличие в свободном доступе в сети «Интернет» сетевого адреса .... нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг, поскольку за подделку ...., их дальнейшую реализацию и использование предусмотрена административная и уголовная ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания указанной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Олонецкого района Республики Карелия удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу.... информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для внесения сетевого адреса ...., содержащего информацию, запрещенную к распространению, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.А. Петрова
Справка:
мотивированное решение в порядке ст. 177 КАС РФ
составлено 25.02.2021.