Дело №
66RS0№-87
Р Е Ш Е Н И Е
22 ноября 2021 года г. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области Никитина Л.С.,
с участием защитника главы Администрации Бисертского городского округа <ФИО>4- <ФИО>3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Администрации Бисертского городского округа <ФИО>4 на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Администрации Бисертского городского округа <ФИО>4,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ № глава Администрации Бисертского городского округа <ФИО>4 (далее по тексту-<ФИО>4) привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, <ФИО>4 обратилась в суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, поскольку в вынесенном постановлении не конкретизирована объективная сторона состава административного правонарушения, поскольку не ясно, за какое именно наказуемое деяние лицо привлекается к ответственности: за строительство, за реконструкцию, капитальный ремонт, или иное. В материалах дела отсутствует акт осмотра места совершения правонарушения, отсутствует заключение эксперта, свидетельствующее о том, что действиями администрации оказано, либо будет оказано неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. Кроме того, дело об административном правонарушении и проведении административного расследования было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ, протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, протокол был составлен и предъявлен должностному лицу администрации Бисертского городского округа по истечении сроков административного расследования. В нарушение ч.5.1. и ч.5.2. ст.28.7 КоАП РФ определение о продлении срока не выносилось и копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток не была вручена и направлена должностному лицу, в отношении которого проводится административное расследование.
<ФИО>4 и старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству <ФИО>2 в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения которого извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, сведений об уважительных причинах неявки не сообщили.
Защитник <ФИО>4- <ФИО>3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы в полном объеме. Дополнительно пояснил, что перед строительством сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод было получено положительное заключение экспертизы ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ. Само сооружение биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод введено в эксплуатацию в октябре 2021 года, доказательств оказания возможного неблагоприятного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания материалы дела не содержат.
Заслушав защитника, проверив представленные материалы дела, оценив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее–КоАП РФ) предусмотрена ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу п.п. «б,в,г,е,ж,з» ч.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 380 "Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания" мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются:
б) оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания;
в)производственный экологический контроль за влиянием осуществляемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания;
г) предупреждение и устранение загрязнений водных объектов рыбохозяйственного значения, соблюдение нормативов качества воды и требований к водному режиму таких водных объектов;
е) выполнение условий и ограничений планируемой деятельности, необходимых для предупреждения или уменьшения негативного воздействия на биоресурсы и среду их обитания (условий забора воды и отведения сточных вод, выполнения работ в водоохранных, рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зонах, а также ограничений по срокам и способам производства работ на акватории и других условий), исходя из биологических особенностей биоресурсов (сроков и мест их зимовки, нереста и размножения, нагула и массовых миграций);
ж) определение последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания и разработка мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, направленных на восстановление их нарушенного состояния, по методике, утверждаемой Федеральным агентством по рыболовству, в случае невозможности предотвращения негативного воздействия;
з) проведение мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства, акклиматизации биоресурсов или рыбохозяйственной мелиорации водных объектов, в том числе создания новых, расширения или модернизации существующих производственных мощностей, обеспечивающих выполнение таких мероприятий.
Объектом правонарушения по данной норме являются общественные отношения в области использования и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания и обеспечения правомерных видов пользования ими.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении различных альтернативных действий, оказывающих неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Как следует из оспариваемого постановления в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минут Администрация Бисертского городского округа не исполнила обязательства по принятию мер по сохранению водных миологических ресурсов и среды их обитания в результате осуществляемой деятельности, а именно Администрация Бисертского городского округа с момента заключения контракта на строительно-монтажные работы по строительству объекта «Сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 700 м3/сут., р.<адрес> Свердловская область» (участок строительства очистных сооружений расположен на территории р.<адрес> Свердловской области на <адрес>А, в 2,30 метрах ниже плотины Бисертского водохранилища на реке Бисерть, в частности, на левобережном склоне долины реки Бисерть в 109 м. от ее левого берега, что является водоохранной зоной реки Бисерть) осуществляла деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы, без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.С выводами должностного лица о виновности главы Администрации Бисертского городского округа <ФИО>4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В оспариваемом постановлении, а также в протоколе об административном правонарушении должностное лицо указывает, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минут с момента заключения контракта на строительно-монтажные работы по строительству объекта «Сооружения биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод производительностью 700 м3/сут., р.<адрес> Свердловская область» (участок строительства очистных сооружений расположен на территории р.<адрес> Свердловской области на <адрес>А, в 2,30 метрах ниже плотины Бисертского водохранилища на реке Бисерть, в частности, на левобережном склоне долины реки Бисерть в 109 м. от ее левого берега) Администрация Бисертского городского округа осуществляла деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы, без принятия мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных Положением о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Данное нарушение выявлено в ходе проведения административного расследования при проведении анализа материалов, информации, содержащейся в государственном водном реестре, ГИС «Рыбохрана» и на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Срок административного расследования, вопреки доводам жалобы, был продлен определением от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом диспозиция ч.1 ст. 8.48 КоАП РФ предусматривает ответственность за совершение ряда альтернативных действий: строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Вместе с тем, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении должностного лица не указано, какую конкретно деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы, осуществляла Администрация Бисертского городского округа. Таким образом, судья соглашается с доводами защитника о том, что в данном конкретном случае ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении должностного лица не описана объективная сторона вмененного правонарушения, что безусловно свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
Кроме того, в проектной документации (раздел 2, том 2) «Схема планировочной организации земельного участка» № отражено, что площадка проектируемого строительства сооружений биологической очистки хозяйственно-бытовых сточных вод расположена в границах водоохраной зоны реки Бисерть. Загрязнение данной площадки исключено. Твердое покрытие проездов, озеленение территории и поверхностный водоотвод с площадки очистных сооружений в проектируемый дождеприемный колодец являются мероприятиями, обеспечивающими охрану реки от загрязнений.
Оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы отражена в представленном в материалы дела положительном заключении экспертизы ГАУ СО «Управление государственной экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором предусмотрены конкретные мероприятия по охране поверхностных и подземных вод. В указанном заключении отражено, что участок строительства расположен в пределах водоохраной зоны реки Бисерть. На период строительства реализуются организационно-технические мероприятия по исключению загрязнения поверхностных и подземных вод (в том числе, мероприятия по ограничению хозяйственной деятельности в пределах водоохраной зоны). Для очистки бытовых сточных вод применена биологическая очистка по технологии ООО "УПЕК" (патент РФ № от ДД.ММ.ГГГГ) с использованием и поставкой комплекта основного и вспомогательного технологического оборудования, адаптированного к технологии, и обеспечивающего регламентные показатели очистки сточных вод. Водоснабжение очистных сооружений предусмотрено от существующих сетей водоснабжения. Водоотведение хозяйственно-бытовых, производственных сточных вод принято в приёмную камеру очистных сооружений. Отвод поверхностных стоков с площадки проектируемых очистных сооружений предусмотрен по организованным уклонам покрытия проезжей части в дождеприёмник с последующим отводом в приёмный резервуар насосной станции дождевых стоков. Поверхностные сточные воды подвергаются очистке, полностью очищаются поливомоечный и талый сток и 70 % годового объёма дождевого стока. Очистка поверхностных стоков предусмотрена на проектируемых очистных сооружениях хозяйственно-бытовых сточных вод. Предусмотрены мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций: при невозможности регенерации ил удаляется из стабилизатора ассенизационной машиной с последующим вывозом на полигон ТБО; две параллельно работающих технологические линии.
Таким образом, обстоятельства, на основании которых должностным лицом Агентства вынесено постановление, являются недоказанными, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ также является основанием для отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ и прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л :
постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Свердловской области Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству <ФИО>2 от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобу - удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес>.
Судья. Подпись:
Копия верна. Судья: