Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-291/2015 ~ М-312/2015 от 21.07.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Щукиной Г.Д.

при секретаре Аксеновой Н.Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

ФИО2 к государственному казенному учреждению <адрес> - управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> и Министерству социальной защиты населения <адрес> о возложении на ответчиков обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд иском к государственному казенному учреждению <адрес> - управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>(далее ГКУ АО –УСЗН по <адрес> и <адрес>) и Министерству социальной защиты населения <адрес> о возложении на ответчиков обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между нею и ее мужем ФИО1, с одной стороны и ОАО «Россельхозбанк», с другой стороны, был заключен кредитный договор по условиям которого ей был предоставлен ипотечный кредит в размере <***> рублей для приобретения готового жилья – <адрес>. В январе 2012 года, после приобретения ею данной квартиры она обратилась в ГКУ АО –УСЗН по <адрес> и <адрес> с заявлением о предоставлении социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту от ДД.ММ.ГГГГ, полученным ею на приобретение жилья, которое в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам(займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , решением данного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ , было принято к компенсации части расходов по уплате процентов по заключенному ею ДД.ММ.ГГГГ ипотечному кредитному договору. , в связи с чем, она стала участницей подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу п.9 Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, выплата компенсации части расходов осуществляется ГКУ АО – УСЗН за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом, в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от Министерства социальной защиты населения <адрес>.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ оказываемая ей социальная поддержка, в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ из-за отсутствия бюджетных ассигнований, выделяемых на данные цели ответчиками не производится, в связи с чем за период с ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность на общую сумму <***>,

Поскольку, несмотря на ее неоднократные обращения, ответчики не исполняют возложенные на них подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения <адрес> на 2012-2015 годы», обязанности, просит возложить на ответчиков обязанность по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ ,за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <***> и взыскать с ответчиков расходы по оплате государственной пошлине в сумме <***> рублей.

Истец ФИО2, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, направив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с выездом за пределы <адрес>.

Представитель ГКУ АО - УСЗН по <адрес> и <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив отзыв на исковой заявление ФИО2, в котором возражая против исковых требований последней, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указывая, что механизм предоставления социальных выплат, указанных ФИО2 в исковом заявлении установленпостановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и было утверждено Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , принятого в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотревшего, что финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств <адрес> осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В соответствии с ч. 2 ст. 179, ст. 69 Бюджетного кодекса РФ, в рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осуществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения, при этом в силу требований ст.ст. 6, 21, 74.1 Бюджетного кодекса РФ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов». <адрес> бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, не отнесены к публичным нормативным обязательствам, в связи с чем подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Бюджетные ассигнования, предусмотренные законами <адрес> об областном бюджете на 2013 и 2014 года были выделены в полном объеме Министерством социальной защиты населения <адрес> ГКУ АО – УСЗН по городским округам и муниципальным районам области, законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено выделение на данные цели 39950 тысяч рублей. Поскольку ГКУ АО – УСЗН по <адрес> и <адрес> в пределах выделенных ему денежных средств из бюджета <адрес>, с учетом очередности подачи заявлений получателями данной компенсации, произвел выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, то исковые требования ФИО2 являются не обоснованными.

Представители третьих лиц - Министерства социальной защиты <адрес>, Министерства финансов <адрес> надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили и ходатайств об отложении рассмотрения дела в адрес суда не направили.

Изучив материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации» №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ) Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально - экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Вместе с тем, согласно ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №145-ФЗ, Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Сроки реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке.

Порядок принятия решений о разработке государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Таким образом, цели, основные принципы и общий порядок разработки и принятия концепции, прогнозов и программ социально-экономического развития, в том числе целевых программ субъектов Российской Федерации, регламентируются вышеприведенными законодательными актами, а также Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ.

Во исполнение данных федеральных законов постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности, в соответствии с которым целевая программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием целей, задач, основных этапов и сроков их выполнения; программные мероприятия и их технико-экономическое обоснование; механизм реализации целевой программы; ресурсное обеспечение программы; прогноз конечных результатов и индикаторы эффективности реализации целевой программы; организацию управления реализацией программы

В последующем постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Долгосрочная целевая программа «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», в состав которой вошла подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы», включившая в перечень основных мероприятий оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, которая определила состав исполнителей и участников подпрограммы, а также механизм ее реализации, установив, что оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, производится государственными казенными учреждениями – управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области в соответствии с Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков, утверждаемым постановлением <адрес>.

После чего постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, включившее в состав участников данной подпрограммы: граждан, заключивших не ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта; граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, заключивших с ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека, при условии заключения кредитного договора (договора займа): на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>; на достройку жилья по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории <адрес>; на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории <адрес> (пункт 2 Положения) и определившее, что компенсации подлежат фактические расходы граждан, понесенные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом и что размер компенсации за месяц не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц (пункт 4 Положения), а также установившее, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных Министерству социальной защиты населения области на текущий год (пункт 10 Положения).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО « <***>» с одной стороны и ФИО2 и ФИО1 с другой стороны, был заключен кредитный договор №, по условиям которого созаемщикам, был предоставлен ипотечный кредит в размере <***> рублей, для приобретения готового жилья – двухкомнатной квартиры, общей площадью <***> кв. метров, в том числе жилой площадью <***>. метров, расположенной по адресу: <адрес>, под <***> годовых, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

В январе 2012 года созаемщик ФИО2, относящаяся к гражданам, заключившим не ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком кредитный договор на сумму не более 2000000 рублей на приобретение жилья на территории <адрес>, при наличии письменного согласия созаемщика ФИО1, обратилась в ГКУ УСЗН по <адрес> и <адрес> с заявлением о предоставлении ей социальной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ , предоставленному ей банком для приобретения готового жилья.

Распоряжением ГКУ АО – УСЗН по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ расходы по кредитному договору ,, заключенному ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 с ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» были приняты последним к компенсации в части расходов по уплате процентов по данному кредитному договору.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о том, что между сторонами ФИО2 и ГКУ АО - УСЗН по <адрес> и <адрес> возникли правоотношения по оказанию государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

В связи с чем, начиная с декабря 2011 года ФИО2, в порядке предусмотренном Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , оказывалась социальная поддержка путем компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, а с августа 2013 года ГКУ АО – УСЗН по <адрес> и <адрес> начисляло но не выплачивало последней данную социальную поддержку (государственную поддержку) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, в результате чего, согласно справкам ГКУ УСЗН по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, за период с <***>

В этот период постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ), установившим, что гражданам, которые до вступления в силу настоящего постановления в соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ получали социальную выплату в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или представили документы для ее получения, указанная социальная выплата предоставляется в том же порядке, установленном до вступления в силу данного постановления(пункт 2 Постановления), были внесены изменения в Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденное постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , включившие в состав участников данной подпрограммы: граждан, являющихся работниками областных государственных или муниципальных учреждений области (по основному месту работы), государственными гражданскими служащими области, муниципальными служащими области, инвалидами I группы, заключивших не ранее ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта; граждан, пострадавших от действий (бездействия) застройщиков, заключивших с ДД.ММ.ГГГГ с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2000000 (двух миллионов) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека, при условии заключения кредитного договора (договора займа): на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>; на достройку жилья по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории <адрес>; на погашение ранее выданного ипотечного кредита (перекредитование), средства которого были направлены на оплату обязательств по неисполненному застройщиком договору долевого участия в строительстве жилья на территории <адрес> (пункт 2 Положения).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" (в редакции постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 598); постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было признано утратившим силу постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», в состав которой входила подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы»; а постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 446, было признано утратившим силу постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков».

Вместе с тем в данный период был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации, определивший, что государственная программа субъекта Российской Федерации - это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителем и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ (п. 32 ст. 3), а также установивший требования к государственным программам.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок принятия решений по разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» в соответствии с которым государственная программа по своей структуре и содержанию должна отражать краткую ее характеристику с указанием координаторов программы, участников программы, целей, задач, перечня подпрограмм, включенных в состав программы, основных этапов и сроков их выполнения; объемов ассигнований областного бюджета государственной программы, ожидаемых результатов, характеристики программных мероприятий, приоритетов государственной политики в сфере реализации программы, сведений об основных мерах правового регулирования, мер финансово-экономического регулирования, ресурсного обеспечения и риска реализации,

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 446, была утверждена Государственная программа <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", введенная в действие с ДД.ММ.ГГГГ, в состав которой была включена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», целью которой является развитие ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирование рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья, а в число основных мероприятий включено направление средств областного бюджета гражданам, по заявлениям которых в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ были приняты соответствующие решения, в рамках осуществления мероприятия по выплате компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

Учитывая, вышеизложенные положения подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , суд приходит к убеждению, что данная подпрограмма является правопреемником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и направлена на выполнение <адрес> взятых на себя обязательств по оказанию государственной поддержки гражданам, по заявлению которых до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о выплате компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.

В связи с чем, ФИО2, ранее являющаяся участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , с ДД.ММ.ГГГГ стала участницей подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и имеет право на получение государственной поддержки в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, которая согласно пункту 2 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу постановлений <адрес>», установившего, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями <адрес>, указанными в пункте 1 данного постановления, в число которых входит постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», до ДД.ММ.ГГГГ были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке, должна выплачиваться в порядке, установленном Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Поскольку из ст. 179 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №145-ФЗ, Федерального закона №115-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном прогнозировании и программах социального развития Российской Федерации» и Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности", утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 28, а также из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Порядка принятия решений по разработке государственных программ <адрес>, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденногопостановлением<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - следует, что состав исполнителей и участников государственной программы определяется и согласовывается еще на стадии разработки и принятия программы, которая после утверждения ее постановлением Правительства субъекта РФ, в силу требований ч. 2 ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ, становится обязательной для исполнения в субъекте РФ всеми находящимися на территории субъекта РФ федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления субъекта РФ, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, в связи с чем в соответствии п. 3.5 Положения о Министерстве социальной защиты населения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство социальной защиты населения <адрес>, являясь исполнителем и участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , обязано осуществлять функции получателя средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых законом о бюджете на соответствующий год, предусмотренных на реализацию возложенных на министерство полномочий и главного распорядителя данных денежных средств, в том числе путем распределения их по подведомственным получателям бюджетных средств - государственным казенным учреждениям – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, а государственное казенное учреждение – управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>, находящееся согласно Уставу в ведомственном подчинении Министерства социальной защиты населения <адрес> (п.1.4) и являющееся соисполнителем и участником данных подпрограммобязано в пределах предоставленных ей Министерством социальной защиты населения <адрес> бюджетных ассигнований, исполнить бюджетные обязательства, по предоставлению социальной поддержке (государственной поддержке) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков

Согласно приложению , утвержденного ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», приложению , утвержденного ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», приложению , утвержденного ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», - на выполнение подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы было выделено главному распорядителю средств областного бюджета – Министерству социальной защиты населения <адрес>, соответственно в 2013 году - 436977,4 тысяч рублей; в 2014 году - 55000 тысяч рублей, в 2015 году – 75509,1 тысяч рублей, что значительно ниже объемов ассигнований из областного бюджета, предусмотренных подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , и подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , на данные годы, в виде выделения из средств областного бюджета на реализацию данных подпрограмм в 2012 году - 600640.1 тысяч рублей, 2013 году - 451589,4 тысяч рублей, 2014 году – 123645,504 тысяч рублей, 2015 году -88600, 000 тысяч рублей.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 04 декабря № 415-О и др.).

Применение данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким – либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.

Указанная позиция согласуется и с прецедентной практикой Европейского Суда по правам человека, чье толкование понятия «имущество» (содержащегося в статьей 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод) предполагает распространение этого термина на обещанные гражданину со стороны государства меры социальной поддержки и социальные льготы, в том числе право на пенсию, выплаты и помощь в рамках системы социального обеспечения.

Поскольку Министерство социальной защиты населения <адрес>, являясь исполнителем и участником, а ГКУ АО – УСЗН по <адрес> и <адрес>, являясь соисполнителем и участником подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес> на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечения качественным жильем и услугами ЖКХ населения <адрес> на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а также подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>» государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , включаяФИО2 в участники данных подпрограмм, взяли на себя обязательство по предоставлению последней за счет средств областного бюджета, выделенных им на данные цели, в течение первых 36 месяцев пользования ипотечным кредитом, социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории <адрес>, но начиная с июля 2013 года не выполняют в отношении последней взятых на себя обязательств, то суд, принимая во внимание, что на Министерство социальной защиты населения по <адрес>, возложена обязанность главного распорядителя денежных средств выделенных ему из бюджета <адрес> для реализацииподпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в <адрес>», государственной программы <адрес> "Обеспечение доступным и качественным жильем населения <адрес> на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 446, в том числе, путем распределения их по подведомственным получателям бюджетных средств - государственным казенным учреждениям – управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области,в связи с чем оно не может являться надлежащим ответчиком по исковым требованиям ФИО2, приходит к выводу, что исковые требования ФИО2 к ГКУ АО - УСЗН по <адрес> и <адрес> о возложении на последнее обязанность по осуществлению выплаты социальной поддержки (государственной поддержки) в виде компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , за период с ДД.ММ.ГГГГ в <***>, подлежат частичному удовлетворению, в пределах уточненной ГКУ АО – УСЗН по <адрес> и <адрес> задолженности по социальной поддержке (государственной поддержки) в сумме <***>,

В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что спорные правоотношения касаются вопросов защиты права на социальную поддержку (государственную поддержку), которые в гражданско-правовом смысле не являются имущественными, и что при подаче иска истцом была уплачена в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в сумме <***> рублей, что подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, то исковые требований ФИО2 о взыскании с ответчиков государственной пошлины в сумме <***> рублей, с учетом того, что Министерство социальной защиты населения по <адрес> не является надлежащим ответчиком по ее исковым требованиям, подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к государственному казенному учреждению <адрес> - Управлению социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение <адрес> - Управление социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> выплатить ФИО2 за счет средств бюджета <адрес> компенсацию части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , за период ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <***>,

Взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> - управления социальной защиты населения по <адрес> и <адрес> в пользу ФИО2 расходы по оплате государственной пошлины в размере <***> рублей.

В остальной части требований отказать.

Исковые требования ФИО2 к Министерству социальной защиты населения по <адрес> о возложении обязанности по осуществлению выплаты компенсации части расходов по уплате процентов по договору ипотечного кредитования от ДД.ММ.ГГГГ , за период ДД.ММ.ГГГГ и взыскании расходов по уплате государственной пошлине, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Г.Д.Щукина

2-291/2015 ~ М-312/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Павлова Ольга Евгеньевна
Ответчики
ГКУ АО- Управление социальной защиты населения по г. Завитинску и Завитинскому району
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Щукина Галина Дмитриевна
Дело на сайте суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
21.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.07.2015Передача материалов судье
22.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2015Судебное заседание
25.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее